Часто ли вы задумываетесь о звуках за кадром любимого кинофильма? Скорее всего, нет. Хотя звук помогает нам с головой окунуться в мир, выдуманный режиссёром, мир звуков для зрителя остаётся неизведанной территорией.
А звук этот создают отдельные люди – foley artists, или специалисты по созданию звуковых эффектов.
В нашей статье вы узнаете, как эти креативные ребята используют обыденные предметы для озвучания всего, начиная от удара под дых и заканчивая полётом стрекозы.
1. Удары
Будем честны: во время съёмок никто не бъёт друг друга по-настоящему. Для озвучки ударов специалист по созданию звуковых эффектов бъёт себя кулаком по ладони. Если нужен звук удара посмачнее, то он надевает на руку кожаную перчатку и «избивает» уже не свою ладонь, а толстую телефонную книгу, обклеенную толстым слоем скотча. Тогда звук удара получается многослойным и тяжёлым.
Если же необходимо озвучить настоящее месиво, то используется сырое мясо, по которому наносят удары прямо у микрофона. Но мясо должно хорошо подходить под свою многострадальную роль: кусок должен максимально походить на человеческую щёку и плоско лежать в ладони специалиста. Идеальным вариантом в таком случае выступает кусок говяжьей пашины.
2. Лошадиный галоп
Специалисты по созданию звуковых эффектов озвучивают и животных. Привычным инструментом для воссоздания звука копыт являются кокосовые скорлупки. Ими стучат по полу, имитируя шаги коня, но такой способ подходит только для сцен, где животное скачет по брусчатке или камню.
Но в таких фильмах как «Железная хватка» (2010), где лошадь в основном скачет по земле или грязи, в роли копыт выступает пара камней.
Стоит также помнить, что лошадь не скачет беззвучно. Поэтому foley artists добавляют в звуковую дорожку звуки потрёпанной верёвки, которые имитируют хвост и гриву, развевающуюся на ветру.
3. Лошадиное жевание
Обычно, озвучание животного во время трапезы дело несложное. Главное, понять, какую пищу ест зверь, сухую или мокрую. Мы знаем, что лошади едят траву, и трава сухая. Но у коня длинное рыло, поэтому звук будет другим, в отличие от кошки или собаки.
Для имитации лошади, жующей траву, специалист по звуковым эффектам складывает руки «пещеркой» у рта и сам жуёт что-нибудь сочное, например, сельдерей.
Если же в сцене лошадь ест из ведра или корыта, то приходится заталкивать голову под стул, чтобы звук был достоверным.
Чего не сделаешь ради искусства!
4. Вываливающиеся органы
Да, тема не из приятных. Но без такого звука не обходится добрая половина фильмов ужасов. Для них в ход идёт сырая курица: её текстура не только даёт нужный звук, но при манипуляциях становится со временем более склизкой. Согласитесь, идеальный материал для большого количества дублей.
Но есть у курицы и минус – это не самый «чистый» материал для использования. Поэтому иногда вместо курицы записывают шоколадный пудинг. Водя ложкой в разных направлениях в стаканчике с десертом, можно получить тот же узнаваемый неприятный звук.
А вы бы догадались использовать пудинг для таких целей?
5. Полёт стрекозы
Помните стрекозу из открывающей сцены фильма «Люди в чёрном» (1997)? Чтобы озвучить её полёт специалист по звуковым эффектам, Марко Костэнзо, экспериментировал с разными видами бумаги и даже пробовал закинуть игральную карту между движущимися спицами велосипеда. Но звук был не тем. Тогда Марко откопал у себя в студии ручной вентилятор. Нажимая на его лопасти, Марко смог подобрать идеальный звук для разной частоты движения крыльев стрекозы.
6. Проломленный череп
Для звука ломающихся костей специалисты по звуку обычно используют сельдерей, но его звук слишком «сухой» для разбитого черепа. Идеальным в этом случает будет звук хруста, за которым следует глухой стук. Кто бы мог подумать, что простое яблоко станет решением этой проблемы. Раздавив яблоко ногой, получается тот самый звук проломленного черепа. Ни один Йорик при этом не пострадает.
7. Звон меча
Для приятного трезвона, вибрации меча, однозначно используют металл. Тем не менее, очень сложно получить этот звук без неприятного скрежета. Поэтому специалисты по звукоэффектам не могут полагаться на битву на мечах в студии звукозаписи. Для этого звука придумали использовать железную опору для полок и смычок для виолончели. Смычком проводят по металлической конструкции и затем раскачивают её из стороны в сторону, создавая при этом тот самый вибрирующий и звонкий звук меча.
8. Робот
Звуки превращения робота в машину в фильме «Бамблби» (2018) были созданы программой, в digital. Но все остальные были записаны с помощью специалистов по звукоэффектам. В сцене, где Бамблби садится на диван, который ломается под его весом, использовалась старая газонокосилка. Её с силой толкали в дверь от машины, имитируя вес робота. Сам же диван озвучивали отдельно: для этого руками придавливали старое сиденье от автомобиля.
9. Щебет птиц и писк мышей
Настоящие профессионалы в создании звуковых эффектов сами являются своими главными рабочими инструментами. Но не все звуки можно сымитировать ртом.
Для имитации щебечущей птицы или писка мыши пользуются ножкой от стула, к которой прикреплена скрипучая дверная ручка. Так, поворачивая ручку, получается знакомый уху звук этих маленьких животных.
Озвучка чего удивила Вас больше всего?
Делитесь в комментариях, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы узнать ещё больше о закулисье кино!