Прошло больше 50 лет, как с конвейера сошел первый автомобиль Запорожец. Этот автомобиль в Советском Союзе считался народным, был доступным по стоимости, вполне надежным, в меру комфортным и практичным. По сравнению с «Волгой» и автомобилями производимые в Тольятти Запорожец был дешевле в несколько раз. На автомобиль в Советское время можно было накопить за 1,5-2 года. У Запорожца без труда можно было устранить большинство поломок. К тому же у многих моделей лобовое стекло и заднее были идентичные, и при повреждении переднего можно было установить заднее и наоборот. Завод, так же как и многие другие налаживал производство экспортных моделей, были даже автомобили с правым рулем. Но небольшой автомобиль становился предметом насмешек и его частенько называли «горбатым» или «ушастым». Но, несмотря на это, его все равно любили и уважали. За все годы существования Запорожского автомобилестроительного завода было изготовлено немало не обычных и интересных машин. Некоторые были произведены только в нескольких экземплярах, но есть и такие, которые не пошли дальше прототипа.
Необычные Запорожцы.
Еще в 1961 году был создан автомобиль ЗАЗ-970, прототипом которого послужил ЗАЗ-966. Прозвали этот автомобиль «Точило» из-за округлой передней части автомобиля. Но 970 модель так и не попала в серийное производство, хотя для того времени автомобиль считался необычным, интересным и много где нашел бы свое применение. Было изготовлено всего лишь несколько экземпляров.
Через два года был создан пикап ЗАЗ-965П, который использовался только исключительно на заводе. На пикапе развозили различные детали и агрегаты по цехам завода. В серийное производство машина так и не пошла. Хотя, машиной заинтересовались бы фермеры и частные сельхоз хозяйства.
Был изготовлен даже микроавтобус, который вмещал до шести человек. Правда, силовой агрегат очень сильно выступал в салоне, поэтому сиденья третьего ряда были раздельными. Грузовой отсек был отгорожен специальной перегородкой. Кроме пассажиров можно было перевозить груз до 350 кг.
После этого была разработана мини-буханка ЗАЗ-970Б. Это был компактный автомобиль, который от грузовичка отличался лишь задней частью кузова. Оснащался автомобиль маломощным двигателем, который развивал мощность только в 27 лошадиных сил.
Так же инженеры автозавода разрабатывали автомобиль для военных нужд с индексом ЗАЗ-971. Разработка велась в 1962 году, поэтому из-за ненадобности был выпущен только один экземпляр. У машины был тентовый верх, кузов был ребристый и простой силовой агрегат. Несмотря на это считался вполне надежным, легко подвергался ремонту и обслуживанию. Многие даже шутили, что ЗАЗ-971 без особых усилий можно разобрать и перевести на лодках на другой берег и там собрать вновь.
В 1964 году был произведен ЗАЗ-969, который очень похож на ЛуАЗ. Было выпущено около 50 автомобилей. Но позже серийное производство перевели в Луцк, и машина стала назваться ЛуАЗ-969. Несмотря на все это, автомобиль получился очень даже не плохой. На самом деле ЗАЗ-969 модель должна была стать первым внедорожником марки, которая оснащалась бы полным приводом и двигателем 0,9 литровым с мощностью 30 лошадиных сил, грузоподъемностью до 300 кг. Но по определённым причинам автозавод решил перенаправить производство на Луцкий завод.
Был и прототип транспортера ЗАЗ-967, который оснащался мотоциклетным двигателем и мог преодолевать небольшие водные препятствия. Хотя в планах было устанавливать V-образный силовой агрегат воздушного охлаждения на базе двигателя «БМВ». Но впоследствии автозаводу пришлось отказаться от этого транспортера.
В 70-м году появился первый опытный образец ЗАЗ-1102. По тому времени автомобиль считался современным и стильным. Обладал двигателем мощностью 40 лошадиных сил, а максимальная скорость автомобиля не превышала 140 км/ч. Но опять же в серийное производство автомобиль не пошел. Первая модель с конвейера сошла только в 87-м году и была уже устарелой, не актуальной и не интересной автолюбителям. Причиной этому стало долгое раздумье руководства о начале производства.
