Обозначение "шушпанцер" применяется к необычной, редкой, удивительной или уродливой бронетехнике. Но таковая имелась и в подводном флоте разных стран, почему бы это словечко не применить и к ней?
Идея наносить удары из-под воды на дистанции, значительно превышающей дальность хода торпед витала в воздухе ещё со времён русского изобретателя подводной лодки Шильдера, когда и торпед-то не было, но вот пуск пороховых ракет из подводного положения в 1838 году был успешно произведён. Однако сами лодки были технически несовершенны, в ход не пошли, так это дело и заглохло.
К этой идее вернулись немцы. В 1941 году мысль использовать сухопутные реактивные установки на подводной лодке осенила инженера доктора Эрнста Штайнхоффа, который занимал должность начальника отдела систем наведения ракет под руководством Вернера фон Брауна в немецком центре разработки ракет в Пенемюнде. Давайте немного поговорим об этом человеке.
Он был убеждённым нацистом, а кроме ракетной техники занимался также планерами, устанавливал рекорды по дальности полёта и имел почётное звание Люфтваффе "лётный капитан", не знаю, как адекватнее перевести это на русский. В ходе операции "Скрепка" одним из первых немецких ракетных специалистов был вывезен американцами в Штаты ещё 16 ноября 1945 года. Специализировался по проблемам управления, контроля и приборам ракетной техники. Принимал участие в американских космических программах. В 1958 году награждён орденом "За выдающуюся гражданскую службу", в 1979 внесён в Зал международной космической славы в Нью-Мексико. На этом снимке он среди других участников операции "Скрепка" в Форт-Блисс, штат Техас, август 1946 года, отмечен стрелкой:
А вот здесь он же на подводной лодке U-511, рядом с её командиром, своим родным братом капитан-лейтенантом Фридрихом Штайнхоффом:
Фридрих в итоге тоже оказался в США, однако ему повезло значительно меньше, чем брату, но об этой печальной истории ниже.
Итак, что же предложил доктор Эрнст Штайнхофф? На вооружении Вермахта имелись различные установки для запуска реактивных снарядов. Вот несколько снимков с ними. Самоходная установка:
Стационарная:
Так выглядела стрельба из неё:
На солдатском жаргоне они назывались Heulende Kuh («ревущая корова») и вздымая при стрельбе тучи дыма и пыли, сильно демаскировали огневую позицию. Обратите внимание на гору транспортно-пусковых контейнеров в правом углу. Они изготовлялись как из металла, так и из дерева.
Для установки на подводную лодку более подходили конечно металлические. Вот они устанавливаются на палубе U-511:
В заряженном состоянии:
Для использования ракет в море они подвергались некоторым доработкам, главная из которых заключалась в герметизации корпуса двигателя, чтобы предотвратить поступление воды к топливному заряду. Трудность состояла в том, что двигатель имел много сопел и загерметизировать их нужно было так, чтобы с одной стороны – не допустить поступление воды, особенно под давлением на глубине, а с другой стороны – герметик в момент старта должен был одновременно исчезнуть из всех сопел, чтобы не допустить скачка давления в камере сгорания и не создавать ассиметричную тягу, которая снижает точность стрельбы.
С немецкой педантичностью сперва были проведены пуски с берега, потом пусковые установки опустили под воду, после успешной стрельбы из-под воды их раскрепили на палубе лодки. 4 июня 1942 года был произведен 1 выстрел на поверхности и еще 6 при погружении. Для этого U -511 опустилась на перископную глубину 12 метров, при этом пусковая установка находилась на глубине 5 метров под водой. Снаряды достигли расстояния от 3000 до 4800 метров.
Успех испытаний U -511 под кодовым названием «Урсель» привел к тому, что производители оружия Rheinmetall-Borsig приняли программу разработки противокорабельной ракеты для борьбы с конвоями, которая, однако, так и не была создана до конца войны. А почему же нельзя было применять снаряды, которые использовались на U-511?
Испытания показали, что нет способов хотя бы примерно прицелиться этими ракетами, особенно при пуске из под воды. Малейшая неравномерность в толщине слоя воды над ракетой (просто волнение на море), неизмеряемые лагом ничтожные отклонения в скорости хода - и без того не слишком снайперские ракеты становились чисто психологическим оружием. Точки попаданий смещались непредсказуемо.
Есть сведения, что ими планировали оснастить подводные лодки на Чёрном море для ударов по береговым объектам на Кавказском побережье, в частности, нефтяным терминалам. Но и тут дело до практического применения не дошло.
