Двигаемся дальше по Парку Победы, изучая историю российских военных истребителей. Из моих прошлых записей вы узнали про учебный МиГ-25ПУ. Недалеко от него стоит — истребитель МиГ-23.
В 1964 году в ОКБ-155 А.И. Микояна начались работы по созданию нового фронтового истребителя под обозначением МиГ-23.
Перед конструкторами стояло несколько основных задач. Во-первых, выпускавшиеся в то время истребители МиГ-21 из-за воздухозаборника в носовой части не вмещали новую прицельную РЛС "Сапфир".
Во-вторых, требовался самолет, способный взлетать с укороченных полос, при этом развивать сверхзвуковую скорость на огромных высотах.
Первую проблему удалось решить полной перекомпоновкой передней части.
Воздухозаборники переместились под крылья и доставили немало хлопот инженерам. О них я расскажу чуть позже.
Зато это позволило установить спереди радиопрозрачный обтекатель, а также отсек РЛС и электронного оборудования.
Решение второй задачи потребовало куда больших изменений в конструкции.
Значительно сократить пробег самолета до взлёта можно двумя способами: за счет применения подъемных двигателей или использования крыла с изменяемой геометрией.
Конструкторы пошли вторым путем, переместив крылья наверх (такая схема называется "высокоплан") и сделав возможность изменять их угол в пределах от 16° для взлета и посадки, и до 72° для полетов на сверхзвуковых скоростях или больших скоростях у поверхности.
В зависимости от режима полета, оно могло становиться то почти прямым, то стреловидным.
Еще одним интересным аэродинамическим элементом самолета МиГ-23 был подфюзеляжный киль, который выдвигался одновременно с убиранием шасси.
Музейный экспонат находится в неправильном положении, когда и шасси и подфюзеляжный киль выдвинуты. Совершенно очевидно, что взлетать или приземляться в таком виде просто невозможно.
В задней части также имелось четыре секции воздушных тормозов, а над реактивным соплом можно было закрепить тормозной парашют.
Для МиГ-23 был специально разработан в ОКБ К. Р. Хачатурова на базе Р-11Ф2С-300 новый двухконтурный турбореактивный двигатель Р-27Ф-300 с максимальной тягой 5200 кгс и 7800 кгс на форсаже.
У земли он мог разгоняться до 1350 км/ч, а на высоте - до 2500 км/ч!
Были и другие варианты двигателей. На модернизированный МиГ-23МЛ (а в музее стоит именно он, "Л" значит "легкий"), который выпускался с 1976 по 1981 год, устанавливали силовую установку с увеличенной тягой ТРДФ Р35Ф-300.
Воздухозаборники имели довольно необычную конструкцию.
Площадь горла воздухозаборников и углы установки клиньев изменяются автоматически в соответствии с тремя линейными программами управления, выбор которых производится автоматически в зависимости от режима полёта.
Это решение должно было обеспечивать двигатель оптимальным количеством воздуха для получения максимальной тяги в различных режимах полета.
Основным вооружением самолетов МиГ-23 были ракеты Р-24 и Р-60 в составе 4 штук с подвеской на крыльях.
В нижней части фюзеляжа, за передней стойкой, находилась встроенная двуствольная пушка ГШ-23Л с боезапасом в 200 снарядов.
Кроме этого МиГ-23 можно было применять и для бомбо-штурмовых ударов по земле.
Самолеты МиГ-23 участвовали во множестве боевых сражений. Он считается одним из самых воюющих отечественных истребителей.
Их применяли в Египетско-ливийском конфликте, Чадско-ливийском конфликте, Ирано-иракской войне, войне в Афганистане и других войнах.
Надо сказать, отличный был самолет! Между прочим, он до сих пор стоит на вооружении 11 государствах Азии и Африки, в том числе в КНДР и Сирии.