Найти тему
muntaqa.info

Ответ муфтию Чечни Салаху Межиеву. Ассоциация мусульманских ученых

Оглавление
Муфтий Чечни Салах Межиев (справа) на встрече с советником короля Саудовской Аравии и членом Комитета старейших ученых Саудовской Аравии Саадом ибн Насыром аш-Шасри (слева).
Муфтий Чечни Салах Межиев (справа) на встрече с советником короля Саудовской Аравии и членом Комитета старейших ученых Саудовской Аравии Саадом ибн Насыром аш-Шасри (слева).

Примерно месяц назад появилось видео, на котором муфтий Чечни осуждает мусульманок за ношение никаба, заставляет их снять его и ходить с открытыми лицами.

На данный поступок отреагировало международное объединение исламских духовных лидеров, известное под названием Ассоциация ученых мусульман.

Перевод с арабского предоставлен самой Ассоциацией и размещен на ее официальном сайте. В публикации ниже есть небольшие правки в том, что касается русской грамматики, транслитерации и корректности передачи смысла использованных терминов.

-2

Хвала Аллаху, Господу миров, да благословит Аллах и приветствует самого благородного из пророков и посланников – нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Далее:

На просторах интернета распространился ролик, в котором муфтий Чечни Салах Межиев обращается к группе женщин и высказывает порицание в их адрес за то, что они прикрыли свои лица, утверждая, что покрывание лица, согласно мнению четырех имамов, не является обязательным, и что их поступок входит в категорию запрещенной одежды славы – одежды, выделяющейся в обществе мусульман. Он заявил, что одежда пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одежда его жен – всего лишь один из обычаев арабов того времени, и что мы не обязаны следовать их обычаям, и что среди обычаев чеченских женщин – обнажение лица и непозволительность его скрывания. Заявив это, он повелел им открыть лица.

Ввиду содержащихся в этом высказывании заблуждений, оскверняющих наичистейший шариат, Ассоциация мусульманских ученых выпустила это разъяснение для выявления истины в этом вопросе, в качестве ответа на это заявление и защиты мусульманок, преследуемых в Чечне.

Во-первых, вопрос о покрывании лица:

Этот вопрос является одним из спорных вопросов между учеными в прошлом и настоящем, и их разногласия крутятся вокруг его обязательности и его отсутствия, но ни один из ученых не разногласил относительно желательности покрывания лица, либо, по крайней мере, его допустимости. Нет ни одного приемлемого высказывания, принадлежащего кому-либо из ученых, будь то в прошлом или настоящем, которое запрещало бы женщине прикрывать лицо, более того, нет даже ни одного авторитетного ученого, высказавшегося в пользу нежелательности этого, за исключением того, что связано с вопросами ихрама, что нуждается в детальном разъяснении.

Вдобавок к тому, что некоторые школы исламского права, которые позволяют женщине открывать лицо, высказались об обязательности его покрывания в определенных случаях, например, если женщина является слишком красивой, либо присутствует боязнь искушения, либо она является молодой и подобное этому.

Сказал Зайн-уд-Дин ибн Нуджейм аль-Ханафи, да смилостивится над ним Аллах: «Наши ученые сказали, что в наше время молодой девушке непозволительно открывать лицо перед посторонними мужчинами из-за опасности искушения и смуты». См. «Аль-бахр ар-раик шарх канз ад-дакаик» (1\284).

Говорится в «Ад-дур аль-мухтар шарх танвир аль-абсар»: «Непозволительно молодой девушке открывать лицо перед мужчинами не потому, что лицо относится к аурату, а скорее из боязни искушения».

Далее ибн Абидин, да смилостивится над ним Аллах, прокомментировал это, сказав: «Смысл запрета заключен в том, что есть опасность искушения для мужчин, которые увидят её лицо, ведь взгляд на открытое лицо может пробудить физическое желание». См. «Хашия ибн Абидин» (1\407).

Даже в отношении того, что женщина открывает лицо при входе в ихрам во время хаджа, ученые объяснили, что под запретом подразумевается ношение никаба в состоянии ихрама.

