Найти тему
Новая Жизнь Минск

Я прощаю тебя

Старший пастор церкви «Новая жизнь» Вячеслав Гончаренко.

Я хочу сказать, друзья, что в этом мире есть две самые сильные фразы, которые делают невероятные чудеса: «я тебя люблю» и «я тебя прощаю». Если ты научишься говорить от всего сердца и вкладывать настоящий смысл в эти слова, в этой жизни ты будешь победителем. Ты не будешь проигравшим, а будешь победителем.

Сегодня я хочу показать, как вести себя в непростых взаимоотношениях, когда мы сталкиваемся с предательством, несправедливостью, неправдой, каким-то злом, которое воздействует на нашу душу. Как нам правильно себя вести, чтобы наши сердца оставались чистыми перед Господом и мы ходили в свободе, которую Бог нам предложил через Сына Своего Иисуса Христа.

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» (Матфея 18:21)

Знаете, когда Петр задал этот вопрос Иисусу, наверняка он думал, что он герой, потому что уже достиг такого уровня, что семь раз может простить своему обидчику.

«Иисус говорит ему: «Не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз» (Матфея 18:22).

Это значит четыреста девяносто раз в день. Человеческая планка — семь раз. «Вау, я достиг такого духовного уровня, что способен сделать это!» Иисус поднимает нашу планку и говорит: «Нет, Петр, не так. Четыреста девяносто раз в день».

Кто-то посчитал, что если прощать столько раз в день, то каждые три минуты человек должен против ближнего грешить, чтобы ближний снова прощал. Как вы понимаете, такого не бывает. О чем говорят слова Иисуса? Они говорят нам о том, что мы должны научиться не просто прощать, но ходить в прощении. Такое прощение должно быть неистощимо. Мы должны изменить свои сердца, чтобы прощать не прекращая или чтобы наше прощение, наше великодушие было неистощимо.

Ходишь ли ты в таком прощении? Умеешь ли ты вообще прощать тех, кто тебя обижает. Я хочу сказать, что умение прощать – это великое дело, но оно даже рядом не стоит с умением не обижаться. Когда ты прощаешь, ты уже чему-то придал значение, уже успел обидеться. Когда ты не придаешь значения, когда ты не обижаешься – это планка еще выше.

Конечно, для большинства людей в нашем мире так жить – слишком высокая планка.

«Не говори: «Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним: воздам человеку по делам его» (Притчи 24:29).

Но люди ведут себя именно так. Они говорят: «Как он сделал, так я сделаю. Я воздам то, что он заслужил». Взаимоотношения между обидчиком и обиженным человеком очень сложные.

Сегодня я хочу показать вам природу обиды. Когда кто-то приходит и делает тебе зло, у тебя складывается ощущение, как-будто тебя обворовали. Ты чувствуешь внутри пустоту. На самом деле природа обиды немного другая: ты не просто обкраден, ты что-то приобрел. Обида – это реальное приобретение негативного, а не отсутствие позитивного. Почему? Потому что то зло, которое тебе сделали, становится твоим собственным злом, когда ты обижен. В это трудно поверить, но мы сейчас увидим, что обиженный человек через какое-то время начинает делать то зло, которым он был ущемлен.

«Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Римлянам 2:1).

Когда ты обиделся, ты осуждаешь другого человека: «Как он мог такое сделать?» Ты говоришь в своем сердце какие-то слова на него — ты становишься судьей. Писание говорит, что когда ты судишь, ты делаешь то же. Мы знаем, что поистине есть Суд Божий на поступающих таким образом:

«Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божьего, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?» (Римлянам 2:3)

Как это объяснить? Обида – это приобретение того, чем вас обидели. Ты страдаешь, ты осуждаешь человека, который делает тебе зло. Затем ты становишься похожим на обидевшего тебя человека и делаешь то, что сделали тебе. Вот почему люди, которые страдали от пьющих отцов и обиделись на них, носили в своем сердце горечь и говорили: «Я никогда в жизни не буду таким человеком», спустя какое-то время стали пьяницами. Вот почему люди, которые ненавидели своих насильников, пережили боль, страдания, через какое-то время стали сами насильниками.

