Найти тему
Взгляд историка

Как вживую прикоснуться к Древней Руси. Три храма домонгольских времен

Оглавление

Здравствуй, дорогой читатель!

В прошедшем 2019 г. всем напомнил о себе Собор Парижской Богоматери. Ведущие теленовостей и интернет-обозреватели справедливо сокрушались от того, что человечество рискует утратить памятник архитектуры XII века. Однако, при всем уважении к французской истории и культуре, что же нам оставили в наследство наши предки, современники строителей Нотр-Дама? В данной статье будут сознательно упомянуты храмы, удостоенные несколько меньшего внимания, чем знаменитые Церковь Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире или Софийские соборы Киева и Новгорода.

1. Храм святых апостолов Петра и Павла в Смоленске.

Храм был построен в 1146 г. при князе Ростиславе Мстиславиче, чье правление привело к значительному подъему Смоленского княжества. Ростислав правил в тесном союзе с местной родовой знатью, благодаря чему смолянам удавалось сплотить свои силы для противостояния с Полоцком и для поддержки Ростислава в борьбе за Киев. Потомки этого князя еще долго оставались правителями Смоленска, образовав, таким образом, самостоятельную ветвь династии - Ростиславичей.

При жизни Ростислава храм считался княжеским - вотчинным, а уже после, в 1168 г. стал приходским. Тогда же к храму пристраивают притворы-усыпальницы: южный, затем северный, и, наконец, западную и южную пристройки с приделом для заупокойных богослужений.

Вместе с городом Смоленском Петропавловский храм пережил трагические и героические страницы нашей истории. В 1404 году Смоленск был занят Великим князем Литовским Витовтом. В жизни города начался литовский период, продлившийся до 1514 года, когда он был освобожден войсками Василия III.

В следующий раз, оказавшись под властью уже польских оккупантов в 1611 г., Петропавловский храм сначала обращается в костел, но с 1618 по 1625 г. является кафедральным собором обширной православной епархии. После ее упразднения он не теряет высокого статуса, однако становится центром уже униатской архиепископии.

Храм вновь обретает православный статус только после освобождения Смоленска в 1654 г. Новые веяния в храмовый ансамбль приносит XVIII век. В 1757 году к бывшим палатам униатского архиепископа пристраиваются два крыльца-лестницы и возводится шатровая колокольня, а над палатами надстраивается церковь, освященная в честь великомученицы Варвары.

В 1812 г. Смоленск вновь стал для врага заслоном на пути к Москве. После продолжительного сражения под стенами города, русская армия продолжила отступление, в Смоленск же вошли французы, разграбившие Храм Петра и Павла, вдобавок в городе начался сильный пожар, однако многие храмовые ценности сумел вынести из огня священник Иоанн Зубовский. За счет казны храм был полностью отреставрирован только к 1837 году.

После Октябрьской революции Петропавловский храм был передан в ведение Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями, богослужения в нем проводились до 1936 года, после в здании храма был организован архив. Храм сильно пострадал во время немецкой оккупации и боев 1941 и 1943 гг., полностью отреставрирован в первоначальном виде был в 1962-1963 гг.

С 1991 г. в храме снова ведутся службы, посещаемые большим количеством прихожан и паломников, производятся регулярные реставрационные работы. Храм апостолов Петра и Павла - это прекрасный образец крестовокупольной одноглавой четырехстолпной постройки, продолжающий классические традиции Киевской Руси и Византии, переживший многое, но дошедший до нас через 874 нелегких года.

2. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове

Дату возведения этого храма доподлинно вычислить нелегко, однако мы можем с уверенностью сказать, что произошло это до 1156 г. - именно в этот год скончался его основатель - новгородский архиепископ Нифонт.

Нифонт всю свою жизнь был верен Константинопольскому патриарху, за что пользовался его расположением. Так, в 1147 г. он не признал самовольно, без санкции из Византии, назначенного киевским князем митрополита, за что был заключен в Киево-Печерский монастырь, но уже в 1149 г. вернулся на свою кафедру после захвата Киева Юрием Долгоруким. За приверженность патриарху Нифонт получил титул архиепископа, что давало ему автономию от Киева.

Хорошие отношения с заморскими соседями помогли Нифонту и в храмовом строительстве. Спасо-Преображенский собор стал первым среди прочих построек Мирожского монастыря. Новгородские строители возвели одноглавый крестово-купольный храм, внутренние помещения которого уже византийские мастера расписали фресковой живописью.

