Я считаю, что сам по себе фриланс – это не угроза бизнесу. У меня в команде были люди, которые подрабатывали в свободное время, и никакого ущерба мне это не нанесло. Если человек добросовестный и дисциплинированный, свои обязанности выполняет, соответственно, не имеет значения, чем он занимается в свободное время. По крайней мере, пока не выполняются 2 условия:
- фриланс достиг широких масштабов (но тогда это уже не подработка, а предпринимательство);
- сотрудник подрабатывает в той же сфере, что и я.
Тогда определенные репутационные риски появляются: работник может украсть клиентскую базу, стратегию развития, идеи и т.д. и открыть компанию-клон. Но здесь нужно вспомнить 2 момента. Во-первых, это может сделать любой человек, даже тот, который в принципе не подрабатывает. Во-вторых, скорее всего, если сотрудник не «сольет» информацию конкурентам, то большая часть данных ему по сути не нужна. Он только открылся, разве согласятся с ним работать те люди, которые согласились бы со мной? Вряд ли.
Есть один пример. Работал у меня один сотрудник, назовем его Виталий. Так вот, он скопировал мою клиентскую базу и исчез, а через время открыл свой бизнес. Но его компания так и не расширилась, в ней работало 2 человека. Неприятно, какую-то работу пришлось делать заново, при этом я не могу сказать, что это сильно повлияло на мою репутацию.
Можно ли себя обезопасить от подобных случаев? Процентов на 10. Можно мониторить активность работников в соцсетях, можно использовать системы DLP… Но если сотрудник ничего не пишет о подработке (и это логично, зачем ему лишние подозрения)? А системы DLP и другие программные компоненты, конечно, отследят, что человек по почте передал информацию или на флешку скопировал. Но если он сфотографировал и отправил в WhatsApp, об этом никак не узнать.
Я рекомендую мониторить соцсети и подписывать договор о неразглашении данных, если риски большие. Но не считаю нужным доходить до крайностей, все равно за всем не уследишь. Например, периодически приглашать в офис следователя с детектором лжи – это уже перебор, хотя у компаний есть и такой опыт.