Среди поклонников творчества Толкина бытует вековое поверье - чтобы наступающий год прошел отлично, нужно в первые дни января пересмотреть экранизации "Властелина колец" и "Хоббита". Желательно в расширенных режиссерских вариантах и подряд и без перерывов. При всей кажущейся простоте этой задачи, справиться с ней могут далеко не все, прежде всего, потому что в десятки раз просмотренных картинах сложно найти что-то новое. Но это - дело поправимое, я вам сегодня расскажу о том, каким мог бы быть "Хоббит", если бы его, как это задумывалось изначально, снял не Питер Джексон, а Гильермо дель Торо. Это только внешне два режиссера-толстяка похожи до степени смешения, а вот их фильмы отличались бы радикально.
Дель Торо потратил на подготовку к съемкам весьма внушительное время, но проблемы студии сначала затормозили работу сценариста и режиссера, а затем и вовсе заставили Гильермо уйти, хотя это решение и далось ему крайне нелегко. От наработок этого самобытного автора в конечном релизе не осталось почти ничего, но по определенным комментариям можно восстановить некоторые детали замыслов относительно "путешествия туда и обратно". Давайте попробуем представить себе, как бы выглядел "Хоббит", будь он детищем автора "Формы воды" и "Лабиринта фавна"...
Прежде всего, в варианте Гильермо Дель Торо история была бы разделена не на три фильма, а только на два. Режиссер считал, что материала в тонюсенькой книжке Толкина достаточно для развернутого приключения, но раздувать из нее эпическую сагу все-таки не стоит. Уже в первом фильме должны были появиться Смауг и Азог, при этом второй фильм должен был радикально отличаться от первого настроением и атмосферой и стать мостиком между "Хоббитом" и "Властелином колец". Вторая часть должна была сформироваться из фрагментов приложений к книгам Толкина и заполнить некоторые сюжетные дыры, в частности дополнить историю Гэндальфа.
Любопытно, что место "разлома" двух фильмов Дель Торо почему-то оставил в секрете. Режиссер отметил следующее: "В книге есть логичное место, в котором отношения между Бильбо и гномами изменяются. Читатель понимает, что дальше идет совсем другая история. Вот здесь мы и планировали закончить один фильм и начать другой". Скорее всего речь идет о том эпизоде, где Гэндальф оставляет Бильбо, а гномы умудряются убежать от эльфов, но это не точно. Как бы то ни было, режиссер считал, что для поклонников книг это будет очевидно.
Как я уже упоминал, Дель Торо хотел придать своим фильмам совсем иной тон, он тяготел скорее к готическим мрачным сказкам средневековой Европы, а не к веселым приключениям. Дель Торо полагал, что на Толкина серьезно повлияла Первая мировая война, на которой ему довелось посидеть в окопах (почитайте, кстати, о писателе в моем культовом материале), и режиссеру хотелось добавить страх и безысходность в своего "Хоббита". Учитывая опыт Гильермо с "Хребтом дьявола" и "Лабиринтом фавна", легко поверить в то, что у автора все бы прекрасно получилось.
При этом Дель Торо намеревался показать Бильбо невинным повесой, по-детски непосредственным и совершенно неготовым к тому, чтобы сражаться с монстрами. Ровно такой и была книга "Хоббит", в отличие от своего внушительного и серьезного продолжения - детская сказка, которую можно читать по одной главе перед сном. В книге, кстати, Толкин совершено не планировал превратить кольцо в сосредоточие мирового зла, оно должно было служить лишь для того, чтобы делать своего владельца невидимым - этакая невинная шалость. Гильермо Дель Торо планировал начать очень непринужденно, а затем сгущать краски.
Внутри первого фильма Дель Торо очень хотелось сделать акцент на сцене поединка загадок между Бильбо и Голлумом - режиссер считал этот эпизод книги самым интересным и драматичным. Также он хотел развить линию взаимоотношений хоббита и предводителей гномов - дружба между подобными сказочными существами прежде казалась невозможной, но в данном случае налицо было взаимопонимание и уважение. Был Дель Торо согласен и с тем, что книге и фильму не хватает женских персонажей, поэтому место в "Хоббите" для Тауриэль было "забронировано" заранее.