Некоторые люди осуждают блудников, прелюбодеев. Они могут говорить с таким злом в своем сердце. Они могут осуждать даже тех людей, которые не сделали в их жизни ничего. Они говорят осуждающие слова. Через какое-то время мы слышим, что эти люди сами падают.

Библейский пример настолько ярко нам показывает, как это работает. В жизни детей Давида произошло несчастье: Амнон изнасиловал свою сестру Фамарь и ее родной брат Авессалом, узнав об этом, пережил страшную боль. У него была обида и решение восстановить справедливость. Он убивает Амнона. Авессалом думал, что ему станет легче, но когда человек начинает мстить, ему не становиться легче. Затем он изгоняется Давидом, живет в отдалении, мучается, думает, как быть дальше. Чтобы привлечь внимание, сжигает, представьте, поле военачальника Давида. Тот приходит и говорит: «В чем дело?» Авессалом говорит: «Я хочу в Иерусалим. Я хочу там быть, возле царя». Военачальник разговаривает с царем. Давид говорит: «Ладно, пусть возвращается.» Вот он возвращается, живет в Иерусалиме, но и этого мало. Он мучается и делает бунт против царя Давида, своего отца, и это ему кажется мало. В конце концов, знаете, что он делает? Когда Давид убегает со всеми своими людьми, он ставит на крыше дома прозрачные палатки и насилует жен Давида прилюдно, при всем израильском народе.

Видите, что происходит с человеком, который заронил в своем сердце обиду. Только кажется, что это не совсем страшно: подумаешь, человек обиделся… Но если не разобраться с этим, что произойдет? Рано или поздно, человек начнет делать то же самое. Через обиду, человек приобретает такой негатив в свою жизнь, что этот негатив потом изменяет его сущность, обида тянет человека к объекту своих страданий.

«И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Матфея 24:10).

Соблазн – это древнегреческое слово, обозначающее «обида». Везде, где вы будете читать в Библии «соблазн» – вы можете увидеть, что это обида.

Вот мы знаем, чем ближе человек, чем родней человек, который предает тебя, тем больше обида. Что происходит дальше? Обиженный человек становится предателем. Написано: «Они будут предавать других». Почему? Потому что они обижены, сами преданы, их сердца будут переполняться ненавистью.

«Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка» (Притчи 18:19).

В одном переводе написано: «как стены неприступного города». Что такое стены? В древности строили стены вокруг городов для того, чтобы впускать друзей и защищаться от врагов. Обиженный человек строит стены вокруг своей жизни, у него становится избирательная любовь. Он просеивает людей. Он говорит: «Меня ранили, второй раз я не допущу. Его жизнь становится, как Мертвое море, как крепость, как твердыни. Обиженное сердце – это не только крепость, это почва для обольщения. Обиженные люди, сами того не понимая начинают служить сатане, когда распространяют свои обиды, судят, клевещут и сеют свой яд в других людей.

Святой Дух был нам дан, чтобы сделать нас подобными Христу, но, когда сатана насаждает свою обиду в сердце человека, тем самым он превращает этого человека в демона. Один умный человек сказал: «Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека, простите его, а то будет два нехороших человека». Эти слова принадлежат Августину Аврелию.

Хорошо. Просить. «Как простить? Я хочу отомстить ему. Я жажду мести. Как я могу его простить? Ты хоть знаешь пастор, что он мне сделал? Ты хоть знаешь, что он мне сказал?» Когда люди говорят такие слова, они думают, что они одиноки в своем опыте. Я уверен, что каждый человек сталкивался с предательством и с несправедливостью в жизни. Люди говорят: «Как я могу простить это?»

Я вспоминаю Корри Тен Бум. Со своей сестрой она попала в концлагерь. Молодые девушки были еврейками, и был один человек, который сильно издевался над ними. В результате ее сестра умерла. После этого пришли союзники и освободили людей.