А вот еще один прототип от Запорожского автозавода «Такси». Автозаводом был объявлен конкурс среди рабочих. Они должны были спроектировать автомобиль по типу «Такси». Один из рабочих представил проект на агрегатах «Таврии». Автомобиль длиной 3,5 метра, кабина водителя находилась над левым передним колесом. Водителю было выделено минимум места. А вот пассажир смог бы разместиться комфортно, при этом для багажа тоже было достаточно места. Сейчас уже и не узнать, если бы машину произвели, была ли от нее польза. Конечно «Такси» необычный автомобиль, который так и остался в качестве макета. Для реализации такого типа машин нужно было новое оборудование, на которое у ЗАЗ не было денег. Как раз в это время завод переживал серьезные финансовые трудности.
Конец 80-х начало 90-х годов для Запорожского автомобилестроительного завода был период очень знаменательный. Так как на конвейер была поставлена «Таврия», а заднеприводные Запорожцы постепенно снимали с производства. На волне перестройки было создано несколько кооперативов. А конструкторы создавали автомобили на базе «Таврии», кроме этого разрабатывали автомобили на будущее. Молодым конструктором был создан прототип купе ЗАЗ-1104 из стеклопластика на алюминиевой раме. Но до установки силового агрегата так и не дошло дело. Хотя планировалось, что будет устанавливаться двигатели объемом от 1,1 до 1,6 литра. В макете даже было изготовлено рулевое управление и предусмотрены педали. Но дальше прототипа не пошло, руководством завода было принято решение кинуть все силы и финансы на производство более востребованных в Советское время автомобилей. Конечно, сейчас сложно поверить, что стремительное купе ЗАЗ-1104 был разработан еще в 1967 году. Если бы руководством завода было принято решение начать производство необычного купе или хотя бы сделать ходовой макет, то вряд ли бы оно уступало такому спортивному автомобилю как Lancia Stratos HF.
Кроме этого был изготовлен ЗАЗ-1701, это компактный семейный универсал. Но почему-то многие сравнивают с автомобилем катафалк. Но для того времени машина выглядела свежо, при этом была очень даже функциональной. Колесные арки были сокращены максимально благодаря подвеске рессорного типа. Это же сказалось положительно и на грузовой площадке. Автомобиль, хоть и не считался грузовой, но мог перевозить не маленькие груза.
Еще необычный прототип ЗАЗ с индексом 2320 или больше известного как ЛуАЗ. После того как с конвейера сошел первый ЛуАЗ-969 и получил неплохую популярность. Запорожский автозавод передал на производство пикап. Почти перед развалом Советского Союза было выпущено четыре экземпляра. Стоит отметить, что четыре выпущенных экземпляра были удачно проданы. Отличия от 969 модели только в задней части кузова и кабине, которая рассчитана только на два пассажира.
Многие автолюбители из Запорожцев самостоятельно делали кабриолеты на базе 965 модели. При этом смотрелось это довольно-таки неплохо. Некоторые умельцы изменяли даже наружные кузовные детали и делали салон машины под свой вкус.
Так же есть необычный автомобиль YAMAHA YZF R1. Это уже более современная модель, за основу которой был взят все тот же Запорожец 965 модели. Идея принадлежит анонимному энтузиасту. Но самое главное здесь внимание обращать нужно не на экстерьер, а на двигатель. В данном автомобиле установлено два спаренных двигателя от спортивного мотоцикла.
Но самым необычным и очень интересным прототипом Запорожца является «Белка», который создан государственным научным центром НАМИ. Это был действительно уникальный и необычный автомобиль, двигатель которого был создан на основе мотоциклетного и располагался сзади. Для высадки и посадки задних пассажиров предназначалась одна дверь, которая находилась сзади. Сделано это было для безопасности. Но необычность автомобиля в том, что бы сесть водителю и переднему пассажиру нужно откинуть переднюю часть машины вперед. Стоит отметить, что было представлено два варианта «Белки». Один предназначался для города, а другой для сел и деревень. Деревенская версия обладала большим дорожным просветом и тентовой крышей. Но, несмотря на необычность, машина так и не добралась до серийного производства.
Не все знают, что Запорожский автозавод был основан еще в далеком 1863 году. Правда тогда он представлял лишь небольшую мастерскую, которая производила детали для ветряных мельниц. Как только завод был национализирован, стал производить сельскохозяйственную технику. А уже после 50-х годов было принято решение производить автомобильную технику. И в 1961 году был выпущен первый Запорожец.