Особенно интересным было представление Гильермо Дель Торо о том, каким должен быть Смауг - режиссер настолько сильно хотел сделать гигантское чудище непохожим ни на что ранее показанное в кино, что готов был пойти вразрез с представлением о монстре поклонников Толкина. Тель Торо хотел сделать дракону малюсенькие глаза, такие, что Бильбо опасался бы обходить его голову, не зная, откуда на него могут взглянуть. Пасть должна была быть похожей на человеческий рот - выразительный и подвижный. Брюхо должно было выглядеть рыхлым и беззащитным. Таким образом Смауг мог бы стать совершенно особенным драконом, хотя режиссер и побаивался делать столь радикальные шаги.
Любопытно, что финальной Битвы Пяти Воинств в "Хоббите" Дель Торо вообще могло не быть. Толкин не слишком любил говорить о Первой мировой и считал, что войны нельзя романтизировать, поэтому в книге грандиозному сражению посвящено всего три странички, да и те - Бильбо пересказывает крайне скомкано и субъективно. Режиссер хотел подойти к этой части истории именно так - краткое упоминание в формате флешбэка - но студия уже тогда проявляла настойчивость и пыталась сделать из битвы ключевой эпизод картины. Дель Торо рассказывает, что Питер Джексон и его супруга сценарист Фрэн Уолш как дети бурно обсуждали возможность показать большое сражение, но Гильермо не горел желанием превращать кино в непрерывный кровопролитный бой.
Важно отметить, что Гильермо Дель Торо очень хотел подчеркнуть связь "Хоббита" с вышедшим ранее "Властелином колец", в том числе и через участие в его фильмах актеров из трилогии Джексона. Он справедливо полагал, что поклонники просто не поймут, если Гэндальф или Саруман получат новый облик, в то же время, у режиссера был свой взгляд на новый каст: британец Брайан Блэссид должен был сыграть Торина, Рон Перлман - Беорна, а Даг Джонс - Трандуила. Уже тогда обсуждалась возможность возвращение к своим образам Йена Холма и Элайджи Вуда.
Работа Гильермо Дель Торо над "Хоббитом" продолжалась до 2009 года, однако к ноябрю сценарий еще не был утвержден, подбор актеров не начинался, а студия аккуратно перенесла сроки старта препродакшена на конец 2010-го. Режиссер побоялся, что многолетняя работа пойдет прахом и остановился - он оставил проект, не зная, возьмется ли кто-то за него в будущем. "Это было очень больно, словно отрезаешь собственную руку. Я держался за проект очень долго, но пришло время его отпустить, хотя чувствовал я себя ужасно" - вспоминал Дель Торо.
Об окончательном разрыве в режиссером студия MGM сообщила в мае 2010-го, а уже осенью работа, уже под руководством Питера Джексона, сдвинулась с мертвой точки - на главную роль был приглашен Мартин Фриман. Съемки стартовали в марте 2011-го, так что "потерпеть" Дель Торо нужно было всего год, и тогда мы могли бы увидеть совершенно иную историю. Но не сложилось, получились совсем другие фильмы с совсем другим настроением. Однако мы можем сегодня пересматривать "Хоббита" Джексона и представлять, что бы нам показал другой постановщик - это тоже интересное занятие, полное приятных открытий. Надеюсь, для вас очередное погружение в Средиземье теперь будет интереснее и занимательнее, при хорошей фантазии не сложно представить себе цветовую палитру мрачных сказок.
А у меня на этом пока все. Не намерен останавливать текстовый конвейер на длинные выходные, так что приглашаю чаще заглядывать на канал Киноведа в штатском - здесь непременно будет интересно. А в остальном - читайте, смотрите, не болейте и...
Увидимся в кино!