Найти тему
cozy eisbrecher

Ледокол “Иоанн Кронштадтский”

Расскажем о судне с очень интересной судьбой, но интереснее даже, какое влияние сам пароход оказал на дальнейшую историю всего судостроения. В 1897 г. адмирал Степан Осипович Макаров произносит свою знаменитую пламенную речь - “К Северному полюсу напролом”. На лекции адмирала присутствовали многие высокопоставленные чиновники, в чьих умах Макаров сумел поселить мысль о возможности навигации по Северному морскому пути. Позже Макаров встречался с министром финансов Сергеем Юльевичем Витте, заручившись поддержкой видного научного деятеля Дмитрия Менделеева, Макаров просил Витте дать денег на строительство ледокола способного ходить в холодных арктических морях. Витте выслушал Макарова, но соглашаться не спешил и посоветовал адмиралу самому лично побывать в Баренцевом и Карском морях, осмотреть в каком состоянии транспортное сообщение на Оби и Енисее. Макаров не стал откладывать задачу в долгий ящик и уже в конце июня выехал в Стокгольм, откуда добрался до Норвегии и стал искать судно, которое готовилось бы выдвинуться на восток. Судно для экспедиции нашло Макарова само - купец Немчинов, недавно приобретший в Англии небольшой буксир, планировал перегнать его на Байкал северным путём и предложил Макарову присоединиться. Говорят, что Макаров лично дал имя буксиру - “Иоанн Кронштадтский”, так как был верующим человеком.

-2

Буксир был построен в Глазго в 1889 г. Небольшой (меньше 35 м. в длину) буксир ледокольного типа приводился в действие с помощью двух паровых машин общей мощностью порядка 180 л. с.  Адмирал согласился и в ожидании отплытия успел посетить Шпицберген на пароходе “Лофотен” датской приписки. Арктическое лето в том году было крайне благоприятным, что не радовало С. О. Макарова, мечтавшего побороться со льдами. До устья Енисея “Иоанн Кронштадтский” дошел ровно за две недели, так и не встретив на своем пути серьезных льдов. В пути Макаров общался с местными жителями, рыбаками и чиновниками и у  каждого из них идея ледокольного парохода для круглогодичного плавания, о которой без остановки рассказывал Макаров, вызывала восторг. Как мы знаем, после этого “турне” практически сразу началось строительство легендарного ледокола “Ермакъ”. Вот так маленький английский буксир сыграл большую роль в истории судостроения.

-3

А сам пароход успешно дошел по реке Ангара до озера Байкал. Спустя 10 лет, владелец ледокольного буксира Немчинов умер и вдова купца продала судно. Новые владельцы разобрали корпус буксира пополам и на лошадях переправили на реку Лена, где судно собрали обратно и дали ему новое имя “Север”. На реке буксиру приходилось нелегко - низко расположенная рубка мешала капитану оценивать ситуацию. Спустя 5 лет владельцы судна обанкротились и буксир снова выставили на продажу. В 1912 г. судно выкупил Якутский миллионер Кушнарев и первым делом построил новый “высокий” ходовой мостик и сменил огнетрубные котлы. Сменилось также и имя, теперь буксир назывался “Полярный”. В 1922 г. “Полярный” получил вооружение и участвовал в Гражданской войне на стороне большевиков. В 1931 г. ледокольный буксир также служил в Якутии, но снова сменил имя, теперь на его борту красовалось имя полярного летчика Кальвица. Ледокольный буксир оставивший важный след в истории флота прослужил аж до 1948 г., то есть почти 60 лет, все это время судно служило на севере в сложных условиях.

Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.

Мы в Telegram