В условиях очередного противостояния с Западом многие любители космической темы наверное не раз задумывались, на чем же американцы в будущем будут летать в космос, если Россия прекратит доставку американских астронавтов на своих ракетах, и перестанет поставлять двигатели РД-180 и РД-181.
Я уже предвижу, что многие злопыхатели, не дочитав до конца, сразу бросятся писать в комментариях. Многие скажут, что у американцев уже есть аналоги, копии или что-то в этом роде.
Но вот сами американские конструкторы признают свое бессилие и утверждают, что даже если бы и очень захотели бы его скопировать, то при всем желании и хотении просто бы не смогли этого сделать.
Стоит напомнить, что в середине 90-х годов двигатель РД-180 был разработан в НПО Энергомаш на основе уже имеющего РД-170. С двигателем РД-180 энергомашевцы выиграли тендер с большим отрывом от конкурентов.
Можно сказать, что РД-180, это кастомизированный двигатель РД-170, который разрабатывался под ракету Атлас-5. Он и по сегодняшний день продолжает работать исключительно на американский космос, и в России для ракет не используется.
И ничего зазорного в этом нет, так как у российской космонавтики на вооружение имеется более продвинутый двигатель для космоса РД-191, РД-191М и РД-193, который также производят в НПО Энергомаш.
Есть и российский сертифицированный аналог РД-180, проходящий под обозначением РД-180В, который был сертифицирован для своих собственных нужд, но на сегодняшний день их строительство уже прекращено.
Некоторые до сих пор утверждают, что американцы просто разместили свой заказ в Энергомаше, а вся интеллектуальная собственность, по двигателю РД-180 и РД-181 принадлежит только американцам, и к России не имеет никакого отношения.
То есть, якобы теперь не существует никаких ограничений и возможностей воспрепятствовать американцам вернуть свою интеллектуальную собственность.
Так же многие утверждают, что в условиях любых ограничений с российской стороны, американцы в любое время смогут разместить свой заказ на производство РД-180 в Европе или Китае.
Но это совсем не так, даже с точки зрения коммерческого права. Вся документация и интеллектуальная собственность принадлежит компании РД-Амрос. Конечно, компания РД-Амрос зарегистрирована в США.
Но вот в нее кроме дочки Энергомаша входит и Pratt & Whitney, которые в свою очередь являются просто посредником и занимаются логистической составляющей, а та же поставкой необходимых комплектующих для производства двигателей.
А вот все интеллектуальные права по-прежнему находятся в собственности НПО Энергомаш.
Еще один вопрос терзает многих скептиков, которые в комментариях пишут, что американцы на сегодняшний день способны наладить производство собственных ракетных двигателей.
Но стоит вспомнить, почему же американцы в свое время отказались от дальнейшего производства своих собственных ракетных двигателей, и что произошло, когда на ракету Антарес американские конструкторы ставили двигатели собственной разработки AJ-26.
Дело все в том, что поле того, как ракета Антарес с AJ-26 вспыхнула еще на старте, от идеи производства собственных двигателей отказались, так российские РД-180 были дешевле, причем более мощные и более надежные.
При такой жесткой конкуренции смысла никакого не было продолжать заниматься производством более слабых собственных двигателей.
Многие надеялись, что поставки двигателей РД-180 прекратят, особенно после санкционной западной политики и в момент очередного политического противостояния. Вопреки всем предсказаниям, в 2014 с американцами был подписан очередной контракт на поставку двигателей РД-181.
Еще вначале 90-х ведущий конструктор корпорации Lockheed Martin Боб Фоурд, который работал над проектом американской ракеты «Атлас-5», и который одним из первых получил доступ к технологиям русских ракетных двигателей РД-180, произведенных в НПО Энергомаш, вспоминал:
«Сначала нам казалось, что русские вешают нам «лапшу на уши». Мы не могли понять, как русским удалось добиться подобных результатов в двигателестроении для ракетоносителей. По техническим характеристикам давление в камере сгорания РД-180 было выше, чем в любом ракетном двигателе США. Для нас казалось, что это фантастика.
Мы не могли поверить, что все американские двигатели проигрывали по мощности как минимум в 4 раза. А так как мы еще не привыкли к таким супертехнологиям, то нам пришлось самостоятельно проверять на испытательных стендах Энергомаша.
Но когда информация подтвердилась, это был переворот в нашем научном мировоззрении. Оказалось, что для производства этих двигателей было разработано целое семейство огнеупорной стали, которое было неизвестно на западе, да и вряд ли в ближайшее время удастся получить что-то подобное в нашей промышленности.
Нам было немного обидно, что даже после окончания Холодной войны старые советские технологии до сих пор готовы преподать нам урок. Многие не хотели признавать, что технологии США были далеко позади от российских, которые там в свою очередь считались уже немного устаревшими».
Его так же поразило, что в России конструкторы отдают чертежи двигателя инженерам, которые его непосредственно строили. В США же производственный процесс выглядит иначе.
Инженеры отдают чертежи на завод, говоря, что нужно нам это как то производить. И уже завод ломает над этим голову, превращаясь в очередную лабораторию.
В результате посреднических услуг цена проекта от этого очень сильно возрастает, а полученный двигатель значительно уступает по характеристикам РД-180.
Так что на сегодняшний день у американской космонавтики нет альтернативных вариантов, кроме как продолжать летать в космос, либо на российских ракетах, либо на ракетах с российскими силовыми установками. Да вряд ли, как минимум в ближайшее десятилетие такая возможность появиться.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.
Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