Найти в Дзене
Исторические напёрстки

«Стоял монгол у мартена… в Степи». Кто вооружал армии Чингисхана…

Оглавление

Опять будем топтаться по «альтернативщикам ига» и «ниспровергателям монгольских завоеваний». Не буду подробно останавливаться на математических раскладах этих экспертов, весьма веселом тролинге и ядовитом шипении на ортодоксов-ученых… в вопросе снаряжения кочевого лиха Чингисхана — добротном защитном снаряжением и многими тоннами железа. Без которых успешная средневековая война невозможна в принципе. Вопрос сегодня изучать будем: откель столько феррума нападало на монгольские головы…

Начать придется с того, что и без качественного железа, добротного защитного снаряжения можно ронять Империи. Это наглядно продемонстрировали многочисленные германские племена на примере Великого Рима. Перед нашествием они имели атакующее железное оружие, в основном копья и топоры, реже на порядки — мечи. На шлемы и доспехи ресурсов, умений, мастеров — не хватило. Что было — так трофейное. С каждым удачным боем и сражением готы все больше походили на армию, а не на толпы дикарей. Вскоре в их распоряжении оказались многочисленные арсеналы Империи, и еще не одно поколение захватчиков щеголяли в трофеях, ничуть не смущаясь.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Откуда растут домыслы

и конспирологии об отсутствии у армий Чингисхана нужного для войны железа и изделий из него — очевидно. В первую очередь об этом пишут источники. Китайские, само собой. Битые вояки южнее Великой Стены повествуют о безруких и нищих «татарах», коими значились все кочевые обитатели Степи севернее их бесполезной оградки. О том, как они гонялись за каждым панцирем, занимались контрабандой, ценили железо куда выше серебра…

Добавили керосинчику в огонь европские авторы, Плано Карпини и германский император Фридрих Второй, рисовавшие монголов (даже не Чингисхана — Батыя) как толпу оборванцев в шкурах и дерюгах. С нашитыми на них костями. Дальше пошло-поехало… Сегодня полно цитировать нет желания, это будет в следующей статье. Пробежимся по самым громким обвинениям альтернативщиков, по откровенному абсурду, лжи, подтасовках понятий, даже расизму откровенному из всего этого проистекающего.

Вводные для анализа такие:

Якобы монголы не знали железа, не умели его добывать-обрабатывать. Хорошо, потом проверим. Логика «мирных» ниспровергателей такова: степняку-табунщику железо не нужно в принципе, он чудесно управляется с поделками из кости и камня. Утверждение базируется на археологических данных, которые наглядно демонстрируют немало находок Великой Степи времен раннего Средневековья. Это иглы для шитья шкур, ножики и скребки, костяные наконечники стрел, прочая бытовуха и детали снаряжения-сбруи лошадной.

Хорошо, такое действительно есть. Только почему забывается при этом, что рядом со всем этим «скелетно-каменным примитивом» лежат другие артефакты. Пусть не столь многочисленные, но все-таки из железа деланные. Седла тоже там есть, кстати. С стременами, с удилами. Это определенный уровень развития ремесел, на секундочку. Без железных инструментов такое сделать… ну-ну.

Теперь о явных подтасовках понятий. Агрессивные «ниспровергатели» отличаются именно этим грязным приемом: сразу идут в лобовую с криком… «Где, мол, походные монгольские кузницы с наковальнями всех сортов, где доменные печи? Покажите нам шахты выработки железной руды и каменного угля… Прокатные станы и металлургические комбинаты по выплавке стали. Степные. Ведь без этого железо не сделать. Тем более, в товарных количествах для долгих войн…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Вот это предъявы,

однако. Нет… язык чешется сразу спросить в обратную сторону: покажите доменные печи, комбинаты и прокатные станы Хорезма, Кавказа, Руси, европ всяких. Шахты глубокой выработки тех времен. Стальные штампованные мечи со клеймом заводским: «зроблено в Києві», как вариант. Стандартизированную проволоку для плетения массовой европской кольчуги… хотя бы. Про доменные печи обвинения — …сразу в шлак ступайте.