Сказал Садр-уд-Дин Али ибн Али ибн аби-ль-Изз аль-Ханафи: «Его слова: «Если даже женщина не должна покрывать лицо, наряду с тем, что его обнажение может привести к смуте, то мужчина тем более», подлежат детальному рассмотрению.

В первую очередь, пророк, мир ему и благословение Аллаха, не узаконил для женщин открывать лицо перед мужчинами ни в состоянии ихрама, ни в другое время, особенно, когда есть страх искушения и смуты, а текст, в котором говорится о запрете, касается исключительно никаба, ровно, как и перчаток, поскольку в добавке хадиса, передаваемого ибн Умаром, рассказывается, что пророк, мир ему и благословение, сказал: «Женщина в ихраме не должна закрывать лицом никабом и надевать перчатки». Ахмад, аль-Бухари, ан-Насаи и ат-Тирмизи.

Примечательно, что высказывание о том, что ихрам женщины на её лице – это слова лишь ибн Умара.

Сказал ибн аль-Мунзир: «Асма дочь Абу Бакра покрывала лицо, будучи в состоянии ихрама. До нас дошли следующие слова Аиши: «Женщина в ихраме, при желании, может прикрывать своё лицо»».

Мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Когда мы были вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и были в состоянии ихрама, мимо нас проезжали паломники, и если кто-то равнялся с нами, мы опускали наши покрывала с головы на лицо, а когда он проезжал, мы открывали его заново». Ахмад, Абу Дауд, ибн Маджа

Итак, достоверная сунна указывает, что лицо женщины в состоянии ихрама такое же, как тело мужчины: недопустимо покрывать его вышитой одеждой, наподобие никаба или чадры, а также непозволительно закрывать руки перчатками, однако разрешается прикрыть их рукавами, а лицо покрывалом, химаром или подобным этому.

Слова тех, кто сказал: «Лицо женщины в ихраме подобно голове мужчины», не подкреплены достоверным доводом. Напротив, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сделал её лицо подобным её руке: так, что непозволительно покрывать лицо никабом и подобным этому, а также непозволительно закрывать руки перчатками и подобным этому, однако допустимо их покрывание чем-либо другим, при желании. Именно таким было понимание Аиши, Асмы и других сподвижников пророка ﷺ, да будет доволен ими всеми Аллах, и высказывание одних из них не является аргументом против других без наличия подтверждающего текста.

Итак, высказывание автора о том, что женщина не должна покрывать лицо наряду с тем, что его обнажение может привести к искушению и смуте недостоверно и неправильно». См. Ат-танбих аля мушкилят аль-хидая» (3\1006).

Сказал Шейхи Заде аль-Ханафи, да смилостивится над ним Аллах:
«Истина в этом вопросе состоит в том, что женщине непозволительно открывать лицо перед посторонними мужчинами, кроме как в случае острой необходимости». См. «Маджма аль-анхар фи шарх мультака аль-абхар» (1\285).

Выше были представлены высказывания ученых-ханафитов. Стоит отметить, что на данный счет имеются высказывания в том числе ученых-шафиитов, маликитов и ханбалитов, но здесь не место перечисления всех этих высказываний, а скорее объяснение ложности высказывания муфтия о том, что никто из четырех имамов не говорил об обязательности покрывания лица для женщины.

Во-вторых, одежда славы:

Муфтий заявил, что покрывание женщиной лица входит в категорию запрещенной одежды славы – одежды, выделяющейся в обществе мусульман. Нет сомнений, что муфтий ошибся в этом утверждении и пошел в противовес четырём школам исламского права, а также толкователям хадиса относительно значения одежды славы.

В муснаде имама Ахмада приводится хадис ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Тому, кто в мирской жизни наденет одеяние славы, чтобы привлечь к себе внимание, на того Аллах в Судный День наденет одеяние унижения». См. Муснад имама Ахмада (9\476).