Люди выходят из плена, и Корри Тен Бум выходит также. Что происходит? Она живет. Но как она может забыть всё зло, которое было сделано. Конечно же, ее сердце переполнено. Ей нужно что-то сделать, потому что с этим невозможно жить. Многие узнали о ее опыте и приглашают ее проповедовать. Она пишет книги, рассказывает о тех ужасах, которые ей пришлось пережить. Однажды она проповедовала на многолюдном собрании и призывала всех людей простить всех своих обидчиков. Когда всё закончилось, можете себе представить, что подошел к ней тот человек, который убил ее сестру, тот человек, который издевался над ней. Он стал на колени перед ней и сказал: «Можешь ли ты меня простить?»

Она рассказывает, какими эмоциями была переполнена, увидев лицо этого человека. История заканчивается тем, что она прощает его также.

Иногда сморишь на людей, которые простили чудовищные вещи другим, и думаешь: «Вот интересно, у кого-то есть сила простить большие преступления, а у некоторых людей нет силы простить маленькие, простить какие-то слова».

Иногда я слышу такие вопросы: «Как я могу простить его? Ты хоть знаешь, что он мне сделал. Я жажду мести». До тех пор, пока ты не простишь человека, Бог не воздаст твоему обидчику, потому что ты всё еще держишь это в своих руках. Если ты это отдашь, тогда Бог говорит: «Я, судья, у Меня отмщение, Я воздающий. Не ты воздающий, Я воздающий».

Мы сталкиваемся с очень строгим предупреждением Иисуса.

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матфея 18:35).

Этот стих является окончанием истории, где господин прощает должнику непосильный долг, а затем снова возвращает за то, что тот не смог простить своего мелкого должника. Я думаю, многие из вас помнят историю, когда человеку прощают непосильный долг.

Ему прощают убийство, насилие. Ему прощают долги, которых он никогда не может вернуть, потому что не может заработать. Он прощенный, счастливый приходит, смотрит, там какой-то человек. Он вспоминает, что этот человек должен ему 2 рубля. Он набрасывается на человека, душит его, говорит: «Верни мне 2 рубля». Тот говорит: Подожди немножко, я чуть-чуть заработаю». А первый душит: «Нет, прямо сейчас!» — и бросает второго в тюрьму. Тогда об этом рассказывают господину. Тот зовет первого на ковер и говорит: «Ты что? Негодяй. Я простил тебе 10 миллионов долларов, а ты не можешь 2 рубля простить?»

Эта история о том, сколько Бог нам простил. Он простил нам очень много и говорит: «Простите. То, что вы будете прощать по сравнению с тем, что Я простил, не так уж и много». Иначе Отец Небесный поступит с вами, как господин поступил с этим человеком. Господин вернул ему весь его долг.

Есть вещи, которые пугают меня. Если это правда, а это конечно же правда, то как человек может войти в Царство Божье, если он снова не прощен, если ему возвращен весь долг?

Иногда мы не понимаем до конца истинных Божьих слов и того, что Бог не может лгать. Бог никогда не заберет Свои слова обратно. Поэтому мы должны иметь страх Господень, когда имеем взаимоотношения с людьми, чтобы наши сердца были всегда готовы к прощению ближнего. Один проповедник сказал: «Нам всем не мешало бы повисеть над адом хотя бы три минуты, тогда наша жизнь станет другой. Мы сможем простить любого человека». Человек, не способный прощать ближнего – это человек, который забыл или просто не осознает, сколько было ему прощено.

Иисус простил нас и хочет, чтобы мы прощали других. Я знаю точно, верующий в Иисуса не должен быть злым. Он должен быть подобным Христу и излучать любовь Отца.

Прощение – это отличительный признак истинных детей Божьих. Потому что, когда мы прощаем, мы являем миру сущность Отца Небесного. Несколько очень точных выражений, как действует обида на обиженного человека:

«Если мы держим обиду, ее горечь как яд будет отравлять всю нашу жизнь».
«Обида и негодование похожи на яд, который пьете вы в надежде на то, что отравятся другие».
«Умение прощать спасает нас от гнева, ненависти и пустой растраты душевных сил».
«Прощение – это аромат, который дарит цветок, когда его топчут».
«Простить – значит освободить заключенного и обнаружить, что заключенным был ты сам».
«Как только человек заболевает, ему нужно поискать в своем сердце, кого надо простить».

