В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 10.
Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!
2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.
10 000 остановок. 30 000 фотографий.
6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.
Все реки. Все стелы областей, районов, городов.
Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.
В этой части:
Автодорога: Межмуниципальная автодорога 20К-В24-0 Петропавловка – Калач - Павловск.
Участок маршрута: Петропавловка – Ширяево – Пригородный – Заброды.
Расстояние маршрута: 35 км.
Федеральный округ: Центральный федеральный округ.
Регион: Воронежская область.
Административные районы: Петропавловский район, Калачеевский район.
Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).
Обширная составная часть природного района: Среднерусская возвышенность.
Рельеф местности: Калачская возвышенность.
Часовой пояс (время по отношению к московскому): московское время.
День в пути: 1-й день.
Итак, мы выезжаем из села Петропавловка по автомобильной дороге 20К-В24-0, идущей через Калач в Павловск, но нам по ней нужно будет доехать только до самого Калача, а дальше мы продолжим путь уже по другой трассе.
Сразу за Петропавловкой начинается красивый участок дороги, где с левой стороны примерно в полутора километрах от нас можно увидеть очень живописные меловые горы, протянувшиеся по правому берегу реки Толучеевки километров на десять вперёд, спустя которые автодорога будет уходить в сторону от меловой возвышенности.
Калачская возвышенность сложена верхнемеловыми отложениями (мел и мергель) и палеогеновыми отложениями (глина и песок). Её рельеф – долинно-овражно-балочный, что очень наглядно и представлено здесь нашему обзору. На фотографии мы видим местность, которая называется «Райское урочище» – когда-то здесь располагался одноимённый хутор Райский, ныне не существующий.
В окрестностях села Красносёловка вдоль дороги произрастают красивые сосновые лесопосадки.
Свежий запах хвойных насаждений придаёт бодрости и прохлады. Говорят, что хвойные деревья выделяют эфирные масла, которые благоприятно воздействуют на нервную систему, а также снимают чувство страха и тревоги. Ну, если насчёт нервов ещё можно согласиться, то вот насчёт чувства тревоги – тут более сомнительно, мне например, всегда кажется, что из-за густых колючих ветвей вот-вот должен выскочить какой-нибудь кабан, а то и медведь!
Тем временем уже вечереет, и мы начинаем задумываться о ночлеге. Имеем право, потому что когда мы планировали эту поездку дома, то в первый день рассчитывали проехать 400 км и заночевать где-нибудь в Петропавловке – эта программа на сегодня уже выполнена, но поскольку до темноты ещё остаётся немного времени, то мы решаем даже проехать немного дальше.
Немного не доезжая до села Пески, замечаем на дороге указатель «Пещерная церковь».
В меловых горах Воронежской области насчитывается более полусотни пещерных храмов, благо что копать мягкую породу мела достаточно легко. Одна из них расположена рядом с селом Пески и называется соответствующе – Песковская пещера. С дороги пещерную церковь не видно, а поскольку мы узнали о ней только сейчас, благодаря указателю, то и информацию о её точном местонахождении заранее не подготовили, и, соответственно, ехать искать её в потёмках уже не стали.
Стрелочка указателя церкви показывает прямо на широкий красивый склон мелового холма, но, к сожалению, это не пещерный храм, а лишь расчищенная бульдозером территория для прокладки трубопровода.
Говорят, что по указателю «Пещерная церковь» к меловой пещере сейчас ехать не стоит, потому что там придётся преодолевать речку Толучеевку вплавь, поскольку подвесной мост в настоящее время разрушен. Если соберётесь ехать, нужно поворачивать чуть дальше, по указателю в хутор Индычий, и там уже по вершине мелового холма можно добраться до пещерной церкви с обратной стороны.
Сразу за селом Пески установлен указатель расстояний до населённых пунктов, где мы видим, что до Калача остаётся 25 километров, а поскольку мы сразу решили для себя, что будем ехать во время нашего путешествия только в светлое время суток, чтобы не пропустить ничего интересного, то, наверное, где-то в Калаче мы сегодня и заночуем.
С автодороги мы видим окраинную часть села Пески, которое является последним в Петропавловском районе, а меловые холмы Калачской возвышенности отдаляются от нас здесь на значительное расстояние, и вскоре на некоторое время совсем исчезнут из вида.
Благодаря возвышенно-волнистой равнине Петропавловского района, разрезанной овражно-балочной сетью, дорога в самых красивых своих местах представляет собой достаточно плавные и продолжительные спуски и подъёмы. У села Пески мы проезжаем одно из таких мест – балки Гадючий Яр и Колодезный Яр, объединённые на фотографии одним общим пейзажем.
На 25-м километре автодороги, в глубине ещё одной из местных балок, проходит граница между Петропавловским и Калачеевским районами Воронежской области.
Калачеевский район – один из крупнейших сельских районов области. Местность здесь также сильно изрезана балками и оврагами, а возвышенная равнина приподнята над уровнем моря более чем на 200 метров.
Преодолев несложный подъём после стелы с названием района, автодорога тут же снова проваливается в очередную балку – это балка Слюсарев Яр у села Ширяево.
Село Ширяево, первое в Калачеевском районе на нашем пути, основано украинскими казаками в XVIII веке, и интересно тем, что здесь в 1776 году проводились опыты по внедрению картофеля, при этом крестьяне упорно доказывали, что местная почва непригодна для незнакомого им растения. Но, как нам теперь известно, в наше время Воронежская область является одним из лидеров по выращиванию картофеля в России, а сама картошка спустя каких-то 250 лет стала важнейшим продуктом питания в нашей повседневной жизни.
