Найти тему
Оружейная Комната

Сравнение двух рабочих лошадок Т-34 и Pz.Kpfw IV. Так кто же всё-таки был лучше?

Оглавление

Добро пожаловать на мой канал!

Рассматривая далекие дни минувших танковых противостояний и оценивая силы сторон, невольно возникают интересные вопросы. На один из них мы постараемся ответить в этой статье.

Сегодня будем сравнивать два самых массовых танка Германии и Советского Союза. Именно на них легла вся тяжесть войны.

Идея выбора самого лучшего массового среднего танка Второй Мировой войны уже далеко не нова. Как у западных, так и у наших военных историков свои мнения на этот счет. Отечественные историки в один голос утверждают, что это конечно же Т-34. А вот у их западных коллег этот вопрос не так однозначен. Конечно, первенство лучшего среднего танка они отдают «старшей сестре» Pz.Kpfw IV - «Пантере». А вот лучшим массовым средним танком большинство считает все-таки «четверку».

Поэтому кто же из них прав, предстоит узнать нам.

Сравним наших сегодняшних «конкурсантов»:

Panzerkampfwagen IV - детище конструкторов знаменитой оружейной корпорации Крупп. Был разработан в 1935-1936 годах, в серийное производство поступил только в 1937 году. Задумывался как танк огневой поддержки пехоты, поэтому в первых модификациях имел 75-мм короткоствольную пушку. В последствии стал основным боевым танком Вермахта. После поражения Германии стоял на вооружении многих стран мира и принимал активное участие в вооруженных конфликтах ближнего востока.

Ранняя модель Panzerkampfwagen IV F1 с 75-мм орудием в бою
Ранняя модель Panzerkampfwagen IV F1 с 75-мм орудием в бою
Для сравнения возьмем «длинноствольную» версию Pz.KpfW.IV Ausf.H, самую массовую версию танка.
Основные технические характеристики:
Боевая масса - 25,7 т
Бронирование лба/бортов/кормы корпуса - 80/20-30 мм
Бронирование лба/бортов/кормы башни - 50/30 мм
Пушка - 75-мм KwK.40 L/48
Двигатель - Maybach HL 120TRM 300 л. с
Макс скорость по шоссе / средняя по проселку - 38/16 км/ч
Запас хода по шоссе/проселку - 210/130 км

Рассматривая подробнее этот образец, следует первым делом отметить, что немцы не рассчитывали установку противотанкового орудия на данное шасси. По их довоенной концепции средних танка должно было быть два: один для поддержки пехоты, другой для борьбы с танками противника, который получил наименование Pz.Kpfw. lll. Но в процессе войны с Советским Союзом их «прижало», времени на разработку и внедрение нового танка не было, и в таких условиях единственным правильным решением было отказаться от производства «короткоствольной четверки», а также его брата - «тройки», поставив на «четверку» более мощное противотанковое орудие.

Первой версией такого орудия стало 75-миллиметровое KwK.40 L/43. Орудие гармонично вписалось в танк, для этого всего лишь пришлось немного усилить конструкцию. Его хватало для уверенной борьбы со всеми советскими танками, а на базе этого орудия была создана противотанковая самоходка StuG III.

Немного позднее, в 1943 году, для еще более уверенного поражения советских танков, немцы заменили это орудие на 7,5 cm KwK 40 L/48. До появления тяжелых танков прорыва ИС и ИС-2, проблем с бронебойностью у этого орудия не возникало.

К примеру, снаряд с индексом Pzgr 40 пробивал под углом в 30 градусов на дистанции 100 метров 143 мм брони, а на 500 м 120 мм. Это, конечно же, не выдающиеся сверх-результаты, но для уверенной борьбы с Т-34 на дальней дистанции вполне хватало.

Отличительной чертой всех немецких танков была замечательная оптика. Наши советские танкисты, побывавшие внутри захваченных немецких танков, выделяли это и поэтому старались не вести открытый бой с дальних дистанций. Возможно, именно из-за этого в бою немцы и показывали высокие результаты.

