Грандиозный замысел святейшего патриарха Никона заключался в том, чтобы воссоздать на русской земле образ, икону Града Иерусалима не только земного, но и Небесного.
Тогда в умах витала идея – Москва – третий Рим. К тому времени Византия пала, Рим откололся от Церкви, став цезарепапистским. Иерусалим был разграблен, святыни его расхищены и подвергнуты осквернению.
Евангельская истина сияла святейшему Никону, он понимал, что сильное государство можно восстановить только с ней. Русь ему, патриоту, виделась иконой Небесного Царства. А, главное, его земным преддверием.
И замысел его был грандиозным – создать эту икону, центром которой станет Новый Иерусалим.
Молодой царь Алексей Михайлович загорелся этой идеей, видя себя и Константином и венценосным привратником Неба.
Место для земного Нового Иерусалима царь выбирал вместе с «собинным другом» - Никоном.
Полагаясь на высказывание Иоанна Златоуста, которого св. Никон почитал особо - «священство преболе царства есть»- оба – и царь и патриарх приступили к созиданию ядра святой Руси.
Вот что пишет Валерий Лепахин (доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии Сегедского университета):
«В 1656 году патриарх начинает воздвигать двойную наземную икону: иконотопос Небесного Иерусалима, описанного в Откровении св. Иоанна Богослова, и иконотопос иерусалимского храма Воскресения Христова вместе со Святой Землей, включив в нее все главные места, связанные с земной жизнью Спасителя.
В Новом Иерусалиме — фактически Новой Палестине — патриарха Никона были свои Иордан, Назарет, Вифлеем, Капернаум, Рама, Вифания, Фавор, Ермон, Елеон, Гефсиманский сад, Голгофа, в чем можно видеть характерное для религиозного мышления желание иметь икону, образ, изображение почитаемого святого, города, реки, горы. В стороне от суеты Третьего Рима патриарх воздвигал новую духовную столицу Святой Руси, и характерно, что столицей этой мыслился монастырь Воскресения Христова.
Об этом стремлении через священную топографию воссоединить разделенное пространством и временем свидетельствует древнерусская топонимика, в которой сохранилось немалое количество палестинских названий. Иорданы, Фаворы, Сионы, Гефсимании, Иерусалимские долины можно и ныне встретить в самых неожиданных местах России, не говоря уже об окрестностях Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Священную топографию находим позже у прп. Серафима Саровского, который в подражание патриарху Никону, спустя полтора столетия, назвал многие места своей «пустыньки» под Саровом евангельскими именами: Назарет, Иерусалим, Вифлеем, Фавор, Кедронский поток, река Иордан (Афанасьев 1993: 50), однако, ни XVIII, ни в XIX веке это уже ни у кого не вызывало никакого сопротивления или обвинений в адрес великого святого. Итак, по замыслу патриарха Никона Святая Русь — это икона Святой Земли».
фото автора.
Продолжение следует