Самым интересным объектом в Ширяево является Всехсвятская церковь, построенная в 1867 году, которую хорошо видно прямо с дороги, причём дорога делает здесь крутой поворот, и церковь открывается перед нами сразу в нескольких ракурсах.
Сейчас храм Всех Святых заброшен, и в сумеречном освещении представляет собой ещё более удручающий и мрачный вид. Если рядом с ним остановиться переночевать, то с наступлением темноты на нас точно нападут какие-нибудь приведения. Более того, если при этом ещё и задуматься над самим названием храма, ассоциирующимся у меня с католическим Хэллоуином, потому что он празднуется как раз в канун Дня Всех Святых, то без тыквенного фонарика, отгоняющего злых духов и прочую нечисть, нам здесь точно не обойтись, так что, наверное, поищем всё же другое место для ночлега.
Говорят, что в советское время в этой церкви располагалась сельская баня, но по другим данным, здесь был склад токсичных ртутьсодержащих нитратов, и поэтому сейчас храм не может быть восстановлен, так как будет представлять серьёзный риск для здоровья прихожан.
Сразу за селом Ширяево начинается посёлок Пригородный, который представляет собой промзону Калача, потому что именно здесь расположено большинство промышленных предприятий этого города. Одно из них, а именно Калачеевский сахарный завод «Кристалл», мы видим сразу за стелой с названием посёлка.
С другой стороны от дороги находится красивый водоём на фоне живописных меловых гор Калачской возвышенности, но, как оказалось, это ни что иное, как отстойник сахарного завода, расположенного напротив, и звучит это уже не так живописно.
Посёлок Пригородный со стороны автодороги Богучар – Калач представлен в виде обычной серой панельной пятиэтажки-хрущёвки, именно таким он и запомнится проезжающим мимо водителям, если, конечно, запомнится вообще.
А мы проедем чуть дальше, и свернём ненадолго на улицу Промышленников, чтобы съездить по ней к местному мясокомбинату, где хотим посмотреть на памятник свинье – это было запланировано в нашей поездке изначально, так как необычные и весёлые оригинальные скульптуры представляют для меня наибольший интерес, нежели одинаковые памятники Ленину в одинаковых городах. В начале улицы замечаем бензовоз ГАЗ-53 на пьедестале-контейнере, рядом находятся три больших топливных резервуара, и висят таблички о продаже недорогого бензина, дизеля, масел и смазок – «камазистам» такая сомнительная заправка может ещё и подойдёт, но вот другим – уж вряд ли.
Чем ближе к Калачеевскому мясокомбинату, тем невыносимее становится запах – воняет свиным навозом на весь посёлок Пригородный, так что здесь, пожалуй, тоже не лучшее место для ночёвки.
Рядом с проходной мясокомбината находим ту самую скульптуру свиньи-кормилицы, ради которой и повернули сюда с трассы – да уж, за те 13 лет, что она возлегает здесь на куче денег, поизносилась свинюшка, а может быть сами работники случайно, по привычке, поотрубали ей копытца?
Возвращаемся обратно на нашу трассу, и вскоре за посёлком Пригородный видим схему автомобильных дорог окрестностей Калача. Здесь почти как на МКАДе – большое кольцо, от которого расходятся многочисленные дороги в самых разных направлениях. Но это только на схеме так, а по факту в обход города уходит только одно направление – налево на Павловск, а всем остальным здесь нужно ехать пока что прямо.
Наша трасса 20К-В24-0, по которой мы ехали из Петропавловки, поворачивает здесь в Павловск, а мы продолжаем движение в сторону Калача, но посмотрим этот город только завтра, потому что сегодня нам пора уже искать место ночлега.
Перед самым Калачом находится село Заброды, и здесь мы останавливаемся возле первого попавшегося придорожного отеля, однако там не договариваемся о цене – за ночлег в машине у ворот отеля (даже не на территории) с нас просят 200 рублей, при этом, когда мы не соглашаемся, говорят вслед, что цены везде одинаковые, можно и не искать. Но мы ищем, и уже возле следующей гостиницы «Хуторок» остаёмся переночевать на стоянке в своей машине за 100 руб., в стороне от дороги, в окружении живописных сосен на большой свободной уютной парковке. Так-то и 100 рублей – это не дёшево, обычно за ночлег на охраняемой стоянке в своей машине на трассах просят от 50 до 100 руб., не больше, а ближе к Сибири всё чаще можно встретить даже бесплатные стоянки с охраной (расчёт идёт на то, что вы покушаете в их придорожном кафе, сходите в их платный туалет и примите их платный душ), причём после Красноярского края мы вообще не увидели ни одной стоянки, где с нас попросили бы денег.
Так прошёл наш самый первый день путешествия из Ростова-на-Дону в Якутию, в течение которого мы увидели столько нового и интересного, что мой рассказ о нём растянулся на целых десять статей! Страшно представить, сколько всего статей получится в итоге, ведь впереди нас ждёт ещё целых два месяца незабываемых и удивительных приключений по живописным автодорогам и городам нашей огромной и такой интересной страны!
Итоги 1-го дня:
Участок маршрута: Ростов-на-Дону – Каменск-Шахтинский – Миллерово – Богучар – Петропавловка – Заброды.
Суточный пробег (на спидометре автомобиля): 435 км.
Регионы: Ростовская область, Воронежская область.
Просмотренные города: г.Богучар.
Читать следующую часть →
Читать предыдущую часть ←
В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)
Маршрут:
День 1 Ростов-на-Дону – Каменск-Шахтинский – Миллерово – Богучар – Петропавловка – Заброды
Регионы: Ростовская область, Воронежская область …
Города: Богучар …
Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино …
Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».