Мне понравились эти точные выражения. Так оно и есть, братья и сестры. Никогда не забуду, как я однажды был приглашен в одну семью. Мама лежала, скрученная артритом. Уже несколько месяцев она не могла подняться. Я помазал ее елеем во имя Господне и начал молиться за нее. Вдруг Дух Святой сказал мне: «Эта женщина живет в обиде много лет. Она не может простить какого-то человека». Я сказал ей об этом тут же. Она начала плакать и сказала, что есть сестра, которую она не может простить 20 лет. И не знает, как простить ее, потому что та сделала такое! Я говорю: «Вот причина, почему вы так лежите сегодня. Потому что эта обида сделала так, что вы сегодня не можете встать и ходить, быть нормальным полноценным человеком. Это убивает вас. Сделайте сегодня это решение». Когда я ушел, она позвонила сестре. Потом ее дочери рассказали мне, что они примирились, они говорили долго по телефону. Знаете что произошло? В течении недели эта женщина выздоровела. Встала на свои ноги как ни в чем не бывало, ходила и радовалась жизни.

Иногда ты не знаешь, почему в твоей жизни происходит то, что происходит. Может быть, корень гораздо глубже. Поэтому я говорю вам сегодня, друзья, корень — взаимоотношения, с которыми нужно разбираться. Давайте посмотрим, как поступать с обидчиками по учению Иисуса Христа.

«Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:43,44).

Вот что говорит нам Иисус. Если тебе трудно с этим вопросом, трудно прощать своих обидчиков, что нужно делать? Молись за обижающих. Иногда ты в своем сердце решаешь: «Да, Господь, я всё понимаю, поэтому я прощаю этого человека». Ты называешь его имя, стоишь на коленях, плачешь: «Господь, освободи меня от этого». Через какое-то время ты чувствуешь, что ты как-будто свободен. Потом ты садишься в машину, едешь и опять этот человек всплывает в твоем разуме, и ты думаешь: «Как его Земля носит, а? Какой же он негодяй».

Ты имел такой опыт в своей жизни, а? Вроде ты простил, но это только всего лишь «вроде», потому что перемены произошли в твоем разуме, но не в сердце. Ты продолжаешь думать, злиться. Ты опять в рабстве. Вот единственный ответ, как избавиться от обиды и отпустить ее, Иисус говорит нам: «Молитесь за своих обидчиков». По мере того, как ты будешь молиться и благословлять их, знаешь, что произойдет? Ты ощутишь, как ты отдаешь все обиды. Ты простишь и снова будешь любить.

Один мудрый проповедник сказал: если вы можете молиться за своих врагов, то вы сможете и всё остальное. Это великая высота, потому что, когда ты молишься за тех, кто обидел тебя, Иисус начинает удалять из тебя боль вместе с желанием постоять за себя и мстить. Когда Он делает это, твое сердце смягчается. Оно становится свободным.

Любое состояние твоего сердца, какое бы оно жестокое не было, уйдет. В том числе и обида уйдет в Божьем присутствии. Когда ты искренне делаешь так, как Иисус повелевает нам делать, ты входишь в Божье присутствие и Господь тебя освобождает.

Поэтому для того, чтобы наши сердца сохранять чистыми, нам почаще нужно быть в Божьем присутствии. Я не буду читать 72-ой псалом Асафа, но почитайте дома. Каким был этот человек, как много зла было у него в сердце, что он говорил о других людях. Там написано: «Я бушевал. Я как скот был. Я был как безумный, доколе не вошел во Святилище». Нам всем нужно Святилище.