Первые намеки на эти «комбинаты» производства железа появились в Китае к IV веку, сама же технология получения примитивного чугуна была известна на полторы тысячи лет раньше. Не прижилась из-за огромных затрат древесного угля и сопутствующей сложной механизации (несколько водяных мельниц нужно было, гидравлические приводы для нагнетания воздуха, его нагрева, специальные плотины).

В европах использовался (во времена нашествия монгол) «каталонский горн». Не везде. То есть, предшественник доменной печи. Меха уже механизированы гидравлическим приводом, Температуры плавки — высокие. Но объемы этих «горнов»… не больше кубического метра. Производительность понятна, надеюсь…

Если говорить про доменную печь — то она появилась в Ирландии и на юго-востоке Австрии (земля Штирия, XIII век). Это были кричные печи высотой три с половиной метра, с двумя отверстиями: для нагнетания воздуха (фурма) и извлечения готового продукта (крицы).

А вот настоящие доменные печи появились лишь во второй половине XV века. Вестфалия им родина. Были немедленно перехвачены вороватыми до чужого — англами, именно там продолжили эволюционировать особенно быстро. Высота таких домен достигала 5 метров. В России первая печь появилась лишь в 1630 году, в Туле. Доклад окончен.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Железо в XII-XIII веках

очень дефицитный товар и продукт. Баснословно дорогой везде. Даже европцы с китайцами, только-только начавшие выбираться из острой нехватки, — ценят очень высоко сами крицы и изделия из них. В торговых оборотах — чуть ли не главный товар, после зерна.

Как его получали? Так называемым «сыродутным методом». Во всех геолокациях мира. Другого способа не было в природе. Что уж говорить… это умели даже африканские первые родо-племенные общины. История получения первого железа относит в эпоху пары тысячелетий — до нашей эры.

Первые приспособления для плавки железа были примитивные. Их даже горнами язык не поворачивается называть. Копались ямы, обкладывались камнем или огнеупорными глинами. Примитивными «рукавами-мехами» из кожи нагнетался воздух (изначально этого не делали, естественный подток применяли через специальное отверстие-фурму).

Слоями загружалась измельченная железорудная порода вперемешку с древесным углем. Объемы были смехотворны — сырья влезало не более 20 кг. Температура могла быть — до 1300 градусов максимум. Для плавки малоуглеродистого железа — явно недостаточную.

В процессе горения через специальное отверстие вытекал легкий железистый шлак. Разогретую, пышущую крицу извлекали — быстро и сильно проковывали, таким образом «сваривая» ее, увеличивая плотность конечного продукта. Эти горны постепенно эволюционировали, очень медленно, кстати. Верхом сыродутного метода стали основательные конструкции «сыродутного горна». Уже специально выложенные подогнанными огнеупорными камнями или кирпичами. Размеры выросли, воздух стал нагнетаться большими мехами. Это уже была шахтная домница. Масса конечной крицы могла быть до 25 кг.

Фиксируем. Никаких проблем получать железо во всем мире, тем более в Евразии — не было. Вопрос в рентабельности и эффективности таких упражнений. Сыродутная технология (наиболее совершенная) производства железа подразумевает под собой примерно … 70% шлака. Именно поэтому сей продукт был баснословно дорог. И ситуация не изменилась вплоть до XVII-XVIII веков. В техническом терминизме можно назвать «новую эру» развития человечества — эпохой железного дефицита.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Первыми его преодолели европцы, тем самым совершив огромный технологический рывок вперед, обеспечив своим массовым производством железа: экспансии, ограбление мира, всякие «агро- судостроительные и военные революции», прочие вкусности геополитические. Византия, кстати, пала перед турками именно по причинам нехватки железа. Флот стало дорого снаряжать, войска вооружать нужным по качеству амуницией.

Русь-матушка тоже сильно отстала. Не по причине «ига окаянного». А из-за специфического геополитического и географического положения. Только полностью освоив Уральский Камень в XVIII веке, получила полностью безопасный доступ к рудникам тамошним. Первый чугун стала производить лишь веком раньше.

До этого, со времен Рюрика, железо было первейшей статьей импорта. Вымывая из княжеств огромные деньги в карманы западных купцов. Собственные же производственные мощности из «болотной руды» … это даже не смешно. «Варить железо» в наших широтах умели, только производительность и качество были… неважнецкими.

