И тут сразу может возникнуть вопрос — а почему фантастика-то? Нам же заявляли с превеликим размахом, что это хоррор? По крайней мере, реклама вкупе с трейлером явно намекали на это. С ходу спешу огорчить любителей страшилок — в этой картине ничего страшного нет и в помине. Это просто фантастика на тему "а что, если" и ничего более. Все эпизоды, которые хоть как-то могли вселить ужас в сердца зрителей (судя по нарезке в трейлере), оказались пустышками. Даже скримеров не завезли. Итак, с этой драматической нотки предлагаю начать обзор картины «Кольская сверхглубокая».
Официальный синопсис
Кольская сверхглубокая скважина - самый масштабный секретный объект страны. В 1984 году на глубине более 12 километров были записаны необъяснимые звуки, похожие на крики множества голосов. После этих событий объект закрывают. Небольшая исследовательская группа отправляется под землю, чтобы узнать, какую тайну скрывает глубочайшая скважина в мире. То, что они обнаружили, оказывается величайшей угрозой в истории. Теперь будущее человечества находится в их руках.
Трейлер
Визуальный ряд
С точки зрения графики и спецэффектов картина смотрится вполне себе убедительно. Да, при особом желании здесь можно придраться и к пикселям в некоторых местах, и к переигрыванию с мыльцом, и даже к вечной темноте, которая была создана в картине далеко не для страха, а чтобы прикрыть все недочёты. Но давайте признаемся честно — в отечественном кинематографе выходит не так много фантастических триллеров, в которых есть хоть малейший намёк на графические эффекты. «Кольская сверхглубокая» — не идеальный пример сверхвизуала, но и не самая плохая работа. Да, я надеюсь, что авторы пересмотрят своё детище не раз и не два, и подметят все необходимые косяки, чтобы в дальнейшем их не совершать. Пока поставим ленте +1 балл и двинемся дальше в ад...
Атмосфера
С точки зрения настроя фильм грубо ошибся лишь в жанре — обещали одно, а зрители получили совершенно другое. В остальном всё не так плохо, как может показаться. Неплохие идеи, локации и даже костюмы создают довольно "приятную" обстановку.
Безусловно, и здесь есть к чему придраться. К примеру, что это за комплексы на глубине 6 и 12 километров? Тут можно смело включить "диванного критика" и начать разносить авторов за их неправоту, но предлагаю всё же опустить мнимые и незаслуженные обвинения. Почему? Это художественное произведение. Нам не обещали показать реальные события и уже по трейлеру было понятно, что в картине будет целая шахта вместо скважины. Да-да, но это не отменяет того факта, что жилой комплекс на глубине 12 километров не может существовать в реальной жизни... Всё же предлагаю не ставить из-за этого крест на картине — оставим такие моменты на совести авторов. Лента несёт в себе несколько другой посыл, а шахта и комплексы — это лишь инструменты.
Ещё стоит упомянуть про ретрофутуризм — стиль, носящий определённую славу на западе. Произведения в данном жанре описывают взгляд в будущее людей прошлого с применением устаревших технологий. Отличными примерами подобного стиля являются серия игр BioShock, фильмы «Небесный капитан и мир будущего» и «Космическая станция 76», а также ряд комиксов Филипа Рива. В российском кино, на моей памяти, ещё никто не прибегал к данной стилистике. Если же взять для сравнения картины из Советского Союза, то на ум сразу же приходит «Солярис» Тарковского. Возвращаясь к «Кольской сверхглубокой», могу смело заявить, что стиль хоть и не стоял во главе концепта, но частичное его применение заметить всё же можно. Тут Вам и надписи над помещениями, напоминающие вывески из подводного города Rapture (из серии игр BioShock), и старая техника, использующаяся среди высокотехнологичных приборов, и даже диалоги некоторых героев, мечтающих о славном будущем.
Атмосфера в картине лично мне зашла. Да, обманули с жанром. Да, есть несостыковки с реальными фактами. Но вот во всём остальном у авторов случилась пусть и небольшая, но всё же победа. +1 балл.
