На тандемах вокруг озера Иссык Куль
Календарь визита
Планы грандиозные, но надеемся, что осуществимые.
Немного о подготовке и сомнениях
Состав Европейской группы сформировался ещё в феврале 2005 года, когда была сделана групповая заявка на авиарейс Франкфурт-на-Майне — Бишкек.
Майские события в Республике Кыргызстан, названные в то время, с подачи прессы, «революцией» чуть было не нарушили планы путешественников. На официальном сайте МИД Франции Республика Кыргызстан была отнесена к странам опасным для посещения. Одна пара тандемистов отказалась от поездки, но её заменила другая.
Основной состав группы сохранился. Это 12 экипажей тандемов, 24 человека. Не все участники путешествия были знакомы друг с другом. Ведь это были люди из разных районов Франции, из Бельгии, Люксембурга и Швейцарии. Они франкоговорящие и поэтому, позволю себе называть их в дальнейшем французами.
Всё время до отъезда по электронной почте между ними шла переписка, где обсуждались вопросы упаковки тандемов для перевозки их в самолете, вопросы питания и очистки воды в незнакомой и жаркой стране. Последний вопрос волновал их особенно.
Часть из их будущих российских спутников получала эти электронные письма, переводила их, но в полемику не вступала, поскольку обсуждаемые вопросы не считались для них проблемными.
Российская группа сформировалась позже, полностью из тандемистов и велосипедистов города Пензы. Не смотря на то, что в Интернете почти год висело объявление с приглашением в путешествие всех желающих, никто из других городов к нам присоединиться не пожелал. А может, и пожелал бы, но доходившие сведения об отказе ехать в «мятежную» республику от нескольких групп велопутешественников не добавляли оптимизма.
Да и среди нашего состава бродили сомнения. Волновались родители, отговаривали друзья. Но хорошо зная привычку нашей прессы кормиться негативом, и на основании того, что уже летом поток сообщений из Киргизии стал близким к нулю, был сделан вывод о том, что ехать можно.
Ну, кто станет написать о спокойно текущей жизни в стране? Редактор какой газеты сочтёт, что это будет интересно читателям? Зато любое криминальное событие всегда оказывается на первых полосах новостей. Таковы нынешние законы прессы. Или вообще никакой информации, или всё плохо.
В России с тандемами до сих пор туго, и это повлияло на окончательный состав группы. У закоренелых тандемистов, Владимира и Людмилы Басалаевых, проблем не было.
В последние дни перед отъездом успели доделать и обкатать тандем Владимир Чертухин и Сергей Титов. Это не было таким уж экспромтом, потому что Владимир уже имел опыт изготовления нескольких тандемов для клуба инвалидов. Сергей же, инвалид с нарушениями движений при ходьбе. Но парень он крепкий и упорный, имеющий немалый опыт путешествий на велосипеде.
Виктор и Елена Богословские изготовили неплохой тандем, но за короткое время, оставшееся до путешествия не успели преодолеть психологические факторы, мешающие им уверенно чувствовать себя на тандеме на дороге с автомобильным движением.
Ещё несколько пар пензенских тандемистов могли бы примкнуть к нам, но по различным причинам не сделали этого. Итак, сформировалась группа из двух экипажей тандемов и четырёх одиночных велосипедистов. Всего восемь человек.
Кто летит, кто едет, и все в Бишкек
Европейцы прибыли во Франкфурт-на-Майне на своих автомобилях вместе с тандемами упакованными в картонные коробки. Машины — на автостоянку, тандемы — в багаж. Никаких проблем с перевозкой тандемов, несмотря на их внушительные размеры, в самолёте не было. Рейс осуществляет компания «Киргизские авиалинии». Перелёт беспосадочный.
Российской группе было сложнее. Беспересадочным способом добраться от Пензы до места назначения можно только поездом «Москва — Бишкек». Поезд проходящий, битком набитый, предварительно взять на него билеты из Пензы практически невозможно. Но благодаря пониманию и участию работников железнодорожных касс, всего за несколько дней до отправления удалось взять билеты. Этим фактом незамедлительно были обрадованы наши европейские друзья.
Поезд идёт до Бишкека около трёх суток и когда мы уже с беспокойством готовились к посадке в поезд, европейские тандемисты все ещё пребывали в домашней обстановке. Особое беспокойство у нас вызывала погрузка частично разобранных и упакованных в чехлы тандемов и велосипедов. И хотя правила перевозки багажа были нами соблюдены, уверенности не было. На заартачившегося проводника поезда из другого государства не найдется управы.
