Когда это впервые случилось и кто были те двое, которые положили начало такому понятию, как «супружеская измена», история умалчивает.
Первым же, кто в письменном виде не только «осветил» тему супружеской неверности, но и осуждал ее, был Ярослав Мудрый.
Поэтому князь Мудрый даже издал Устав, в котором подробно описал не только что такое супружеская измена, именуемая в уставе «прелюбодеянием», но и какое наказание должен понести тот, кто нарушит Устав.
Согласно сему трактату женатый мужчина считался прелюбодеем, если имел не только любовную связь на стороне, но и общих с любовницей детей.
За свой прелюбодейский грех такому мужчине следовало заплатить штраф церкви, размер которого назначал провинившемуся сам князь – Ярослав Мудрый (судя по всему, супружеские измены в то время были редким явлением, если ими занимался САМ князь!).
Если в прелюбодеянии была уличена замужняя женщина, то мужу следовало сначала ее наказать, а затем развестись с нею.
Ежели «рогатый» муж принимал решение простить неверную супругу, то тогда наказанию подвергался он сам, поскольку сам виноват, раз допустил подобное «легкомыслие» со стороны жены.
В ХVII-XVIII веках супружеская неверность все также порицалась, разве что несколько изменился перечень наказаний за «прелюбодеятельные» действия.
Неверного мужа ждало наказание в виде епитимьи, срок которой назначал провинившемуся священник, к которому «изменщик» приходил на покаяние (как правило, срок епитимьи не превышал 12 месяцев).
Так же священник определял, как именно оступившийся должен искупить свой грех – либо дополнительный пост, либо ежедневное прочтение определенного количества молитв, либо делать каждый день определенное количество земных поклонов (священник порой не «скупился» и мог назначить 1000 поклонов в день!).
Иногда святой отец мог просто провести «устыдительную» беседу с прелюбодеем и на этом инцидент был исчерпан.
Но мужское наказание было гораздо легче, чем женское.
Неверную жену, после обязательного наказания и развода, отправляли работать на прядильный двор, и она уже не имела права носить не только фамилию мужа, но и не могла повторно выйти замуж.
Также на блудницу накладывали епитимью, которая могла длиться до 15 лет!
Святой отец мог отправить блудницу в монастырь, где она должна была замаливать свой грех, питаясь только хлебом и водой.
Правда, измену жены муж должен был сначала доказать с привлечением свидетелей, что иногда было неплохим поводом супругу просто избавиться от надоевшей жены и через время жениться снова.
Также муж имел право не разводиться с оступившейся женой, если прощал ее и собирался и дальше с нею жить, но наказать ее он был обязан, причем, способ наказания он выбирал сам.
Это могло быть битье кнутом или плетьми, или отправка ее на исправительные работы, по возвращению с которых ее ждало уже наказание от мужа за то, что часть домашней работы была запущена, пока она отсутствовала.
Самое интересное, что дворянство к супружеским изменам в своем кругу относилось довольно снисходительно в отличие от крестьян, которые, следуя божьим заповедям, считали прелюбодеяние смертным грехом.
Подписывайтесь на канал, пишите комментарии!
Спасибо за внимание к моему каналу!