Ат-Турбашти, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Слава подразумевает выставление чего-либо в плохом свете, пока оно не распространится среди людей и его обладатель не прославится этой вещью. Подобное встречается в отношении одежды, ношение которой не разрешено. Угроза, высказанная в хадисе, касается ношения недозволенной одежды, сеющей смуту и нечестие. Этот запрет охватывает, например, того, кто надевает одежду, посредством которой он желает прославиться среди людей своим аскетизмом и строгостью, либо того, кто носит одежду, противоречащую одежде людей веры, а также одежде мужчин (противоречащую мужской этике), следствие чего становится объектом насмешек и шуток среди людей. Стоит отметить, что некоторые обладатели знания высказались в пользу того, что под одеждой в данном хадисе могут подразумеваться в том числе и деяния, посредством которых человек желает показухи и славы». См. «Аль-майсар фи шарх масабих ас-сунна» (3\979).

Сказал аль-Кади аль-Байдави, да смилостивится над ним Аллах: «Под одеждой славы подразумевается одежда, ношение которой недозволенно, а иначе, хадис не содержал бы такого рода угрозу. Под запрет подпадает одежда, ношение которой предполагает проявление гордости и высокомерия по отношению к бедным, их унижение и разбивание их сердец, а также одежда, служащая предметом шуток и насмешек среди людей. Необходимо подметить, что под запрет подпадают также и деяния, посредством которых человек желает показухи и притворства. Итак, хадис, наряду с одеждой, охватывает в том числе и деяния, что довольно распространено из слов ученых»». См. «Тухфат-уль-абрар шарх масабих ас-сунна» (3\144).

Сказал ибн-уль-Малик аль-Кирмани аль-Ханафи, да смилостивится над ним Аллах: «Под одеждой славы имеется в виду одежда, ношение которой подразумевает проявление гордости, высокомерия по отношению к бедным, разбивание их сердец, а также одежда, служащая предметом шуток и насмешек среди людей, либо одежда, которую человек носит напоказ – для того, чтобы прославиться среди людей своим аскетизмом и строгостью». См. «Шарх аль-масабих» ибн аль-Малик (5\24).

Сказал ибн Муфлих аль-Ханбали аль-Макдиси, да смилостивится над ним Аллах: «Под этим подразумевается желание возвыситься или продемонстрировать свою смиренность, что ненавидели праведные предшественники и порицали строжайшим образом. Посему хадис гласит: «Тому, кто наденет одеяние славы, на того Аллах наденет одеяние унижения», итак, Всевышний накажет его противоположностью его намерения». См. «Аль-фуру’» (2\61).

Сказал ибн Раслян аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах: «Этот хадис касается не только драгоценной одежды; он в том числе включает в себя бедняка, который надевает одежду, отличную от одежды других людей, чтобы окружающие, видя его, восхищались его внешним видом». См. «Шарх сунан аби-Дауд» ибн Раслян (16\206).

Выше представлены высказывания ученых всех четырех школ исламского права относительно значения слова «одежда славы», и ни одно из них не соответствует тому, что высказал муфтий, скорее, каждое из них противоречит заявлению муфтия.

Так где же находится женщина, покрывающая своё лицо, стесняясь взгляда постороннего мужчины и приближаясь к Аллаху посредством благого деяния, на узаконенности и желательности которого сошлись все ученые исламской общины через столетия, и тот, кто надевает одежду, отличную от одежды людей, намереваясь отличиться от остальных и возвысить себя перед малоимущими, разбивая им сердца!?

Для муфтия более уместно поместить данный хадис на то место, на которое поместили его ученые и подойти к нему с той стороны, с которой подошли обладатели знания.

Кроме того, ученые не раз говорили о табаррудже – выставлении напоказ женщиной её красоты, которое существовало в их время. Они порицали это действие и использовали в качестве аргумента против него данный хадис. Такого рода демонстрации (женщинами их красоты напоказ) часто происходят на публичных мероприятиях, наподобие двух праздников, и именно поэтому ученые отмечали одежду славы, говоря про выход женщин в день праздника на молитву. Вот некоторые из этих высказываний:

Имам аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если женщины посещают молитву в день праздника, мне любимо, чтобы они приходили, будучи искупанными, но не наряженными, и не надевая украшенную одежду, а также одежду славы». См. «Китаб аль-Умм» (1\267).