Оказалось же, что опасения наши были напрасны. Препятствий не было. Оказывается, в этом поезде проводниками налажен процесс массовой перевозки велосипедов без всякой упаковки. Это дешёвая продукция Пензенского велозавода. А я то, думал: «Неужели, эти велики, ещё кому-то нужны?»
Группа провожающих собралась немалая. Спасибо им за помощь, за тёплые слова и добрые пожелания. Кто-то продолжал удивляться тому, что мы, всё же, поехали. Кто-то сожалел, что вовремя не решился.
Тронулся поезд. За окнами удаляющиеся глаза и руки друзей, почти на месяц оставленная нами летняя Пенза. В поезде наша команда разместилась только на боковых полках. Тандемы с велосипедами уложены на верхние, третьи полки, заставленные всевозможными сумками и тюками. Свободного места нет. Но едем. Не оправдались опасения о жаре внутри вагона. Некое всеобщее похолодание в местах следования поезда избавило нас от ожидаемой духоты.
В этом поезде свои законы. С приближением к границе России с Казахстаном они проявляются всё сильнее, а затем полностью вступают в силу. Проводники постоянно подсаживают пассажиров в и без того переполненный вагон. Покинув на время свое место, и вернувшись, можно обнаружить на нем три человека, от которых потом нелегко избавиться. Аргумент убийственный: «Вы же едете, и нам надо ехать».
В вагоне постоянно идет торговля. Продавцы, беспрестанно меняя друг друга, предлагают купить буквально всё. Их речёвки типа: «Пиво–минералка», «Сигареты–живачка–одеколон», «Риба–катлет–пирожок» звучали сутками и прочно засели в наши головы. И ещё: одежда, часы, браслеты, электроника и даже изделия из драгоценных камней и металлов (таких ли уж, драгоценных?).
Здесь закон легко уживается с беззаконием. Пограничнику, проверяющему законность пересечения границы очередным пассажиром, с нетерпением дышит в спину человек, предлагающий обменять рубли на таньга и сомы.
Таможенники держат поезд по несколько часов на каждом пересечении границы по два раза. В вагоне вскрывают люки и панели, тщательно, а порой и бесцеремонно досматривают «избранных». Много претензий предъявляют к проводникам. Наверное, это не зря. Наркотики — основной предмет поиска. К нашему брату, пока, отношение весьма снисходительное.
Всё это вместе с унылым пейзажем за окном создает впечатление того, что наша поездка будет продолжаться вечно. Но когда удавалось собраться вместе, менялось настроение. Разговоры о предстоящем путешествии, рассказы о прошлых, заочное знакомство по имеющейся информации с будущими спутниками и, конечно же, последние попытки овладеть основами французского языка повышали настроение.
Ещё в конце зимы мы организовали группу изучения французского и начали регулярные занятия. Не все из нас выдержали дополнительную нагрузку. Но тот, кто не сдался, с нетерпением ждал возможности проявить свои знания на практике. Конечно же, это Ирина.
Я же, вспоминал киргизский язык. Почти всё моё детство прошло в этой республике. Знал достаточно слов, чтобы понимать собеседника и немного говорить самому. И в школе, кажется, в четвёртом классе, были уроки киргизского языка. Но за четыре десятка лет жизни в других районах страны, очень многое безнадёжно забыто. Но стараюсь, вспоминаю, как могу.
Веселее стало, когда спустились на юг. На остановках пошли спелые, вкусные и баснословно дешёвые дыни и арбузы. Аналогичный экземпляр, купленный в Пензе, стоил бы раз в двадцать дороже. Рубли наши берут везде без вопросов, что избавляет нас от излишних хлопот.
Таможенные неприятности не минули и нас. В поезде, несмотря на кажущийся беспорядок, информационная работа поставлена. Не раз и не зря у нас спрашивали собеседники: «Где будете жить, на чём будете готовить пищу?».
И вот, перед въездом в Киргизию, таможенник требует предъявить к осмотру все наши рюкзаки на предмет поиска баллонов с кемпинг-газом. То, что баллоны с газом нельзя провозить в самолёте, всем ясно, а вот, в поезде? Да, узнавали по телефону, получили ответ: «Можно».
И никому из нас в голову не пришло, что так всё может обернуться. А взяли кемпинг-газ потому, что было известно то, что в Бишкеке купить его будет весьма затруднительно. Взяли на себя и на европейцев.
Как выкрутились мы из этой ситуации, остаётся за кадром, но проводница потом сказала: «Вам повезло. Перед вами поляки ехали, и им каждый баллон обошёлся по 100 долларов».
Осталось поставить лайк, написать комментарий, на который отвечу и подписаться на канал
- Искать интересное в списке публикаций
- или на канале "Путешествия на велосипеде"