Стиль жизни Ахмета Эртегуна, или насколько важна роль продюсера в появлении новых жанров в музыке для масс.
Предыдущая часть здесь...
В период между 1953 и 1955 годами возникла новая музыкальная тенденция, которая оказала большое влияние на Atlantic Records. Белые поп-певцы начали записывать песни в стиле R&B. Они пытались копировать черных исполнителей, но пели менее экспрессивно и задушевно, чем оригинальные исполнители.
Первый опыт с Векслера с исполнением белой певицей Джорджией Гиббс черного хита оказался не простой случайностью, а одним из важнейших разворотов в истории шоу-бизнеса.
Вторая подобная запись, продюсированная Векслером и Эртегуном, совершила такой же успешный заход в хит-парад в 1954 году. "Sh-Boom" группы The Chords стала большим хитом в хит-парадах R&B, но её перепел коллектив из Канады The Crew-Cuts, вышедший на Mercury Records, их версия похоронила оригинал Chords.
Но историческим фактом остается, что "Sh-Boom" в версии The Chords стала первой песней в жанре рок-н-ролл, поднявшейся в первую десятку (№9) поп-чарта Billboard.
Опыт с этими исполнителями и ещё рядом записей привел Ахмета и Джерри к выводу, что можно только за счет черных исполнителей расширить рынок Атлантик если продавать R&B в белых районах, поскольку там молодежь очень интересовалась этой ритмичной музыкой. Только упаковку пришлось поменять, так появилось название рок-н-ролл.
Переходный момент случился, когда кантри-бенд Bill Haley and the Comets выпустил в 1954 году кавер-версию хита Atlantic Records "Shake, Rattle and Roll", в оригинале исполненной Биг Джо Тернером.
Эту песню можно назвать первым 100% хитом в жанре rock and roll.
ФАКТ
Знаменитое звучание Рэя Чарльза - ритм-энд-блюзовая манера, примененная к шестнадцатитактовым госпел последовательностям - появилась во время работы музыканта с Atlantic Records. "I Got a Woman" - считается первой песней в жанре соул.
В 1955 году Sun Records решили продать контракт Элвиса Пресли. Atlantic участвовали в торгах за него. Но их ставку в $30 000 перебил лейбл RCA Victor, заплатив $40 000. Джерри Векслер очень любил вокал Пресли и мечтал погрузить его в лучшую в стране R&B атмосферу, которую смогли сформировать в Атлантик. Но, как признался позже он сам, эту сумму он вряд ли смог бы собрать. Вместе с тем, эксперты признают, что высокая творческая планка Векслера и Эртегуна не позволили бы королю рок-н-рола опуститься до той музыкальной пошлятины, которую Элвис демонстрировал в 60-е.
ФАКТ
В 1957 году Atlantic Records одними из первых начали выпускать стереозаписи, как на магнитных лентах, так и на виниле.
Одним из главных хитов в истории Atlantic стала песня The Drifters "There Goes My Baby", но добиралась она до слушателей очень тяжело. Боссам Атлантик не понравилось включение струнных молодыми, но талантливыми продюсерами Лебером и Столлером (Leiber & Stoller). Кроме того, там были явные огрехи по музыкальной части, странный темп, атональность в бэк-вокале и отвратительное качество записи. Векслер даже обозвал песню "тушей дохлой собаки". Год запись пролежала на полке. В итоге боссы уступили настойчивости молодых гениев и в апреле 1959 года песня стала хитом №1, быстро превратившись в классику R&B.
Примерно в этот же период Атлантик изменил тактику формирования каталога и не только. Эртегун и второй основатель компании Хэрб Абрамсон не смогли найти общего языка в изменившихся условиях, когда к приходу последнего из армии, компанией заправляли братья Ертегун и Векслер. В итоге сумма отступных составила $300 000, попутно троица боссов избавилась от бывшей жены Абрамсона. Доля в Атлантик Мириам Бинсток была выкуплена, попутно и дантиста, на деньги которого и был основан бизнес, тоже "ушли" из компании.