Нам нужно почаще входить в Божье присутствие. Нам нужно почаще стоять на коленях, чтобы очищались наши души, чтобы снова мы могли жить в свободе и в прощении. Я верю, что нужно прощать даже тогда, когда обидчик не просит прощения. «Как я могу простить человека, если он не просит прощения?» Надо его простить. Если этот человек никогда не попросит прощения, неужели ты позволишь оставаться своему сердцу в рабстве из-за того, что он не сделает этого? В любом случае ты должен освободиться. Самые великие слова, которые ты можешь сказать человеку: «Я тебя прощаю». У тебя есть власть. Когда ты через силу прощаешь, слышишь устами свои слова — «я тебя прощаю» — ты начинаешь верить в это. То, что ты говоришь, и то, что ты думаешь, создаст в тебе атмосферу хороших эмоций, даже на чувственном уровне. Это то же самое, как ты говоришь: «Я тебя люблю».

Некоторые могут сказать: «Пастор, я женат уже столько лет. Я не чувствую такой страсти, любви к своей супруге, как это было раньше, в самом начале». Видите, нужно поддерживать. Как поддерживать?

Господь сказал пастору Йонги Чо, у которого семья была на грани развода: «Иди и говори каждый день, что любишь ее». «Но я ее почти не люблю» — «Иди и говори». Пастор приходил каждое утро: «Я тебя люблю». Через месяц он поверил, что любит ее, чувства забурлили. Он начал ощущать любовь каждой клеткой своего естества. Ты можешь направлять свои мысли. Направляй мысли в истине, не так, как они идут само собой. Направляй по Слову Божьему.

Когда человек не просит прощения, прояви благость и спроецируй Божье прощение на твои отношения, потому что именно так Бог поступает. Бог прощает прежде твоего «прости». Некоторые верят, что Бог не может простить, если мы не просим прощения. Нет. Вот в чем благость состоит: Он прощает тебя прежде, чем ты говоришь «прости» Ему. Он простил тебя 2000 лет назад на Голгофском кресте. Он тебя уже тогда простил.

Ребенка, согрешившего перед своими родителями, родители в любом случае прощают. Но когда ребенок приходит и говорит «прости», тогда восстанавливаются отношения. Точно так и Бог простил весь этот мир. Но в момент, когда ты пришел и сказал «прости меня», произошло примирение с Богом.

Если Бог всех прощает, неужели все люди идут на Небо? Нет. Но только те, кто принял прощение. Как они принимают? Они говорят: «Я виновен. Прости». Таким образом принимают прощение. Весь мир прощен Богом, кровь Иисуса Христа была пролита за всех. Но пойдут на Небо только те, кто принял прощение. Погибают те, которые (написано) не приняли.

«… погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2-е Фессалоникийцам 2:10).

Что происходит? Что Бог делает? Его благость проявляется в прощении, когда люди не просят прощения. Он говорит: «Я вас прощаю». Но если благость не ведет к покаянию человека, он говорит: «Мне не нужно Твое прощение. Мне всё равно на Твое прощение», вот тогда человек и погибает за то, что отвергает прощение.

Это похоже на то, как человек прощает. Я слышал историю, как один брат подошел к человеку, который должен был ему крупную сумму, и сказал: «Я прощаю тебя. Ты мне ничего не должен». А тот человек: «А я тебе что-то должен?» Он повел так себя, как-будто ничего не должен. Это значит, что он не принял прощения, он даже не понял. У первого человека было такое чувство, что хотелось сказать: «Я возвращаю тебе. Ты опять мне должен». Но потому что он был христианином, он все равно простил. Вот так и происходит во взаимоотношениях с Богом. Поэтому спроецируй Божье прощение на свою жизнь. Прости заранее. Это и есть благость.

Видите, Иисус нас учит не только молиться за обижающих, но также «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас…» Какая высота! Как насчет того, чтобы человеку, который тебя ненавидит, дать подарок на Рождество? Ты знаешь, что человек ненавидит тебя, дай подарок ему, благость! Бог же к тебе благость проявил. Благослови его, дай ему что-нибудь. Не просто молись за обижающий, но в своем сердце скажи: «Я сделаю больше». Ты приходишь к этому человеку, даешь ему подарок. Твоя благость ведет его к покаянию. Он склонит голову, скажет: «Прости меня, пожалуйста». Потому что люди, которые обижают других, никогда до конца не смогут понять такое доброе отношение к себе в ответ на причиненное ими зло. Прощение и благость заставляют наших злейших врагов испытать стыд.