Единственной проблемой этого танка стала подвижность. Первоначально на первые версии Pz.KpfW.IV Ausf.A немцы поставили Maybach HL 108T с 265 л. с. на борту. Уже тогда они поняли, что он не обеспечивает хорошую подвижность, поэтому на все последующие начали ставить 300-сильного старшего брата Maybach HL 120TRM. До войны с СССР его вполне хватало, но с новыми версиями на базе противотанковых орудий KwK.40 L/43 и L/48, возросшей из-за этого массы, а также из-за увеличения бронирования, итоговая масса возросла на 3,5-5,5 тонн. Из-за этого не только начались проблемы с подвижностью, но и с ходовой частью. На поздних версиях наблюдались частые поломки ходовой части. Эту проблему немцы так и не смогли решить до конца войны.

В целом, танк был немецким ответом на советские Т-34. Конечно, технологичность производства не была на должном уровне. Именно поэтому темпы производства «четверки» не сравнимы с Т-34. Особых сильных сторон танк не имел, как и недостатков тоже, получился твердый «середнячок».

-3

Переходим к Т-34.

Думаю, о Т-34, как и о автомате Калашникова, в нашей стране сложно не знать. Но все равно пробежимся кратко по его характеристикам.

«Тридцатьчетверка» - детище Харьковского КБ. Выпускался серийно с 1940 года, являлся основным боевым танком Советского Союза на протяжении всей войны.

-4
Для сравнения возьмем версию образца 1943 года, так как разницы с образцом 1942 года почти нет, а с обр. 1941 минимальные.
Основные технические характеристики:
Боевая масса - 30,9 т
Бронирование лба/бортов/кормы корпуса - 45 мм
Бронирование лба/бортов/кормы башни - 45 мм
Пушка - 76-мм Ф-34
Двигатель - В-2, 500 л. с.
Макс скорость по шоссе - 54 км/ч
Запас хода по шоссе - 300 км

Как и в случае с «четверкой», первоначально на Т-34 ставили «короткоствол» 76-мм Л-11, правда первая партия 1940 года из-за различных причин на Харьковском заводе провалилась, поэтому танков с этим орудием почти не было. С 1941 года начали устанавливать 76-миллиметровую Ф-34, которая была основной вплоть до модификации с 85-мм орудием. Были еще варианты установки орудия 57-мм с индексом ЗИС-4, эту модификацию называли «противотанковой», но в серию она не пошла.

О танке сказано уже все, поэтому я отмечу основные черты.

Применение наклонной брони позволило Т-34 максимально снизить массу, что в совокупности с 500-сильным В-2 позволило танку иметь великолепную подвижность на любых грунтах.

Следует особенно отметить, что его V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный танковый двигатель В-2 на столько опередил время, что его глубокая модификация «толкает» основной боевой танк Т-90!

Главный минус танка - его орудие. Ф-34 не обеспечивало достаточную бронепробиваемость. К примеру, бронебойный снаряд БР-350Б под 90 градусов на 100 метрах бил всего 90 мм пробития, а на 500 м всего 80мм.

Так же следует отметить наличие средств связи только на командирских танках (за редким исключением) вплоть до 1944 года, когда вышла модификация Т-34-85.

Главным плюсом танка была его технологичность. Инженеры за несколько лет войны в чертежи внесли несколько тысяч поправок!!! Упрощение конструкции было такое, что танк могли собирать буквально прошедшие минимальное обучение женщины.

-5

Итоговое сравнение

Орудие PzKpfw IV имело большее бронепробитие. В совокупности с великолепной оптикой и средствами связи немцы могли бить наши Т-34 на расстоянии больше 1-1,5 км. Именно поэтому наши танкисты избегали прямых столкновений, пытаясь «навязать свой бой» .

Т-34 имел большую подвижность и запас хода по шоссе/проселку. В совокупности с замечательным дизельным двигателем В-2, поглощающим «все, что только горит» (что не раз спасало красную армию и помогало держать нужный темп и логистику на маршах) это позволило в ходе масштабных операций 1944-45 гг. освоить тактику глубоких прорывов немецкой обороны и в кратчайшие сроки пройти до Берлина.

Так же следует отметить количество собранных Т-34. Самый главный показатель на войне - экономика. И по этим показателям СССР очень сильно обогнал страны Оси. К концу 1944 года сложилась ситуация, когда у немцев в целой танковой дивизии было по 3 танка.

Поэтому лично для меня лучшим массовым средним танком войны однозначно является Т-34.

Если у Вас остались какие-либо вопросы или пожелания, я жду Вас в комментариях. Прошу поддержать канал лайком и подпиской. Заходите, будет интересно!