Burzum - один из наиболее востребованных блэк-метал проектов, а «Filosofem» - пожалуй, самый востребованный альбом Burzum. На то есть причины. Интересно, что сам Варг Викернес, при достаточно критическом отношении к собственному раннему творчеству, более положительно отзывается о своей работе именно на «Filosofem» и на его предшественнике, «Hvis lyset tar oss».
Возможно, именно на этом альбоме продемонстрирован наиболее мощный авторский посыл, хоть Варг и отмечал, что чуть ли не все свои основные идеи он выразил в первой композиции первого полноформатного альбома. Однако «Filosofem» - это уже четвёртый полноформатник Burzum, к моменту его записи взгляды Варга успели перетерпеть кое-какие изменения. В начале 1993 Варг стал отдаляться от блэк-метал сцены Норвегии, и «Filosofem» он записал именно в том году, назвав творение «анти-блэк-метал альбомом».
Действительно, «Filosofem» отличается от блэк-метала начала 90-х, от каждой прошлой работы Burzum. Темп на альбоме низкий, за исключением одной композиции - «Jesus' Tod». Настроения превалируют депрессивные, нежели агрессивные. Стилистически музыка сильно навеяна эмбиентом. Вокал не походит на характерный для блэк-метала скриминг, больше напоминая искажённое шипение.
Искажение достигается путём записи материала на оборудовании максимально низкого качества, что было сделано намеренно, в качестве протеста трендовому звучанию. Из-за этого звук на альбоме сырой, и в прошлом у Burzum настолько низкого качества записи на полноформатных альбомах не было. Это уже, впрочем, одна из наиболее блэк-металических характеристик «Filosofem».
Обременяющие риффы и переборы создают выраженно мрачную атмосферу. Сырость звука делает музыку альбома ещё более мрачной и угнетающей, этим самым подчёркивая его мизантропический посыл. Начинается всё с композиции «Dunkelheit», заглавие которой подходит ей на все 100% - оно переводится как «тьма». Поверх искажённых гитарных партий ложатся «капающие» клавишные, звучащие апатично. Учитывая то, насколько сильно подобная музыка выражает безысходность, становится понятно, почему «Filosofem» сыграл настолько важную роль в формировании депрессив-блэк-метала.
За «Dunkelheit» следует «Jesus' Tod», уже упомянутая самая блэк-металическая композиция альбома. Такой её делает динамичность и обилие тремоло-риффов. Хотя начинается она медленно и зловеще, но потом ускоряется, перехватывая дух своей мрачной энергетикой. Обособление «Jesus' Tod» от общей картины из-за повешенных скоростей нисколько не нарушает целостность альбома, так как по атмосфере «Jesus' Tod» не идёт вразрез с другими треками. Это вообще лучшая композиция на «Filosofem» вместе с «Dunkelheit».
Затем, собственно, возвращается монотонность. И, если «Erblicket die Töchter des Firmaments» ещё звучит ритмично, то «Gebrechlichkeit I» лишается ударных партий и выстраивается лишь на гитарных переборах, подкреплённых электроникой. В качестве ритм-секции там выступают «капающие» клавишные. При этом гитарные партии на «Gebrechlichkeit I» буквально сливаются с клавишными - граница между металом и эмбиентом стирается. Вокал на этой композиции подобен страдальческим предсмертным хрипам. «Gebrechlichkeit I» - однозначно самая депрессивная композиция на «Filosofem».
Можно предположить, что на «Gebrechlichkeit I» лирический герой испытывает агонию и погибает, а на следующей композиции его сознание отправляется в путешествие по иным измерениям. «Rundgang um die transzendentale Säule der Singularität» намекает на это уже своим названием, которое переводится как «путешествие вокруг трансцендентальных колонн сингулярности». Это всецело эмбиентная композиция, представляющая собой один-единственный мотив, продолжающийся почти полчаса. Гипнотические качества этого трека внушительны.
Завершается «Filosofem» композицией «Gebrechlichkeit II», отличающейся от своей первой части отсутствием вокала и несколько иными партиями электроники, более шумными. При этом на второй части роль электроники более существенная, чем на первой. «Gebrechlichkeit II» менее страдальческая, чем «Gebrechlichkeit I», зато более отрешённая. Роль послесловия композиция исполняет отличным образом.
Таким образом, должно быть ясно, почему «анти-блэк-метал альбом» стал классикой блэк-метала. При помощи «Filosofem» Варг Викернес выплеснул весь негатив, который накопился у него после зарождения враждебности по отношению к Евронимусу, после разочарования в блэк-метал сцене. «Filosofem» получился настолько сырым, мрачным и угнетающим, что по духу он явно не уступает прошлым работам Burzum.