В заключение я хочу прочитать вам:

«Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римлянам 12:9-21).

Я знаю точно, что у человека, который способен так жить, есть великое будущее с Богом. Для меня очень яркий пример — Иосиф. Сколько этот человек страдал от несправедливости! Он пострадал за откровение, которое Бог дал ему о своем будущем, он рассказал своим братьям. Вы помните, как братья увидели его, сказали: «Вот сновидец. Давайте убьем его». Хотели сначала убить, потом передумали. Посадили в яму, сняли с него красивую одежду, вымазали в кровь козла и ожидали, что делать дальше. Вдруг увидели караван Измаильтян, которые шли в Египед. Они достали Иосифа с ямы и продали за 20 серебряных монет. Какая жестокость! Представьте, братья продают своего брата. Что он чувствовал в своем сердце, какое предательство. Они возвращаются к отцу, врут ему: «Твоего сына растерзал дикий зверь». Показывают ему одежды. Как это жестоко — преподнести Иакову. Иосиф приходит в Египед, его приобретает Потифар. 10 лет он был рабом — несправедливо. И когда уже всё наладилось, жена Потифара — блудная женщина — схватила юношу и сказала: «Спи со мной». Молодой парень в расцвете своих сил боролся с таким искушением: она смотрит ему в глаза и говорит: «Никого нет дома, пойдем». Он побежал от нее. Она схватила его за одежды, он размотался и нагий убежал от нее. Она держала одежды в руках и кричала: «Он домогался меня!» Прибежали воины и схватили его. Опять несправедливо — пострадал за правду. Бросили его в тюрьму, два года он там отсидел. Господь дал ему мудрость: он истолковал сны хлебодару и виночерпию. Когда всё сбылось, те забыли про него. Тоже несправедливо, он им помог. Но смотрите, какое у него было сердце. У него была способность забывать и прощать. И это подняло его высоко. В один день его позвали. Он стал перед фараоном, говорил с ним и сделался вторым во всем Египте. Видите, какое будущее есть у людей, которые умеют прощать.

Тебе нужно выбрать, какое будущее будет у тебя: будущее Иосифа или будущее Авессалома. Выбери в своем сердце.

Когда братья пришли, у Иосифа было только одно желание — понять, есть ли раскаяние в их сердце по отношению к тому, что они сделали. А сделали они для него такое зло. Но в итоге он не обвинил их, он сказал: «Бог сделал так, чтобы спасти всю нашу семью». Такое удивительное сердце. Он не сказал: «Вы все виноваты, все негодяи». Какое великодушие у этого человека, какое большое сердце у этого человека. У таких людей есть великое будущее, которые могут забывать обиды, могут прощать, могут побеждать. Которые могут решить в своей жизни: «Я хочу быть победителем. Не хочу быть пораженным и проигравшим в этой жизни».

Я сегодня молюсь Господу, чтобы Господь дал нам победу в предрождественские дни, когда мы готовим наши сердца к празднованию великого Дня рождения Господа Иисуса Христа, чтобы мы могли заглянуть в свое сердце, посмотреть, насколько оно чистое сегодня пред Господом.

Если что-то мучает тебя, может, этот год был непростым для тебя, может, на твоем пути были люди, которые несправедливо обошлись с тобой, они что-то сказали, что-то сделали, может, что-то написали в соц. сетях, репутация твоя была подпорчена, клевета была против тебя. Сегодня у тебя есть возможность стать пред Господом: «Боже, я отказываюсь от обиды, я отдаю это всё Тебе. Я прощаю этого человека. Я прощаю всё, что было мне причинено. Всякое зло». И ты будешь сыном Божьим, как написано, «будьте подобны Отцу Небесному». Он благ и к неблагодарным, и к злым. У тебя должно быть большое сердце. Мы должны быть похожи на нашего Господа Иисуса Христа. У нас нет другого выбора, потому что мы хотим на Небо. Аллилуйя.