Ну, а дальше родились идеи ещё чудеснее. С появлением ракеты Фау-2 инженер Дикман выступил с предложением сконструировать специальный плавучий контейнер, который представлял собой в принципе несамоходную подводную лодку с рулями глубины, балластными цистернами, помещениями для предстартового контроля, длиной около 32 метров и диаметром около 5,5 метров . Подводные лодки должны были буксировать эти контейнеры на стартовые позиции в подводном положении, там они принимали вертикальное положение. Стартовая команда переходила на него, совершала все необходимые подготовительные операции, что должно было занимать от 4 до 6 часов (!), после этого возвращаться на лодку и производить дистанционный пуск.
Дикман обратился к директору автомобильного концерна Volkswagen, активному члену' Германского трудового фронта Бодо Лафференцу, который поддержал проект и субсидировал разработки, после чего проект стал известен под его именем (проект Лафференца).
В декабре 1944 г. и в январе 1945 г. на верфях «Вулкан» в Штеттине и «Шихау» в Эльбинге был размещен заказ на постройку трех контейнеров, а отдельные элементы комплекса, изготовленные к марту 1945 г., были испытаны в Балтийском море. Начали подготовку экипажей специально отобранных подводных лодок, но жить Третьему рейху оставалось уже несколько недель. Да и сама идея, признаемся, довольно безумная. Настоящий шушпанцер.
А что там с капитан-лейтенантом Фридрихом Штайнхоффом?
После того, как U-511 была передана японскому императорскому флоту, он год служил в штабе подводной флотилии а потом вступил в командование новой лодкой, U-873. Здесь он изображён со своей командой на её палубе, держит подмышкой папку:
Штайнхофф изначально был моряком торгового флота, на лодки попал только в 1941 году. Команда описывала его как отличного моряка, но совершенно неспособного выполнять роль командира в той степени, в какой она требовалась. Это заметно по той обстановке, в которой лодка сдавалсь в плен.
В январе планировалось отправить её в Японию, она была загружена различными материалами и ожидались ещё 14 пассажиров. Но тут пришёл приказ отправлять все лодки только в боевое патрулирование. Грузы были сняты, кроме 10 тонн, состоявших из ртути и оптического стекла. Однако обнаружился ряд неисправностей технических средств и корпуса, так что лодка вышла в поход в направлении Карибского бассейна только 15 апреля 1945 года. 7 мая был пришёл приказ вернуться в Норвегию, а через несколько часов на борту было получено известие о капитуляции Германии.
И тут на лодке между офицерами начались дискуссии о том, какие меры предпринять. Часть склонялась к переходу в Латинскую Америку, где продать ртуть и оптику и интернироваться. Остальные считали, что надо идти сдаваться в ближайшую ВМБ США. На англоязычном ресурсе U-boat Archive пишется, что окончательный приказ идти в США отдал старший механик. Возможно, так интерпретируется его доклад о нехватке топлива для перехода в Южную Америку. Возможно, командир был нездоров, его ведь именно по состоянию здоровья перевели на берег после U-511. Судя по приведённому ниже скану его персональной карточки при росте 1,83 метра он весил всего 60 кг.
U-873 сдалась войскам США 11 мая 1945 года. Однако её команда вместо лагеря для военнопленных угодила в Портсмутскую морскую тюрьму. Здесь они подверглись неподобающему к военнопленным обращению - местные вертухаи и морские пехотинцы отобрали у них награды и различные значки на сувениры. Командир подвергался неоднократным допросам
Пишется, что с ним жестоко обращались, он возвращался со следами побоев на лице. Я почитал отчёты следственной комиссии по делу о его самоубийстве - там конечно пишется, что всё отбиралось с единственной целью: поскольку награды имели острые края, то могли использоваться как оружие. А Штайнхоффа всего-то разок ударил морпех с говорящей фамилией Лёвенталь сначала ладонью, а потом тыльной стороной кисти руки. Ну, то такое...
19 мая капитан-лейтенат Штайнхофф вскрыл себе артерии на руках, использовав разбитое стекло солнцезащитных очков и пружину из фуражки. Врач лодки доктор Карл Райнке, попытался оказать первую помощь, но было слишком поздно.
Здесь статья об успешном применени аналогичного оружия американцами, правда, из надводного положения:
Первый американский подводный ракетоносец обстрелял Сахалин ещё в 1945 году
А это о британских подводных шушпанцерах:
Ныряющие пароходы или подлодки, внушающие ужас
Подводные лодки с пушкой как у линкора и другие детища британского гения
.................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь