Найти тему
Вижу красоту

Музей… которого нет?

Друзья, в продолжении рассказа о Государственном музее керамики в Кусково, хочу вас познакомить со статьёй 1988 года. Думающая общественность не раз предпринимала попытки вернуть честь и достоинство собранию мирового уровня. Но сегодня, в 2020 году, появились новые возможности и обстоятельства. Родной для коллекции особняк Алексея Викуловича Морозова, основателя музея, отреставрирован и ищет нового арендатора. Названия «Государственный музей керамики» более не существует. А значит можно возродить «Музей фарфора» в родных стенах...

Н. А. Ашарина, И. И. Сергеенко, М. А. Бубчикова и др. Музей… которого нет? (Проблемы Государственного музея керамики) // Наше Наследие, 1988. – № 1. – С. 149 (Как храним?)

Название этого музея без труда можно отыскать в любом путеводителе по Москве. Более того, он – одна из достопримечательностей нашей столицы. Международный авторитет. Серьёзный штат научных сотрудников. Двадцатипятитысячная коллекция, в которой представлена вся история художественного фарфора, керамики и стекла.

Ваза. Северная Италия. XVII. Источник: vk.com/museum_kuskovo
Ваза. Северная Италия. XVII. Источник: vk.com/museum_kuskovo

Фаянсы Востока и итальянская майолика. Китайские селадоны и стекло столь популярного сейчас модерна. Изделия прославленных керамических и стекольных заводов Англии. Произведения венецианских стеклоделов. Одна из лучших в мире коллекций русского фарфора.

Ставок с крышкой. Автор Д. Виноградов. 1748 год. Источник: mos.ru
Ставок с крышкой. Автор Д. Виноградов. 1748 год. Источник: mos.ru

Здесь хранится Портландская ваза великого английского керамиста Дж.Веджвуда, «сельские глины» выдающегося мастера французского Возрождения Б. Палисси, конфетница, помеченная личной маркой изобретателя отечественного фарфора Д.И. Виноградова, знаменитый Египетский сервиз – подарок Наполеона Александру I...

Египетский сервиз. Франция. Севр. 1804–1806. Источник: vk.com/museum_kuskovo
Египетский сервиз. Франция. Севр. 1804–1806. Источник: vk.com/museum_kuskovo

Речь идет, как вы, наверное, уже догадались, о широко известном Государственном музее керамики. Грустно, что он оказался сегодня в весьма странном положении. Практически всё собрание спрятано в запасники, значительная часть упакована, скрыта от глаз не только зрителей, но и специалистов, остальное хранится в недопустимых условиях.

-6

Музей был создан в 1919 году специальным декретом, под которым стояли подписи В.И. Ленина и В.Д. Бонч-Бруевича, на основе национализированной коллекции А.В. Морозова в его особняке во Введенском (ныне Подсосенском) переулке. Сам Алексей Викулович, большой знаток фарфора, стал его первым хранителем. Собрание быстро росло. Благодаря А.В. Морозову оно комплектовалось грамотно, планомерно. В те годы сложилось, например, уникальное собрание агитационного фарфора – гордость музея.

В 1932 году музей перевели в усадьбу Кусково. В 1938 оба музея были слиты в один и получили свое нынешнее название – Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Сложилась противоестественная ситуация, таившая в себе зерно будущего конфликта.

Два совершенно различных музея оказались под одной крышей. Оба росли, пополнялись параллельно и одновременно. В Кускове появились образцы старинной мебели, картины, предметы усадебного быта. Стало возможным восстановление целостных интерьеров. Естественно, экспонаты музея керамики уступили им своё место в зданиях ансамбля.

Усугубили ситуацию развернувшиеся с середины 1960-х годов обширные реставрационные работы, имевшие своей целью вернуть архитектурным памятникам первоначальный вид. Тогда-то и пришлось большую часть коллекции упаковать в ящики, перенести в запасники, под которые были отведены случайные, неприспособленные помещения. В ходе реставрации постоянно возникала необходимость перемещения фондов. За последние десять лет коллекция переезжала шесть раз. Естественно, не без ущерба для сохранности экспонатов. До нынешнего дня вопрос фондов самый больной и острый. Теснота и скученность парализуют нормальную хранительскую работу, предметы бьются, рассыхается старая склейка, профилактическая реставрационная работа не ведётся.

Не менее актуальна проблема экспонирования. В настоящее время при использовании всех возможных площадей музей керамики может представить в лучшем случае лишь сороковую часть (!) своего собрания. Можно, конечно, организовывать временные экспозиции, передвижные выставки. Такая работа ведётся. Но это потребительский подход к коллекции как к складу возможных экспонатов. Он лишает музей главного – перспектив развития, не даёт реализоваться его огромным возможностям.

Предлагаются половинчатые, компромиссные решения, главная опасность которых –возможность раздробления коллекции. Этого допустить нельзя! Главная ценность этого единственного в своём роде собрания в его удивительной целостности и завершённости. Оно само по себе является уникальным художественным феноменом, своеобразным памятником собирательского искусства.

Очевидно, музей должен быть выведен из Кускова и получить помещение, достойное его коллекций. Необходимо создать подробнейшую ретроспективную экспозицию, которая станет и источником интересной информации, и местом знакомства с высокохудожественными произведениями, и кладезем исторического опыта. В 1920–1930-е годы при музее существовали керамические мастерские, где изучались старые технологические приёмы и творческие достижения мастеров прошлого. Одновременно шли опыты по созданию новых форм, техник, способов декора. Экспериментировали профессиональные художники-керамисты, пробовали свои силы любители, был детский кружок. Как необходим сейчас Москве такой центр! Во всём мире сильно возрос интерес к декоративно-прикладному искусству, оживилась собирательская деятельность, стремительно возросли цены аукционов. В высшей степени странно, что столица нашей родины, располагающая такой солидной базой, как собрание музея керамики, до сих пор такого центра лишена.

Уже десять лет судьба Государственного музея керамики находится в бесконечном «процессе разрешения». Администрация музея и Главное управление культуры исполкома Моссовета, в чьём ведении он находится, преступно пассивны. Быть может, причина – в нежелании вникнуть в существо проблемы, отдать себе отчёт в её действительной чрезвычайности? Или же у Главного управления нё хватает сил и средств, чтобы самостоятельно справиться с этим вопросом. В этом случае музей нужно передать в ведение союзного или республиканского министерств, при которых не так давно были организованы два музея декоративно-прикладного искусства – всесоюзный и всероссийский. Музею керамики логично было бы стать филиалом одного из них. Это отвечало бы и современному уровню музея, который справедливо обладает статусом государственного, которого удостоены лишь очень немногие художественные музеи нашей страны.

Решение должно быть найдено. Гибнет уникальная коллекция, скрытая от людей. Только радостью зрительского открытия жив каждый музей. Без неё он мёртв. Печальный пример тому – сегодняшнее состояние Государственного музея керамики.

Мы обращаемся в редакцию журнала «Наше наследие» с надеждой на помощь и содействие в столь благодарном деле сохранения общего культурного достояния.

Сергей Чехонин. Тарелка «Борьба родит героев». 1918. ГФЗ. Источник: goskatalog.ru
Сергей Чехонин. Тарелка «Борьба родит героев». 1918. ГФЗ. Источник: goskatalog.ru

Н.А. АШАРИНА, зам. директора Государственного Исторического музея (ГИМ) по научной работе, кандидат искусствоведения

И.И. СЕРГЕЕНКО, зав. отделом керамики и стекла ГИМа

М.А. БУБЧИКОВА, ст. научный сотрудник отдела керамики и стекла ГИМа

Л.В. АНДРЕЕВА, зав. отделом Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, кандидат искусствоведения

Э.Б. САМЕЦКАЯ, гл. хранитель того же музея

Е. В.ДОЛГИХ, зам. директора по научной работе Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

Т. А. МОЗЖУХИНА, зав. отделом русской и зарубежной керамики и стекла Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века»

Т.Д. КАРЯКИНА, ст. научный сотрудник отдела русской и зарубежной керамики того же музея

Н.В. СИПОВСКАЯ, научный сотрудник отдела русской и зарубежной керамики того же музея

От редакции

Публикуя это письмо, мы надеемся получить ответы на него от всех заинтересованных лиц, в первую очередь от тех, кто решает судьбу музея. Кроме того, этим письмом мы хотим начать разговор о запасниках наших музеев вообще. Проблема насущнейшая, но очень непростая. И как её разрешить – давайте думать вместе.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ячсастлив

Еда
6,93 млн интересуются