Урегулировав все юридические тонкости между партнерами, руководители лейбла начали выпуск оригинальных записей белых музыкантов в стиле R&B и rock-n-roll. Поскольку молодежь из респектабельных кварталов уже не хотела довольствоваться одними лишь кавер-версиями. Время требовало настоящего кроссовера, а не перепевок хитов черных исполнителей. Атлантик первые начали заполнять пробел.
Ключевой моментом для становления классического рока и предвестником его золотого периода, стал приход в Атлантик Фила Спектора, человек который изобрел "стену звука", без которой была бы невозможна эра тяжелого рока как такового. Фил проработал у Ертегуна всего около двух лет 1960-61 годы. Его привлекло уважительное отношение к музыкантам и свобода творчества. Поначалу его использовали как сессионного гитариста на дочернем лейбле Атлантик Spark records у Лейбера и Столлера( Jerry Leiber & Mike Stoller). Гитару Спектора можно услышать на треке The Drifters "On Broadway".
Он так и не сделал погоды на лейбле, как продюсер, но приобрел огромный опыт, который помог ему развить карьеру в будущем.
В начале 60-х Атлантик потерял двух артистов, которые приносили 30% доходов, их имена Рей Чарльз и Бобби Дарин (Bobby Darin). В 1967 они обрели Арету Франклин (Aretha Franklin), которая открылась как певица только на лейбле Ертегуна. Сейчас её имя входит в десятку лучших вокалисток XX века. Отправной точкой мировой славы Франклин стала песня "I Never Loved a Man (The Way I Love You)".
Пока Джерри Векслер творил историю в стиле R&B, Ахмет Эртегун осуществил переход компании в белый рок. В 1965 году он подписал контракт с малоизвестным дуэтом мужа и жены, который звали Caesar & Cleoо. Вскоре они записали песню "I Got You Babe" под новыми (и, по сути, настоящими) именами Sonny & Cher, с ней дуэт поднялся на первую строчку хит-парадов и за ней последовало ещё много хитов, а карьера Шер успешно продолжается и сейчас.
Эртегун также осознал значение британского вторжения и подписал очень правильные контракты с Cream, King Crimson, Yes и Bee Gees. Позже Ахмет подписал контракт с британской группой Led Zeppelin и не прогадал, показав миру мощь ритм-н-блюза стадионного масштаба.
Он также достиг договоренности с Rolling Stones, предоставив им собственный лейбл для распространения их релизов вплоть до 1984 года.
И даже в движении глобализма Atlantic Records стали пионерами. В 1967 году руководству лейбла Ахмету, Джерри и Несухи поступило предложение о поглощении компании от группы Warner Seven Arts Corporation. Им предложили $17 млн в акциях и высокие посты в руководстве. Руководители Атлантик согласились.
Лучший финал, который можно себе вообразить.
ФАКТ
29 октября 2006 года 83-летний Эртегун споткнулся, ударившись головой о бетонный пол, на концерте Rolling Stones в Beacon Theater. Его сразу же доставили в больницу. Эртегун впал в кому и скончался 14 декабря 2006 года в Нью-Йоркской пресвитерианской больнице - Медицинском центре Вейл Корнелл.
До последних дней Ахмет появлялся в офисе в неизменно щегольском костюме и у него всегда было единственное желание найти ещё одного хитмейкера.
Ахмет всегда искал талант завтрашнего дня и очень внимательно относился к исполнителям, старался не упустить малейший шанс, найти тот крючок, за который можно вытянуть артиста на большую сцену. Однажды на одной голливудской вечеринке, как вспоминает Kid Rock, единственным человеком, кто действительно смотрел его концерт был Ахмет Эртегун.
- Похоже, он один из тех людей, кто просто любит музыку, - отмечает Kid Rock, - Все остальные хотят знать, как мы собираемся продавать эту пластинку и у кого мы собираемся выпустить ее, а он говорит: "Да, чувак, сделай погромче".