Не берем в расчет штучных мастеров в стольных городах и Новгороде. Разговор — про саму отрасль. Которая не способна была вооружить даже собственные княжеские дружины и городовые полки «кованной рати». Археология это совершенно четко фиксирует — больше половины воев Руси в импортном щеголяли, заморским — рубились. Не потому что мастера криворукие — эра «железного дефицита» на дворе.

Способ производства

железа выглядел так. Что в лесостепи монгольской, что в южнорусской или болотах Ильменя. Топливом был древесный уголь, большие артели углежогов заготавливали его вблизи городов и поселений. Самая предпочтительная порода дерева — лиственница. Продукт пережигался в ямах, тщательно просеивался, вывозился к «варщикам железа».

Руду искали по топким и заболоченным берегам рек, само собой — в открытых выходах железорудных пластов. Шахтёнки мелкие были даже — до пяти-семи метров глубиной, вглубь пласта вгрызались. Отрасли не было как таковой — добыча велась перед посевной, после первых сенокосов продолжалась. И после уборочной мужики целыми ватагами устремлялись заниматься этим «отхожим промыслом» до зимы.

По первым морозам, как земля схватывалась, добытую руду санями привозили к месту «варки» Перед закладкой в сыродутные горы ее дробили, сортировали, предварительно пережигали. Всё, что получалось дальше, — только от мастера-варщика зависело. Сотни секретов и тонкостей. Нужно было следить за пропорциями сырья, чередовать разные «подкладки», интуитивно регулировать интенсивность наддува, развесовку и состав минеральных флюсов-примесей (главный секрет). Вовремя слить от восстановившегося железа — жидкий шлак…

Обычные якутские «сыродутные горны» (Иллюстрация из открытых источников)
Обычные якутские «сыродутные горны» (Иллюстрация из открытых источников)

А теперь к монголам.

Про их «незнание железа». Еще их далекие предки «дунху» археологической «культуры плиточных могил» уже выделывали сыродутное железо. В начале I тысячелетия до новой эры. Оно стало появляться среди находок уходящего «бронзового века». Качество поделок говорит: среди кочевников стали появляться «полуоседлые» общины. Сезонные, так сказать. Это были люди, профессионально занятые горным делом, выплавкой и производством изделий. Самые древние печи, откопанные в ареалах обитания монгольских племен — были примитивными, неглубокого залегания. Но температуры около 1300 градусов вполне могли выдавать.

Дальше. Второй период развития «плавильного дела» Великой Степи приходится на четвертый-седьмой век нашей эры, с центром производства … в горах Алтая, на стыке современных РФ, Монголии, Казахстана. Археологи из Томского государственного университета нашли три монструозных «сыродутных горна» на берегу реки Куяхтанар (Кош-Агачский район Республики Алтай). Это сложнейшие конструкции «коробчатого типа» считаются специалистами самыми производительными печами для плавки железа во всей Евразии (до XIII века включительно).

Эти находки объяснили загадку историческую одну. В VI веке начал складываться Первый Тюркский Каганат (546 г. — дата образования). Сначала тюрки платили немалую дань Жужаню… железом. Откуда они его выкапывали, как плавили и добивались высокого качества — ломали головы многие исследователи. А уж сколько «ниспровергателей» и «древних ариев» резвилось в теме...

Всего в локации Кош-Агачского района найдено 16 подобных объектов, когда будут копать остальные — неизвестно. Второй любопытный момент — рядом с этими «плавильными комбинатами» нет следов постоянных поселений, только сезонные стоянки. То есть, совершенно понятно становится вся логистически-производственная составляющая этой отрасли кочевников.

Если возникала острая необходимость в большом количестве железа (война, например) — «комбинаты» запускались на полную мощность. Племена добывали руду, готовили тонны древесного угля, загружали печи, ковали крицы. В одном горне из Кош-Агачского района (всего за три плавки) можно было получить тонну железа. Их в округе почти дюжина, считать все умеют — сколько делалось за сезон. Только руду подвози… 500 мечей или 10 тысяч наконечников стрел — лишь из одной плавки выйти может...

Вот и вопрос созрел: могли кочевники любого разлива и века иметь такие «комбинаты»? Могли, обязаны были иметь. Найти их трудно, почти невозможно. Ведь рядом не ставились поселения (как Аркаим, например, легендарный). Могли они полностью обслуживать все потребности и нужды? Очевидно нет, добыча качественной руды ограничивала желания…

Обнаруженная печь «кош-ачагского» коробчатого типа (Иллюстрация из открытых источников)
Обнаруженная печь «кош-ачагского» коробчатого типа (Иллюстрация из открытых источников)

Выводы

пора делать. Разговоры о том, что с Х века монголы и их соседи «забыли кузнечные секреты» Южного Алтая и Сибири, пусть развлекают недалеких неучей. Вон, якуты в семнадцатом веке не забыли. Русские первопроходцы запомнили их сверхпрочные доспехи-«куяки» и оружие, качество которого массовое ремесло России не знало. Делали эти товарищи сами себе снарягу, проверено-перепроверено государевыми людьми было специально.

На территории расселения монголов нирун и дарлекин найдены сотни «сыродувных горнов» всех эпох, то есть самостоятельно этим процессом они владели. Вопрос только в количестве конечного продукта. Как и везде в мире — он был ничтожным. Поэтому запомнившиеся китайцам постоянные поиски монголами доспехов и железного оружия, использование костяных наконечников — обычная ситуация для всех народов. Как будто самим жителям Поднебесной его хватало… ага. Крестьяне деревянными мотыгами поля кромсали, из предметов утвари и быта — одно дерево и кость. Армии «непобедимые» — в кожаных защитных полу-пальто «киа».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Не все монгольские племена соприкасались с границами Китая, могли выменивать у киданей с чжурчжэнями дефицитное железо. Но почему-то в их археологии немало таких поделок. Самый бесспорный «маркер» — типы наконечников стрел. Забайкальские и алтайские — не спутаете с китайскими или корейскими, у каждого типа своя многовековая традиция, легкоузнаваемые черты. Их достаточно найдено, железные тоже есть числом немалым. А уж сабли, мечи и палаши… это отдельная статья.

Железное монгольское оружие

было. И было дорогим, как везде. Даже разграбив Цзинь и Среднюю Азию, чингисхановы нукеры испытывали острую потребность в нем. Чтобы год за годом накатывать на другие народы и государства, они выгребали подчистую все арсеналы, трофеили и переплавляли на военные нужды что только можно. Собирали мастеров и ремесленников тысячами.

Если помните, перед походом оружие выдавалось. Это зафиксировано многими источниками. Делалось с определенной целью — шоб не про…играли в карты бесценные панцири, кольчуги, мечи, наручи, шлемы и прочий металлический милитаризм. Собственное снаряжение иметь (даже после ограбления всей Азии) — было уделом немногих ратников.

Отсюда и очевидный перекос монгольской тактики — в стрелковый бой. Не только потому, что прирожденные стрелки. У других народов такого добра тоже хватало. «Наперстничать» Чингизу пришлось знатно, чтобы этот фактор сделать выигрышным. За счет (чуть-чуть) лучшей дальнобойности и пробиваемости своих девайсов стрелковых. Тактики пришлось менять, дисциплину насаждать людоедскую. Потому как… железа мало.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Если принять классическую теорию (которую считаю ошибочной) «ополчения кочевых племен» нирун и дарлекин — даже десятую часть их невозможно снабдить сносным снаряжением. Археология возражает, знаете ли. И сравнительный анализ. Артефакты той эпохи в Великой Степи дают один железный наконечник стрелы на две-три дюжины костяных.

Из мобилизационной «разверстки» военного государства (около 130 тыс. воинов) следует: Чингисхан мог только 7% своих нукеров одеть в ламинары, ламмеляры, снабдить поручами и хорошим железным оружием. Сделать тяжелой и средней стрелковой конницей. Здесь учебники не врут — так оно и было бы. Если собирать народ в тулупах по берегам Керулена и Онона. Вряд ли они даже Хорезм одолели. А вот где прибарахлились знатно воеводы Чингисхана и решили проблему железного дефицита — читаем завтра…

Продолжение следует…

-10

Читайте по теме: