В комментариях под нашей статьей о профессиях, которые не подходят священникам наши читатели писали о святителе Луке Крымском. Этот святой как раз относится к исключению. Апостольские правила говорят, что священник не должен врачевать, потому что не будет полноценного окормления паствы. Но Святитель смог совместить благоговейный трепет служения Богу и медицинскую помощь больным. Такое удается единицам.
Жизнь Луки Крымского – пример гармонии науки и религии, веры в чудо и достижений прогресса. Святитель и по смерти продолжает соединять несочетаемое у раки с его мощами в Свято-Троицком соборе Симферополя склоняют головы украинцы, русские, греки. Отовсюду едут сюда паломники за помощью в болезнях.
Предпочел болезни творчеству
Валентин Феликсович, имя святого до пострига, принадлежал к старинному дворянскому роду Войно-Ясенецких. Родители делились с детьми чистой верой в Бога, в семье помогали раненым первой мировой. Так, пример близких помог Валентину выбрать не увлечение живописью, а путь делания добра для других.
«Жатвы много, а делателей мало»,- решил юноша и навсегда связал свой путь с болезнями. Сначала лечил тело, а в священном сане занялся и душой. Еще в студенчестве его квартира напоминала лазарет, Валентин мог больного привести прямо с улицы, лечил, а мама кормила.
Ради работы простого земского врача будущий святитель отбросил перспективу блестящей столичной карьеры. Войно-Ясенецкого переводили с места на место, когда тот отказывался прерывать прием, ради особой консультации власть имущим, а пытался помощь всем обычным больным, что пришли к нему.
Лечение Святителя
Валентин был христианином и понимал, что болезнь – чаще следствие греха. Но страдания человека — образа Божия не оставляли его равнодушным: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен.(Сир.38:12)».
Лука говорил: «Вы когда-нибудь задумывались, почему Господь послал Своих учеников не только проповедовать, но и исцелять больных? Господь считал лечение болезней таким важным делом, что ставил его в один ряд с проповедью Евангельской».
После принятия священства Святитель продолжал борьбу с болезнями, но призывал и к их духовному лечению – покаянию. Известен эпизод, когда на суде представитель ЧК спросил Луку Крымского:
«Как это Вы ночью молитесь, а днем людей режете?», последовал ответ: «Я режу людей для их спасения. А вот для чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?», а вдруг чекист задумается.
Святой Лука каждый раз молился перед операциями, рисовал йодом крест на теле больного. Излечение, как и саму жизнь пациента предавал Богу, оставался лишь Его руками.
В самых серьезных испытаниях «Я почти реально ощущал, что со мной — Сам Господь Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня», говорил святой.