История Мирожского монастыря также полна потрясений. Псков, находившийся на северо-западном пограничье Руси, неоднократно подвергался нападениям со стороны Эстонии и Ливонии, где с XIII в. хозяйничали католические епископы и Ливонское ландмайстерство Тевтонского ордена. На колокольне монастыря стояли и польские пушки Стефана Батория, стрелявшие по Пскову, а за XX в. город пережил целых две оккупации - в 1918-1919 и 1941-1944 гг.

Однако наиболее интересной является судьба фресок XII в. - наиболее древнего памятника храмовой живописи в России. В XVI в., во время масштабного ремонта храма после героической обороны Пскова от поляков, фрески были попросту забелены, что, как ни странно, сыграло свою положительную роль в их сохранности.

Вновь о фресках узнали лишь в 1856 г., во время очередного ремонта собора. Тогда их освободил из-под слоя извести выдающийся архитектор и реставратор Владимир Васильевич Суслов, однако качество древней живописи не удовлетворило церковное начальство. Суслов был отстранен от работы, на его место пригласили артель владимирских иконописцев, они в 1900—1901 годах промыли древние росписи, а затем переписали их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов.

И все же древнее наследие не было полностью утрачено. После Октябрьской революции богослужения в храме были прекращены. Новая реставрация началась в 1928 г., тогда уже советским специалистам удалось частично снять слой клеевой росписи 1901 года и вернуть к жизни византийские фрески.

Реставрационные технологии не стоят на месте и работы продолжаются по сей день. Правда, работать приходится в, мягко говоря, нетипичных условиях - Мирожский монастырь расположен на стрелке двух рек с неукрепленными берегами: Мирожки и Великой, из-за чего часто страдает от наводнений.

Сам Спасо-Преображенский храм был возведен без фундамента - он стоит на мощной известняковой скале, однако в ходе злосчастной реставрации 1900-1901 гг. в нем был залит бетонный пол. Впоследствии оказалось, что бетон мешает стенам «дышать» и тем самым создает новые проблемы для фресок (напомним, что фреска - это живопись по сырой извести).

В наше время в Храме действует музей, богослужения проводятся только по исключительным случаям. Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года внесён в список всемирного наследия.

3. Георгиевская церковь в Старой Ладоге.

Снова перед нами архитектурный памятник русского севера. Как известно, Ладога была первой резиденцией князя Рюрика еще до того, как он перешел в Новгород. В начале XII в. там начинается каменное строительство и первой постройкой становится Ладожская крепость. Однако уже во второй половине века в городе насчитывалось до 8 каменных храмов.

Дата основания церкви Святого Георгия также дискуссионна. Предполагается, что заложена и построена она была в 1165-1166 г. в честь победы над шведами в битве на р. Воронежка. По другой версии, основанной на исследовании архитектурных особенностей храмового строительства на севере Руси того времени, построена церковь была в 1180-1200 гг. И повод для ее названия в честь Георгия Победоносца тоже имеется - успешный поход на шведский город Сигтуну в 1187 г.

Первое упоминание об этой церкви в письменных источниках относится только к XV веку. В 1445 году вокруг храма был построен мужской монастырь, основанный архиепископом Ефимием. Тогда же состоялась первая реставрация обветшавшей церкви.

Основную ценность Георгиевской церкви представляет внутреннее убранство. На стенах древнего храма сохранились фрески XII века, разные исследователи приписывают их авторство новгородским и псковским художникам или византийским мастерам.

Особого внимания заслуживает фреска с изображением Святого Георгия, не поражающего змея, а лишь попирающего его, что символизирует укрощение и усмирение грехов. Кроме того, эта фреска находится прямо в алтаре, что не встречается более нигде в русской и византийской традиции. Вероятно, такое стало возможным благодаря тому, что заказчиком строительства церкви был влиятельный мирской человек: князь Святослав Ростиславич или новгородский посадник Захарий.

В XVII в. во время очередной реставрации мастера заложили 4 окна храма и растесали оконные проемы. Многие внутренние фрески при этом оказались сбиты со стен и бесследно затерялись. Только в конце XIX столетия церковь Святого Георгия вызвала новую волну интереса. Сооружение взяла под свое покровительство Императорская археологическая комиссия и сохранившиеся фрески при активном участии энтузиастов были спасены от разрушения.

В начале 1990-х годов реставрация была полностью завершена, и теперь верующие и туристы могут изучать древнюю церковь практически в ее первозданном виде. В настоящее время постройке присвоен статус архитектурного памятника федерального значения, и древнее сооружение тщательно оберегается государством.

Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!

Читайте также:

Аркона - древнеславянская святыня на острове Руян
Разгром Бонусной армии, 1932. Как американское правительство обошлось с ветеранами войны
Игра церковный престолов, или как Русь едва не стала католической страной