67,2K подписчиков

Что самое главное в фильме «Курьер»?

38K прочитали

Что, на мой взгляд, самое главное в киношедевре «Курьер» (1986) и почему его считают первой молодёжной драмой эпохи Перестройки? Первой не по дате выхода - в тот год вышло несколько подобных лент – к примеру, нашумевший «Плюмбум», но он как шумел, так и …отшумел, а вот «Курьер» вспоминают поныне.

«Плюмбум» - это попытка мальчика быть советским суперменом в духе чекистов 1920-х годов. Сие довольно скоро приелось, ибо «возвращение к ленинским нормам», чистым рукам и горячему сердцу при холодной голове – это краткое поветрие первых лет горбачёвского «бунта» против застывшей системы.

Афиша «Курьер»  (1986). Источник - Vokrug.tv.
Афиша «Курьер» (1986). Источник - Vokrug.tv.

А «Курьер» оказался типичен. Плюмбум – странноватый уникум-фрик, тогда как Ваня-Курьер учился в каждом классе, жил в соседней квартире, тусовался на тех же дискотеках, играл на гитаре в кого-нибудь в гостях. Чтобы войти в классику и забронзоветь, фильму надо уловить малозаметный нюанс, который будет явственно заметен лишь, спустя годы.

Итак, выпускник Ваня Мирошников на протяжении всего экранного времени методично и – с бесстрастным выражением лица мило издевается над взрослыми людьми. Иронизирует, подкалывает, опускает ниже плинтуса.

Кадр из фильма  «Курьер»(1986). Kinomania.ru
Кадр из фильма «Курьер»(1986). Kinomania.ru

Безусловно, такие персонажи были в советском кино и до «Курьера», но их ставили на место. Здесь же парень выдаёт свои сентенции, не получая адекватного ответа. Да и от кого? Всё поколение отцов и матерей выглядит предельно по-дурацки...

начиная престарелым отцом-ловеласом с его молоденькой девицей заканчивая профессором Кузнецовым. Мама-учительница просто жалкая – что-то лепечет, а если хочет выразить мысль – говорит штампами. Несчастная тётка с непонятным будущим. Если она так растеряна в 1980-х, то что с нею будет всего через 5-6 лет?

Кадр из фильма  «Курьер»(1986). Скрин экрана.
Кадр из фильма «Курьер»(1986). Скрин экрана.

Даже сам журнал «Вопросы познания» - пыльная, неуютная контора, где бравый начальник и его сонная секретарша беседуют о разных глупостях. Ваня и тут вмазывает: якобы на полнейшем серьёзе выдаёт, что мечтает о коммунизме, тогда как никто о нём тогда не мечтал.

Куда бы ни пришёл Иван – везде какие-то тусклые личности, вместо мудрых советчиков. Нет, советовать всякую дурь они горазды – и тот же Кузнецов, и его приятель, возмущённый, что «сын пьёт сгущёнку из баночки и молчит». Авторы фильма нам показывают мелкий масштаб личностей. И тут является Иван-богатырь и всех «умывает».

Кадр из фильма  «Курьер»(1986). Источник - m.pln24.ru
Кадр из фильма «Курьер»(1986). Источник - m.pln24.ru

Достаётся и ровесникам – придя в компанию глупеньких мажоров, курьер устраивает шоу с французскими духами и потом лежит пластом. Но каков эффект! Но всё же главный «враг» Ивана – это взрослые. Он с ними говорит, как с дурачками. Шикарная маразматичка Агнесса Ивановна - ещё один символ убожества этих взрослых.

Это отвечало общей риторике Перестройки – всё, что было – пакость, надо осудить и …что? Вот именно. В те годы всё общество лихо упражнялось в остроумии, низвергало вождей, задавало «вопросы познания» самому себе и высмеивало любые заслуги советской власти (тех самых отцов и дедов).

Кадр из фильма  «Курьер»(1986). Скрин экрана.
Кадр из фильма «Курьер»(1986). Скрин экрана.

С «Курьера» пошла эта линия – циничные дети VS тупые родители. Зато появляется метафорическая фигура старшего брата, которую почему-то редко замечают – в самом конце кинокартины Иван встречается взглядом со своим другом (или соседом), пришедшим из армии. Лицо парня обожжено.

Тогда это читалось однозначно – из Афганистана и это счастье, что вообще вернулся. Этот тягостный финал на фоне тусовки брейкеров – великолепный «пропуск» в 1990-е. И, что характерно, этот парень, который просто смотрел на Ивана – вот он-то и поставил его на место.

Zina Korzina (c)