Профессиональный риск / Les risques du metier. Франция, 1967. Режиссер Андре Кайат.
Исторический период, место действия: Середина 1960-х, Франция, провинциальная городская школа.
Обстановка, предметы быта: обычная провинциальная школа с простой функциональной обстановкой; скромные жилища и предметы быта педагогов.
Приемы изображения действительности: реалистичное изображение жизни педагогов и учащихся.
Примеры жанрового варианта изображения событий: Провинциальная школа маленького французского городка – обычное учебное заведение, где обучаются дети из разных слоев общества. В этой школе работают супруги-учителя Жан и Сюзан.
Персонажи, их ценности, идеи, одежда, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительный персонаж – учитель, хороший специалист своего дела, одетый в строгий костюм. Он артистичен, обладает лексически богатой манерой речи, у него приятного тембра голос. Отрицательные (условно) персонажи – три 14-летние школьницы.
Существенное изменение в жизни персонажей: по разным причинам (безответная влюбленность в педагога, желание отвести подозрения от своей любовной связи с 18-летним парнем, желание разнообразить свою жизнь сенсационными событиями) три школьницы обвиняют своего учителя в сексуальных домогательствах.
Возникшая проблема: репутация и должность положительного персонажа находится под угрозой.
Поиски решения проблемы: борьба Жана и его супруги с ложными обвинениями.
Решение проблемы: разоблачение лжи старшеклассниц, возвращение к обычной жизни школы.
Частные уроки / Cours prive. Франция, 1986. Режиссер Пьер Гранье-Дефер.
Исторический период, место действия: 1980-е годы, Франция, городская местность, частный лицей.
Обстановка, предметы быта: частный лицей, современные классы, кабинет директора лицея, фотолаборатория, комфортабельные квартиры педагогов и учащихся из обеспеченных семей.
Приемы изображения действительности: реалистичное изображение жизни педагогов и учащихся.
Примеры жанрового варианта изображения событий: Частный лицей – современное, хорошо оснащенное технически учебное заведение, где преподает историю молодая красивая учительница, в которую безответно влюблен директор лицея.
Персонажи, их ценности, идеи, одежда, телосложение, лексика, мимика, жесты: в отличие от множества иных фильмов на школьную тему, здесь нет положительных персонажей в традиционном смысле этого понятия. Судя по всему, главная героиня – яркая личность, отлично знающая свой предмет. Однако постепенно выясняется, что она далека от классического идеала школьного педагога. Да и директор лицея лишь поначалу кажется строгим и справедливым руководителем учебного заведения… У персонажей нет резкого разделения по социальному и материальному статус. Одежда педагогов довольно строгая, что, впрочем, ничуть не мешает главной героине подчеркивать свою сексапильность. Многим персонажам-педагогам свойственны образная лексика, артистичность мимики и жестов, тембрально приятные голоса.
Существенное изменение в жизни персонажей: однажды все педагоги лицея получают конверты с фотографиями оргии старшеклассников с участием некой молодой женщины. И хотя ее лицо на фото вырезано, подозрения подают на учительницу истории, которая в беседе с директором лицея утверждает, что не имеет к снимку никакого отношения.
Возникшая проблема: репутация и должность главной героини находится под угрозой (уголовное преследование ей, похоже, не грозит, так как возраст сексуального согласия по французским законам начинается с 15 лет).
Поиски решения проблемы: главная героиня подозревает в шантаже одну из старшеклассниц, с которой у нее была короткая лесбийская связь, но вскоре выясняется, что массовой рассылкой пикантных фотографий занимался… директор лицея.
Решение проблемы: в ходе бурного выяснения отношений учительница истории признается директору лицея в своих смелых сексуальных развлечениях, открыто предлагает ему себя, но тот, окончательно потеряв надежду на подлинную взаимность любовных отношений, кончает жизнь самоубийством.
Александр Федоров, 2018