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да смилостивится над ним Аллах: «Желательно, чтобы женщины выходили в день праздника не наряженными и не умащенными, и чтобы не надевали нарядную, украшенную одежду и одежду славы, ибо посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пусть они не выходят умащенными», а также им непозволительно смешиваться с мужским полом, и необходимо держаться подальше от мужчин». См. «Аль-мугъни» (3\265).

Ученые исламской общины имели обычай предостерегать от очевидных пороков и порицаемых новшеств своего времени и предупреждать о них, посему более первостепенным для муфтия Чечни было бы предостеречь женщин своей республики от выставления напоказ красоты, особенно от того, что они совершают по поводу национальных праздников, под предлогом, что эти праздники относятся к чеченским традициям и патриотизму, в которых женщины предстают во всей своей красе и танцуют перед мужчинами, что является великим стыдом.

Что касается высказывания муфтия о том, что покрывание лица не относится к чеченским традициям, то он соврал на историю прежде, чем соврать людям. Покрывание лица существовало в Чечне с давних пор, и оно не относится, как заявляет он, к обычаям арабов, напротив, данная практика распространена абсолютно во всех мусульманских странах, не говоря о том, что эта практика долгое время просуществовала даже в христианских странах, до появления кампании, разгоревшейся против целомудрия и скромности в наши дни.

Кто хочет просмотреть подробное разъяснение данного вопроса, пусть обратится к книге: «Врет ли история?», автором которой является профессор Абдуллах ибн Мухаммад ад-Дауд, который подробно пояснил это с помощью фотографий.

Более важным для муфтия было бы последовать сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предпочтя её традициям и обычаям республики, следуя обладателям знания, которые не предпочитают Аллаху и Его посланнику ни чьи-либо слова, ни чьи-либо действия, а также не противятся велению Аллаха и Его посланника ни под предлогом политики, ни под другими ложными предлогами!

Этот великий имам, Абу-ль-Фарадж аль-Джама’или аль-Макдиси, упомянув об обычае своей местности не допускать женщин на праздничную молитву, высказал ему своё порицание, несмотря на то, что эта практика далеко небеспочвенна и была поддержана некоторыми учеными исламского права. Он сказал: «Согласно нашим обычаям, женщины не выходят в день праздника на молитву. Это считали непозволительным Суфьян и ибн-уль-Мубарак, а ахль ар-раи проявили послабление в этом вопросе для взрослой женщины, исключив при этом молодую, аргументируя тем, что выход женщин на молитву может привести к искушению и смуте, а также словами Аиши, которая сказала: «Если бы сейчас был жив пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и он был бы свидетелем того, как изменились женщины, он бы запретил им ходить в мечеть, таким же образом, как это было запрещено женщинам Бану Израиль».

Однако мы придерживаемся позиции, что сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует, более достойна, чтобы ей следовали, а слова Аиши касаются частного случая и охватывают только изменившихся женщин (противоречащих узаконенному этикету), ибо нет сомнений, что для таких нежелателен выход на молитву.

Женщинам желательно выходить на молитву, однако, не используя при этом благовония и приятные ароматы, им не следует надевать украшенную, нарядную одежду, а также одежду славы, согласно словам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть они не выходят умащенными». Необходимо отметить, что женщинам категорически запрещено смешиваться с мужским полом, напротив – они должны находиться как можно дальше от посторонних мужчин». См. «Аш-шарх аль-кабир аля-ль-мукни» (5\330).

В-третьих, угроза изгнания женщин, которые покрывают лица.

К сожалению, муфтий использовал метод высылки из республики в достаточно спорном вопросе. Как уже упоминалось, разногласие в этом вопросе находится между обязательностью и желательностью (закрытия лица). Действие этой женщины, которая покрыла своё лицо, находится между этими двумя положениями, но она не совершила ничего греховного и аморального, согласно единогласному мнению ученых исламской общины.

