Найти в Дзене

«Морро Касл»: история катастрофы (часть 1)

Оглавление
«Когда корабль не приходит в определенный порт,
ни в назначенный срок, ни позже,
директор компании произносит: "Черт!",
адмиралтейство: "Боже".
Оба неправы. Ну откуда им знать о том,
что приключилось, ведь не допросишь чайку,
ни акулу с ее набитым ртом...».
Иосиф Бродский. «Новый Жюль Верн».

Нью-Йорк – Гавана

«Морро Касл» спустили на воду в марте 1930 года в Нью-Йорке –
вот уж действительно: в нужное время, в нужном месте.
Нам неизвестно была ли разбита о борт традиционная
бутылка шампанского, ведь в США тогда действовал сухой закон, но запрет на алкоголь, от которого уже 10 лет страдали американцы,
во многом определил успех нового предприятия.

В то время самым популярным туристическим маршрутом Нового Света была «пьяная линия» – Нью-Йорк – Гавана. Вдоль нее
курсировали несколько кораблей, но ни один не мог сравниться
с роскошным сверхсовременным теплоходом.

Почти 150 метров в длину и 22 в ширину, он развивал скорость 20 узлов
и по праву считался одним из самых быстроходных и комфортабельных кораблей своего времени. Билеты стоили недешево, но шикарные каюты не пустовали, и судовладельцы довольно потирали руки –
миллионы, вложенные в строительство, быстро окупались.

Каждую субботу красавец-лайнер отчаливал из Нью-Йорка, а
в понедельник бросал якорь в Гаване, где ром лился рекой, и
прекрасные мулатки плясали прямо на улицах.

«Коктейльная вечеринка». США 30-е годы. Художник Mario Cooper (1905 - 1995 гг)
«Коктейльная вечеринка». США 30-е годы. Художник Mario Cooper (1905 - 1995 гг)

В 1933 году сухой закон отменили, но популярность «Морро Касл»
среди американской элиты не упала. Как это весело – махнуть
на недельку в Гавану!

Гавана – Нью-Йорк

«Морро Касл» славился необыкновенной пунктуальностью. Он
совершил 173 рейса точно по расписанию, поэтому пассажиры, поднявшиеся на борт в Гаване вечером 5 сентября 1934 года, имели
все основания полагать, что ровно через 58 часов окажутся
в нью-йоркском порту.

Днем 7 сентября «Морро Касл» шел вдоль юго-восточного побережья Соединенных Штатов. Встречный ветер, начавшийся еще накануне, крепчал, и, будто играя, сдувал с голов шляпы. На палубах
царило оживление – банкет, посвященный возвращению на родину,
вот-вот начнется.

Первая смерть

Капитан Роберт Уилмотт не смог присутствовать на банкете.
Он почувствовал сильную боль в животе и приказал объявить пассажирам о своей внезапной болезни, а через час бледный как полотно
судовой врач вышел из его каюты, и страшная весть мигом
облетела корабль – капитан мертв, убит, отравлен...

Капитан Роберт Уилмотт
Капитан Роберт Уилмотт

Качка усиливалась, но расстроенные пассажиры как будто этого
не замечали – путешествие было безнадежно испорчено. Если бы
они знали, что их ждет впереди!

Командование кораблем перешло к старшему помощнику. Ветер
теперь задувал с востока, огромные волны вскипали белоснежной пеной, и как-то слишком быстро темнел горизонт. Корабль входил в зону
циклона нор'эстера. Но погубила его не буря.

Пожар

Пожар начался в библиотеке ночью 8 сентября. Локализовать очаг
не удалось – в гидрантах не было напора – и огонь быстро распространялся по лайнеру.

Возможно, если бы капитан Уилмотт был жив, все было бы по-другому,
но история не знает сослагательного наклонения, и бездыханный
морской волк лежал в своей каюте, а место на капитанском мостике занимал некомпетентный и нерешительный старпом.

Охваченный пламенем корабль мчался на полном ходу против ветра, разгораясь все сильней, не подавая сигнала бедствия, а пассажиры
тем временем в панике метались по палубам, задыхались, прыгали
за борт, тонули в бушующем океане. Позорное бегство большей
части экипажа довершало ужасную картину.

By International News Photos, Inc. Public Domain,
By International News Photos, Inc. Public Domain,

Старпом Уильям Уормс, так неудачно исполнивший обязанности умершего капитана, не покинул гибнущий лайнер. Вместе с ним
на борту остались еще 10 членов экипажа.

SOS наконец был отправлен, и несколько находившихся поблизости кораблей поспешили на помощь, но драгоценное время было упущено.

На борту лайнера находились 549 человек, 137 из которых погибли
в ту страшную ночь (точное количество жертв неоднократно оспаривалась. В различных материалах можно встретить цифры
от 134 до 208 человек).

К вечеру 8 сентября то, что осталось от шикарного лайнера,
было выброшено на побережье Нью-Джерси в районе городского
пляжа Эшбери Парк (Asbury Park), в 75 милях к югу от Нью-Йорка.

Аттракцион

Вся Америка уже знала о произошедшей трагедии, и в Эшбери Парк собирались громадные толпы. Около 350 тысяч человек приехали сюда, чтобы поглазеть на последствия кораблекрушения. За вход на пляж
брали 25 центов, а за дополнительную плату можно было получить термостойкую одежду, респиратор и фонарь и посетить еще
дымящийся корабль.

8 сентября 1934 года Толпы собираются на пляже рядом с еще тлеющими обломками  "Морро Касл".   Фото: BETTMANN/GETTY IMAGES
8 сентября 1934 года Толпы собираются на пляже рядом с еще тлеющими обломками "Морро Касл". Фото: BETTMANN/GETTY IMAGES

Впоследствии губернатор Нью-Джерси хотел превратить «Морро Касл» в постоянно действующий аттракцион, но владельцы не прельстились солидной суммой и сдали лайнер на металлолом.

9 сентября 1934 г. Пляж в Эшбери-парке, штат Нью-Джерси.
9 сентября 1934 г. Пляж в Эшбери-парке, штат Нью-Джерси.

Несколько дней эта история занимала первые полосы всех
американских газет. Возмущенная недостойным поведением экипажа публика негодовала, требуя справедливости и подробностей.
Ее ждали сюрпризы.

О расследовании катастрофы читайте в нашем следующем выпуске.

Подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграме, где мы пишем о всем, что связано с огнем и пожарной безопасностью.