Музыкальное и звуковое сопровождение
К тому саундтреку, что включается здесь в экшен-сценах, вопросов нет. Он является чем-то средним между аудиорядом из «Очень странных дел» и набором композиций из «Бегущего по лезвию» — вторичен, но органичен. А вот ретровейв, состоящий из советских хитов (Яблоки на снегу и Вокализ), был нагло вшит в повествование — он не подходит визуальному ряду ни по темпу, ни по тексту. Представьте, что Вы собрали плейлист для бега, в котором находятся классические произведения Моцарта. Именно так ощущаются советские композиции в картине.
Со звуком всё очень даже хорошо — придраться не к чему. Каждый шорох, каждый стон "грешников ада", каждый скрежет металла записаны на высоком уровне. К голосам никаких нареканий — каждую фразу можно услышать и не приходится переспрашивать у соседа "а что этот герой сейчас сказал?". В данной категории заслуженный +1 балл.
Актёрская игра
К большей части артистов особой симпатии мне испытать не удалось. Хоть их здесь не так уж и много, но этого количества хватает, чтобы начать путаться в некоторых героях и в их лицах. То ли это было сделано специально, то ли простое совпадение — остаётся лишь гадать. К примеру, под конец фильма с одним из ключевых персонажей происходят очень странные дела... Мы видим его лицо среди кучи погибших (и да — это не спойлер), но затем он внезапно оказывается живым. Также становятся непонятны перемещения некоторых героев. Считаю, что набирать актёров с похожей внешностью было очень грубой ошибкой — мискаст, если изволите.
А вот к Милене Радулович никаких претензий. Мы уже подмечали её мастерство в статье на фильм «Балканский рубеж», а в этом проекте она смогла приумножить свой потенциал. На русское большое кино грядёт новая Старшенбаум? Хочется верить. В общем, поставлю здесь неуверенный +1 балл. Всё-таки актёры играли, а мискаст — далеко не их заслуга.
Операторская работа и монтаж
Грубейший монтаж и отличнейшая съёмка — старое-доброе противоречие, не являющееся новинкой для кинематографа. Когда операторы производят чудо, монтажёры выпиливают 90% плёнки, оставляя лишь слабосвязанные кадры. «Кольская сверхглубокая» — пример того, как не нужно склеивать фильм.
Проблемы случились где-то в завязке, когда зрителя вводят в заблуждение простые и банальные, казалось бы, вещи. К примеру, в середине повествования нашим героям необходимо выбираться наружу с глубины 6 километров. Но что они решают сделать? Правильно, спуститься на глубину 12 километров. Эм-м, что? И вроде как, в фильме всё это объясняется, но так топорно и так мимолётно, что зритель может просто потеряться в этой куче фактов. Не раз создавалось ощущение, что в картине нарезали слишком много лишнего.
Да, за длинные кадры, что шалят нервишки, большое спасибо — они просто не могут не порадовать. Только за них хочется поставить положительную оценку, но, увы, не могу. Местами фильм просто невозможно понимать — и это большая "заслуга" монтажёров. 0 баллов.
Уникальность
Как отмечают сами авторы, «Кольская сверхглубокая» создавалась на вдохновении от таких шедевров хоррор-жанра, как «Нечто» и «Чужой». На мой взгляд, от произведения Ридли Скотта здесь вообще ничего нет, кроме того факта, что и там, и тут во главе истории стоит сильная девушка. Есть ли что-то похожее от наших киноделов? Да, в начале этого же года был неплохой триллер «Спутник», показавший зрителям и Советский Союз, и непонятную тварь. Что-то ещё? Не припомню. «Кольской сверхглубокой» можно отдать балл за отсылки к ретрофутуризму, но это будет не столь объективно. Возможно, что авторы даже не хотели делать эти самые отсылки, а получилось всё чисто случайно. Итого, остаётся лишь присудить 0 баллов, ведь нового опыта русскому зрителю картина не дала.
Да, стоит сказать, что задумка оказалась крайне интересной и здесь можно было придумать столько всего вкусного и сладкого, но... Но сценарий эту самую задумку полностью утащил на дно...
Сценарий
Можно ли описать сюжет картины одним словом? Вполне — дурдом.
Герои, в лице военных и эпидемиолога, попадают в самый что ни на есть дурдом. Здесь, как и подобает любому западному хоррору, есть безумный учёный, его помощник, а также заражённый, с которого и начинаются все беды. Данная модель морально устарела, но её эксплуатируют и по сегодняшний день. Хоть бы малейшие корректировки внесли, но нет...
Дурдом предстаёт зрителю далеко не сразу. Сперва нас тщательно вводят в курс дела. "Вот есть станция с кучей учёных, а вот карта этой самой станции, а ещё у нас есть пешеходная лестница на глубину 12 километров". Уже только от одной мысли, что авторы додумались упомянуть про 12-километровую лестницу, у меня происходит нервный тик. Но это мелочь, ведь главная загвоздка раскрывается уже после экспозиции.
Беда всех хорроров — наивные люди, полагающие, что они умные и что беда их не коснётся. А в нашем случае данную беду закрепляет и государство в виде проклятых коммуняк, что хотят быть всегда на шаг впереди планеты всей. Но не будем о пропаганде, ведь она есть почти в каждом русском фильме (всё-таки киноискусство уже давно выступает инструментом политики), и вернёмся к наивным людям. Почему команда бравых вояк и лучшего эпидемиолога страны додумываются снять маски на объекте, а это учитывая то, что они знают про заразу, обитающую там? Как же глупо на это смотреть нам, зрителям из 2020-го... Да, тема масок кому-то также может показаться пропагандой, но всё же это не отменяет вопроса. Почему они сразу не оделись в противочумные костюмы, если их миссия не подразумевала длительное пребывание на станции? Ребята с оружием надевают их лишь перед выходом в шахту. Причём уже в следующей сцене вояки снова без костюмов — этакий глубинный парадокс получается.
Камерное шоу переходит на новый уровень, когда персонажи начинают подыхать от заразы. Одно дело, когда это неизбежно, например в случае с доктором, а другое дело — когда смерть наступает по глупости. И вот этих смертей, выглядящих глупо — большинство. И самая большая проблема фильма в том, что нам с ходу дают понять, что эти гибели будут. Зритель уже с первых минут пребывания на станции может догадаться, кто в конце картины останется в живых, а кто погибнет. Уже со сцены в вертолёте нам становится ясно, что «Кольская сверхглубокая» — типичный представитель научно-фантастического слэшера. Ничего другого картина дать, увы, не может.
А какая прекрасная была идея... Да, в авторов уже успели покидать и помидоры, и тухлые яйца за их некорректное отображение реальности, но сама задумка о глубинном монстре требовала сделать эту подземную станцию, а скважину превратить в целую шахту. Да, наверно, вышло несколько глуповато, но идея была и авторы её придерживались. Только вот одной лишь задумки и удачной библейской сцены в финале явно недостаточно, чтобы называть фильм хорошим. Так и получается, что неплохой концепт превратился в странную жижу, состоящую из грибов, военных, учёных и коммунистов.
Оценки:
- Экспозиция: 0 баллов;
- Завязка: 0 баллов;
- Развязка: +1 балл;
- Общие аспекты: 0 баллов.
Вердикт
Где-то в июле в Telegram-канале бык писал, что возлагает на фильм надежды. И что бык получил в итоге? Эх-х. В общем, бык теперь стал чуточку умнее, посему он больше не будет возлагать больших ожиданий на русский кинопром. Подводя итог, «Кольская сверхглубокая» — кино, которое всё-таки можно посмотреть один раз. Послушать здешнюю музыку и подивиться удачной атмосфере — этого может хватить, чтобы получить удовольствие. Только учтите, что ни в коем случае не стоит включать голову. Поставили картину на фон и пошли готовить вкусняхи на новогодние праздники — идеальное ей применение. От меня лента забирает 5 баллов из 10 возможных.
Карта канала «Кинотаурус»
На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