И Зоя себя берегла. А при любой возможности встречалась с Янеком. Чтобы проводить больше времени с любимой, юноша перешёл на работу в ночную смену. А днём показывал Зое город. Мечтали о том, где будут жить, сколько нарожают детей. Планировали побег вместе. Зоя ещё не знала, когда свадьба, поэтому ждали.
Юноша пока не мог оставить свою деятельность в комитете. Также их держало отсутствие денег. Янек потихоньку продавал свои ценные вещи. А Зоя искала дома заначки мачехи, но найти не могла. Своих сбережений у неё было не много. Даже их совместных не хватало пока на то, чтобы заплатить капитану какого-нибудь судна.
А однажды, прогуливаясь в городе, они случайно встретили Макара. Тот по заданию своего капитана ходил за документами.
Макар набросился с кулаками на Янека. Ударил его. Янек ответил. Оба повалились на землю. Зоя упрашивала их прекратить, кричала:
- Хватит, хватит, Янек, Макар, прошу вас!
Парни угомонились только тогда, когда их начал разнимать полицейский. Собралась толпа любопытных, шептались, смеялись:
- Чай, бабу не поделили.
Зоя стояла в стороне и плакала. Пока парни давали объяснения полицейскому, она придумывала, как поговорить с братом, чтобы он не проболтался.
- На сегодня свидание окончено, - зло проговорил Макар, когда полицейский отошел от них. – Зоя, быстро домой. Мне теперь из-за тебя достанется. Я задержался с документами.
И обратился к Янеку:
- Я же предупреждал, Янек! Неужели вокруг тебя совсем нет других баб?
- Мне не нужны другие! Макар, поговори с отцом. Я женюсь на твоей сестре хоть сейчас! – ответил Янек.
- Поздно, мой польский друг, отец уже выбрал жениха, свадьба в сентябре. Так что ищи себе другую любовь. А коли опозоришь мою сестру, то я не посмотрю, что мы одну идею продвигаем. Революция не терпит предателей. Забудь Зою и больше не приходи.
Зоя встала на колени перед братом и плача произнесла:
- Макар, не буду я замуж насильно выходить, я лучше с Доном породнюсь. Никто мне кроме Янека не нужен. Помоги мне, Макар! Ты же всегда был на моей стороне. Позволь мне побыть с ним хотя бы до свадьбы.
- Зоя, встань и иди домой! Иначе сегодня отец узнает про твои похождения, - сказал брат.
- Нееет, ты не сделаешь этого, Макар, - произнесла Зоя, вставая. – Я расскажу про твои собрания и листовки.
Зоя как-то осмелела, вытерла слёзы и продолжила:
- Если ты проболтаешься, то вся ваша революция покатится к чертям. Так и знай. Пойдём, - обратилась она к Янеку.
Макар так вытаращил глаза, словно на него вылили ушат ледяной воды. «Ладно, - подумал он, - я найду способ разлучить эту пару. А если не получится, что чёрт с ними, пусть отец сам за ней следит. Я сам тоже хорош, рассказал Зое про революцию. У баб язык без костей, оружие для шпионов». И побежал в порт. Там получил выговор за то, что задержался. И был лишён части заработной платы.
Евдокия Степановна давно догадалась, что Зоя бегает на свидания. Наблюдала за ней, присматривалась, не растёт ли живот. Видела, что Зойка влюбилась без памяти. Стало жаль девчонку. Но и хотелось узнать к кому она бегает. Решила спросить у Макара. Но тот сказал, что ничего не знает. Не выдал сестру. Как-то вечером, когда Григорий Филиппович пришёл с работы, Евдокия спросила:
- Гриша, вот скажи мне, ты Марию свою до свадьбы видел?
Муж удивлённо посмотрел на жену:
- Ты к чему клонишь, Дуся?
- Не клоню, спрашиваю, интересно мне, - ответила жена.
- Видел, влюбился с первого взгляда. И хорошо, что так вышло. Иначе как жить с нелюбимой?
- А почему тогда дочке своей жениха заранее не покажешь? Как она за нелюбимого выйдет? – возмущённо спросила Евдокия.
- Ааа, вот к чему ты клонишь. Я, Дуся, понимаю всё, но решения своего не изменю. Если мы породнимся с Соломиными, то жизнь свою обеспечим. Ты же всегда об этом мечтала! Там парень хороший, гимназию окончил, в Думе служить будет.
- Никогда Мария так не поступила бы с дочкой! - зло произнесла Евдокия, а про себя подумала: «Божечки, что же я говорю, уже Марию в пример ставлю. Но жалко-то как Зойку. Себя вижу на её месте, сама ведь сохла по Гришке».
- Дуся, ты мне смуту не наводи, я уже всё обговорил. Зятя нашего будут звать Николаем. Царское имя, Дуся. И жизнь у детей и у нас будет царская. Вот помянешь мои слова. А любовь, она придёт со временем. Да, не задерживайтесь с платьем. Идите прямо завтра, хочу, чтобы у дочки платье было красивое, а то не успеют пошить. Договорились мы с Прохором на сентябрь. Вот вам почти полгода на наряд. Да не жмоться, Дуся, идите к самой лучшей портнихе.
- А портниху я уже выбрала, царским дочкам шьёт, говорят, золотые руки. Смотри не ошибись, Гриша, а то сделаешь свою Зойку нечастной. Я хоть и не мать ей, жалко мне ребёнка.
- Заголосила, - раздражительно произнёс Григорий Филиппович, - вам бабам любовь только подавай. Детей родит и будет любить. На этом разговор окончим. Делай, как я сказал.
На следующий день Евдокия повела Зою к портнихе. Портниха оценивающим взглядом осмотрела Зою, улыбнулась. Сказала на польском:
- Co za Piękna dziewczyna! (какая красивая девочка)
- Пани Анна говорит, что ваша дочка очень красивая, - сказала молодая женщина, видимо, переводчица, обращаясь к Евдокии Степановне.
- Красивая, красивая, поэтому и пришли к вам, - с гордостью произнесла Евдокия. – Так и переведите.
- Пани Анна понимает язык, я перевожу только для вас, - ответила женщина.
Портниха что-то шепнула ей на ухо и ушла в другую комнату.
- Пани Анна работает только с невестой. Предложения родителей не принимает. У пани отличный вкус. Она по каждому человеку делает эскиз, - сказала переводчица и обратилась лично к Евдокии, - Вам нужно ждать здесь, а я провожу девушку.
Евдокия Степановна была этому не очень рада. Ей хотелось рассказать портнихе, каким видится платье. Но решила не спорить, побоялась, что пани не возьмётся за заказ.
Ждала Зою почти 2 часа. Рассматривала квартиру. Мечтала, что вот-вот Григория опять повысят и выделят жильё не хуже этого. Даже пожалела, что стала защищать Зою перед мужем. «Прав он был на счёт замужества за нужного человека, ох как прав», - думала она.
Продолжение здесь
Другие рассказы тут