Найти тему

Что скрывается за Вавилонской башней? Ключ к смыслу картин Брейгеля Старшего

Оглавление

14 серия: Питер Брейгель

Библейская легенда о строительстве Вавилонской башни послужила источником вдохновения для многих творческих людей. Эта #история получила визуальную форму в картинах, рисунках, фресках и гравюрах. Знаменитый сюжет интерпретировали в музыке, литературе и кино.

Каждое такое произведение предлагает свою версию почерпнутого из Библии рассказа, но суть одна: грандиозный проект погибает из-за чрезмерной гордости и высокомерия. Уверена, что многие из читателей помнят этот сюжет, когда #люди решили построить огромную башню, чтобы вознестись до небес. Этим они хотели сделать себе имя, возвысить себя.  Строительство было прервано Богом, который заставил людей заговорить на разных языках, они перестали понимать друг друга. #Бог смешал языки и расселил людей по всей земле.

Основная мораль этой легенды очевидна — бренность всего земного и тщетность стремления смертных перед Богом.

В тот момент, когда жил Питер Брейгель Старший, картины с Вавилонской башней были особенно популярны. Целая плеяда художников пишут грандиозную башню, это становится традицией изобразительной культуры второй половины XVI века. Почему этот сюжет имел такой повышенный спрос у людей, живущих в Нидерландах в те годы? Возможно, зритель в нем что-то видел помимо просто библейского рассказа, как человечество было наказано за гордыню?

Но обо всём по порядку.

Известно, что Брейгель писал Вавилонскую башню как минимум три раза. Первая — это миниатюра на слоновой кости, которая, к сожалению, не сохранилась до наших времен. Две другие #картины были написаны масляной краской на дубовой доске, их называют "большой" и "малой" Вавилонскими башнями.

Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня" 1563 года, её называют большой брейгелевской Вавилонской башней (Яндекс.Картинки)
Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня" 1563 года, её называют большой брейгелевской Вавилонской башней (Яндекс.Картинки)

Первая находится сейчас в Венском художественно-историческом музее, её размеры составляют 114,3 см. на 155,1 см.

Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня" точный год написания картины не известен, предположительно после 1563 года, её называют малой брейгелевской  Вавилонской башней (Яндекс.Картинки)
Питер Брейгель Старший "Вавилонская башня" точный год написания картины не известен, предположительно после 1563 года, её называют малой брейгелевской Вавилонской башней (Яндекс.Картинки)

Вторая Вавилонская башня выставлена на родине художника в Нидерландах, она находится в музее Роттердама. Её размеры 59,9 см. на 74,6 см. Полотно в Вене в 2 раза больше, чем в Роттердаме, поэтому эту картину называют большой. Но если бы мы смогли оказаться внутри картин, то поняли бы, что башня в Вене на самом деле на 200% меньше, чем башня в Роттердаме. Мы можем оценить это по размеру людей относительно башен. Как бы то ни было, обе башни Брейгеля колоссальны.

Фрагмент большой брейгелевской Вавилонской башни (Яндекс.Картинки)
Фрагмент большой брейгелевской Вавилонской башни (Яндекс.Картинки)

Всё подчинено строительству. Вокруг башни огромное количество участников стройки: множество людей, каменотесы, кто-то с повозкой едет по пандусу, к берегу причаливают корабли. Мастерски четко прописаны фигуры, детали, мосты и узнаваемая архитектура. Можно досконально увидеть как идёт стройка, несут кирпичи, как проходит процесс укладки. Брейгель тщательно прописывал даже самые мелкие фигуры. Ученые, внимательно рассмотрев механизмы, которые во множестве изображены на картинах: строительные колёса, лебедки, пришли к выводу, что #художник очень точно изобразил строительную технику. Она реально существовала и применялась во фламандских городах.

Фрагмент малой брейгелевской Вавилонской башни (Яндекс.Картинки)
Фрагмент малой брейгелевской Вавилонской башни (Яндекс.Картинки)

Башня вписана в пейзаж, слева мы видим равнину с домиками, справа — морской залив. В древней Месопотамии, где строилась Вавилонская башня, не было такого пейзажа. Перед нами Нидерланды. Всё, что я описала выше — это общие черты картин. И для нас очень ценно, что мы имеем не одну, а две картины Брейгеля. Потому что, если обе они на один и тот же популярный #сюжет , то в них зашифрован один и тот же смысл.

Ключ к этому смыслу — ответ на вопрос: что есть и на одной, и на другой картине?

  • Первое - Брейгель переносит башню в Нидерланды.
  • Второе - он создал определенный тип башни. Она винтообразная, состоит из аркад. Если мы посмотрим внимательно на её архитектуру, то увидим, что этажи башни напоминают руины Колизея — величайшего амфитеатра древнего Рима.
  • Третье - важно, что башня не достроена.
Руины Колизея (Яндекс.Картинки)
Руины Колизея (Яндекс.Картинки)

Итак, что могли считывать современники Брейгеля в этом наборе общих символов?

Колизей символизирует #Рим. Эта великая империя, которая была владычицей всего мира, но пала. Брейгель напоминает руинами Колизея, что с ней стало. Она превратилась в руины и кирпичи. Но Брейгель, говоря об империи, конечно, имеет в виду актуальную в его время Испанскую империю. Она тоже претендует на статус мировой сверхдержавы. Бесконечное количество территорий подвластны испанской короне: Австрия, Венгрия, Богемия, Италия, Германия, Нидерланды. Испанская империя является кровожадным иноземным захватчиком. Что будет с тобой, о великая Испанская #империя , ты забыла, что было с Римом? Тебя ждет упадок, потому что удел любой империи быть рано или поздно разрушенной. Это политический смысл картины.

Сочувствующая протестантизму публика Нидерландов видела в символе Колизея ещё и другой смысл. Колизей — место, где казнили первых последователей христианства, ассоциировался у современников Брейгеля с католической церковью. Находясь под испанским владычеством, все протестанты Нидерландов должны были стать католиками, иначе их также ожидали казни и пытки.

Испанская инквизиция (Яндекс.Картинки)
Испанская инквизиция (Яндекс.Картинки)

После смерти Брейгеля в 1569 году, традиция писать Вавилонскую башню ещё держится несколько десятилетий, а потом резко идёт на спад и практически уходит из искусства. История даёт нам очевидную параллель, подтверждая догадки о смыслах сюжета. Когда в XVII веке жизнь в Нидерландах меняется, и тема испанского владычества перестает быть настолько болезненной, когда между северными (протестантскими) и южными (католическими) провинциями заключается соглашение, которое провозглашает религиозную терпимость, когда заканчивается #инквизиция этот сюжет утрачивает свою актуальность. #Живопись меняется вслед за новой жизнью. Если вам интересны подобные разборы картин великих художников, ставьте палец вверх и не забудьте подписаться. Спасибо за прочтение.

12 серия За что Паоло Веронезе пришлось объясняться перед венецианской инквизицией, и как художник нашёл выход из этой серьёзной проблемы⬅️|предыдущая статья