Этот метод походит на метод тиранов, угнетающих людей, как сказал Всевышний:

«Неверующие говорили своим посланникам: «Мы изгоним вас с нашей земли, или же вы вернетесь в нашу религию». Тогда Господь внушал им: «Мы непременно погубим беззаконников и поселим вас на земле после них. Так будет с теми, кто боится предстать предо Мной и боится Моей угрозы». Сура «Ибрахим», 13-14.

А также Всевышний сказал, рассказывая о пророке Шуейбе и его народе:

«Знатные люди из его народа, которые превозносились, сказали: «О Шуейб! Мы непременно изгоним тебя и тех, кто уверовал вместе с тобой, из нашего города или же ты вернешься в нашу религию». Шуейб сказал: «Даже если это ненавистно нам?

Мы возведем навет на Аллаха, если вернемся в вашу религию после того, как Аллах спас нас от нее. Не бывать тому, чтобы мы вернулись в вашу религию, если только этого не пожелает Аллах, наш Господь. Наш Господь объемлет знанием всякую вещь. Мы уповаем только на Аллаха. Господь наш! Рассуди между нами и нашим народом по справедливости, ведь Ты — Наилучший из судей». Сура «Аль-Араф», 88-89.

Угроза муфтия изгнанием из республики в адрес женщин, если они будут настаивать на ношении никаба, не подобает для него, поскольку в этом содержится уподобление угнетателям и тиранам, а также отдаление от пути праведников из числа благочестивых ученых.

Ни муфтию, ни кому-либо другому не разрешается принуждать женщину открыть лицо, если она хочет прикрыть его ради Аллаха и из стыда перед мужчинами.

Ученые исламской общины все до единого сошлись на мнении о недопустимости заставлять человека совершать действие, которым не обязали его Аллах и Его посланник, мир ему и благословение, ровно, как сошлись на недозволенности запрещать человеку следование приказам Аллаха и Его посланника, да пребудут с ним мир и благословение.

Мы, в лице Ассоциации мусульманских ученых, напоминаем муфтию Чечни Салаху Межиеву страшиться Аллаха и воздерживаться от использования шариатских постановлений в достижении прихотей угнетателей и политиков, ибо последствия этого дела для него ужасны как в ближайшем, так и в будущем.

Мы напоминаем муфтию Чечни, что Всевышний открыл суру «Аль-Ахзаб», в которой был ниспослан аят о хиджабе, сказав:

«О Пророк! Бойся Аллаха и не повинуйся неверующим и лицемерам. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый.
Следуй тому, что внушается тебе в откровении от твоего Господа. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете
». Сура «Аль-Ахзаб», 1-2.

А завершил её словами:

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный.

Если лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом, и те, кто распространяет слухи в Медине, не перестанут, то Мы непременно поможем тебе одолеть их, и тогда они будут соседствовать с тобой здесь совсем недолго, будучи проклятыми. Где бы их ни обнаружили, их будут хватать и безжалостно убивать.

Таково было установление Аллаха для тех, которые жили прежде, и ты не найдешь изменения в установлении Аллаха». Сура «Аль-Ахзаб», 59-62.

Итак, мы узнали из этих аятов, что те, кто борется с женским покрывалом, являются лицемерами, теми, чьи сердца поражены недугом, и теми, кто распространяет слухи среди людей.

И всякий, кто желает следовать по пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и достигнуть богобоязненности и благочестия, должен избегать послушания лицемерам и неверующим.

Из этих аятов мы также узнали, что Всевышний Аллах начал с упоминания жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, затем его дочерей, а после упомянул остальных верующих женщин, поскольку жёны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются примером для миров: в своём руководстве, пути, целях, характере и одежде, так что какая-бы из мусульманок не пожелала блага, она должна подражать и следовать матерям верующих.

Мы просим Всевышнего вернуть нас и муфтия Чечни к истине, направить наши сердца к истине и показать нам истину истиной и одарить нас возможностью следовать ей, а также показать нам ложь ложью и позволить нам сторониться её.

Хвала Аллаху, Господу миров.

Источник