Найти в Дзене
Разные времена

Новый Иерусалим. Святейший патриарх Никон. Начало Святой Руси. (часть 3)

Будущий патриарх Никон – тогда Никита Минов родился в Нижегородской губернии, в детстве осиротел, мачеха его ненавидела, изводила. Он выучился грамоте и сбежал в монастырь. Однако, отец забрал его и уговорил жениться. Никита послушался, женился и стал священником. Дети его один за другим умерли от чумы (потом он спас от этого поветрия царских детей и всю его семью). Усмотрев в гибели детей волю Провидения, Никита уговорил жену уйти в монастырь и сам принял монашество.

Шаг за шагом шёл Никита подвижнической стезёй. Жил в послушании на Соловках, спасался от гибели в Белом море, став митрополитом Новгородским, усмирил там бунт и сам чуть не погиб.

Был представлен царю и стал царским «собинным другом", покорив юного царя верой, патриотизмом и поддержав его высокие идеи. В частности главную, что Москва – Третий Рим.

Патриарх и сам лелеял мысль о всемирном значении Москвы как третьего Рима.

После падения Рима и Царьграда хранительницей Православия оставалась Россия, и Царь и Никон считали, что «место всероссийского Патриарха среди прочих предстоятелей православных церквей, должно определятся не минувшей славой греков, а реальным весом Русской церкви в международной политике».

-2

Восточные Патриархи тоже считали, что русский Царь — это единственный хранитель православия во Вселенной, а значит, и русский Патриарх должен носить титул вселенского, а не стамбульского.

Царь, окрылённый победами, на которые его сподвиг Патриарх, мечтал прогнать турок с Босфора и осуществить мечту о Вселенском православном государстве. И, конечно, ожесточал силы, которые этого страстно не желали.

Вину, потом, конечно свалили на опытного и мудрого Никона… (а чадолюбивого царя, скорее всего, шантажировали – немало в нашей истории потравленных царедворцев, царь это знал, как никто, и сам он вдруг начал болеть, и умерла одна из его царевен…)

-3

Чтобы осуществить мысль о Вселенском православии, необходимо было исправить богослужебные книги по изначальному образцу – греческим книгам. Переписчики зачастую допускали не просто ошибки, а переписывали целые главы на свой лад. Такие книги были неприемлемы, и царь поручил патриарху их исправление.

Само богослужение велось тоже далеко не канонично, чудовищным было хомовое пение – чтобы сократить время службы все фрагменты богослужения пелись подряд, одновременно. Никто ничего не понимал, Слово не слышал. Никону удалось это исправить, и с тех пор церковные службы у нас идут по исправленному им канону. Книги тоже теперь исправлены, хотя давалось это крайне нелегко. Троеперстие и двуперстие Никон отдал на волю самих крестящихся, а вот с иконами история отдельная.

-4

Иконы в церквях зачастую были писаны по тогдашней моде таким образом – намалюют портрет купчихи Егоровой и напишут, что это – святая Варвара, заплатят, повесят в храме и стоят под ним молятся – моя купчиха, моя стена, моё место, здесь я стою. Вот с такой иконописью и боролся святейший Никон.

Теперь можно подвести итог - из всех проведенных Никоном «реформ» ни одна не была единовластной, а совершалась по воле и совету царя. Все эти «реформы» просто поворот от суеверия к старой православной традиции. И, вопреки обвинениям, совершены для пользы и имеют положительный эффект по сей день.

Продолжение следует...