К 30-м годам 20-го века артиллерия РККА прошла большой путь от орудий царской России, часто зарубежных, до развития своей инженерной базы и создания новейших образцов вооружения. Из тяжелых орудий армейского звена Красная армия на то время имела лишь 152-мм осадную пушку образца 1910 г. фирмы Шнайдер, спроектированную для царской армии еще в начале века, и успешно прошедшую и Первую мировую, и Гражданскую. К 1930-м годам она, несмотря на две модификации, устарела, особенно в плане мобильности и скорости наводки и для армии требовалось что-то новое. В 1935—1936 годах конструкторское бюро завода № 172 в Мотовилихе, город Пермь, пыталось продолжить модернизацию орудия, однако, Главное Артиллерийское Управление не поддержало эти работы и они были прекращены.
Именно в КБ завода №172 было начато проектирование гаубицы-пушки Мл-20 и ее побратима МЛ-15. Над проектированием МЛ–20 работала группа инженеров под руководством известного советского конструктора-оружейника Петрова, причём первоначально работы над этим орудием велись на заводе в инициативном порядке, тогда как МЛ-15 создавалась по заданию ГАУ.
Оба орудия имели многочисленные заимствования от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг.— ствол с затвором, противооткатные устройства. МЛ-20 также имела с этим орудием общий колёсный ход, подрессоривание и станины, а у МЛ-15 эти элементы конструкции были разработаны заново.
Уже в апреле 1936 года один из образцов МЛ-15 был направлен на полигонные испытания, однако, их не прошел и был возвращен обратно на доработку и уже в марте 37-го года успешно их завершил. МЛ-20 отправили на испытания в декабре того же года, и они успешно завершились. Следом, ее отправили на испытания в войска. По итогам этих испытаний, МЛ-20, после устранения недостатков в основном касающихся лафета, была рекомендована к принятию на вооружение. 22 сентября 1937 года МЛ-20 была принята на вооружение под официальным названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.».
Учитывая, что МЛ-15 имела явные преимущества— она была существенно легче (в походном положении на 600 кг, в боевом — на 500 кг) и была более мобильна (скорость возки — до 45 км/ч), выбор в пользу МЛ-20 выглядит нелогичным. По наиболее распространенной теории такой выбор был сделан из-за необходимости проводить модернизацию оборудования завода, так как 15я модель имела более современную и сложную конструкцию лафета. А для двадцатки уже была готова технологическая оснастка.
Описание проекта
МЛ-20 является артсистемой с преобладание гаубичных свойств. Может вести стрельбу как по навесной траектории, так и выполнять роль пушки, ведя огонь прямой наводкой по противнику. Отличительной особенностью данной артиллерийской системы являлась возможность вести стрельбу весьма разнообразным набором снарядов. Почти все 152-мм боеприпасы, в том числе произведенные в Первую Мировую, подходили для ведения огня.
Лафет имел раздвижные станины и подрессоренный колёсный ход. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок. МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником. Имела раздельно-гильзовое заряжание. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа.
Интересно заметить, что производство МЛ-20 велось только на заводе № 172 в г. Молотов (ныне Пермь), на других заводах она не выпускалась. Всего с 1937 по 1946 годы было изготовлено 6884 орудия. Кроме выпуска буксируемых орудий, было выпущено еще около 4000 стволов МЛ-20С для монтажа на СУ-152 и ИСУ-152.
МЛ-20 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Используемые боеприпасы, в особенности ОФ-540, позволяли поражать осколками не только живую силу противника, но также легкую бронетехнику, такую как бронетранспортеры, а также борта легких и средних танков.
Впервые МЛ-20 в небольших количествах была применена в ходе боёв на реке Халхин-Гол. Орудие активно использовалось в Советско-финской войне, где оно в том числе успешно применялось для разрушения ДОТов и ДЗОТов на линии Маннергейма (для уверенного разрушения дота требовалось 3-4 попадания 152-мм снарядов). МЛ-20 участвовала во всех крупных операциях Великой Отечественной войны, в частности, известно её участие в Курской битве, где орудие в том числе выступало в несвойственной ему роли противотанковой пушки, оказавшись одним из немногих орудий, способных эффективно бороться с новыми хорошо бронированными немецкими танками и самоходно-артиллерийскими установками. После окончания войны орудие долго состояло на вооружении Советской армии, передавалось или продавалось в другие страны для оснащения их вооружённых сил, в составе армий которых принимало участие в различных региональных конфликтах (в частности, в арабо-израильском).
Оценка проекта
МЛ-20, безусловно, была удачным орудием, что подтверждается продолжительностью её серийного выпуска и службы. Она находилась в нише между классическими полевыми гаубицами с коротким стволом и длинноствольными пушками особой мощности, сильно выигрывая у первых в дальности стрельбы, а у вторых по массе (как следствие этого, она обладала лучшей мобильностью и меньшей стоимостью).
МЛ-20 имела огромный ассортимент боеприпасов, позволяющих ей решать самые разнообразные задачи. Помимо типичных для артсистем подобного типа целей типа войсковых колонн, штабов, складов, артиллерийских позиций, МЛ-20 успешно привлекалась для разрушения долговременных огневых сооружений, в том числе и бетонных, причём в ряде случаев прямой наводкой. Очень эффективным было использование данных орудий в городских боях. Отдельно нужно отметить использование МЛ-20 в противотанковых целях. В ряде случаев, например, в Курской битве, при неэффективности штатных противотанковых средств против новых тяжело бронированных танков противника, МЛ-20 привлекалась для противотанковой борьбы. Бронебойный и бетонобойный снаряды МЛ-20 легко поражали все средние танки вермахта при стрельбе в любую проекцию, тяжёлый «Тигр» также поражался при стрельбе на дальностях порядка километра и менее во все проекции, а при стрельбе в борт и дальше. САУ «Фердинанд» легко поражалась в борт. Танк «Пантера» без проблем поражался в борт на всех дистанциях, на близких — и в лоб. При попадании в танк осколочно-фугасного снаряда со средних танков срывало башню; в тяжёлых же от сотрясения её заклинивало (причём существовала значительная вероятность разрушения конструктивных элементов погона и смещения башни от оси вращения), выходило из строя вооружение, приборы наблюдения, экипаж получал травмы.
Из недостатков МЛ-20 можно отметить большую массу и ограниченную скорость возки, что было обусловлено консервативной конструкцией лафета. Как показал опыт МЛ-15, орудие могло быть сконструировано более лёгким и подвижным. Для транспортировки орудия требовался достаточно мощный тягач, число которых во время Великой Отечественной войны было относительно невелико.
Видео по статье:
Youtube https://youtu.be/T01AgzcvnN0