Найти тему
Stories и история

Какие люди жили в ПРОСВЕЩЕННОМ XVIII ВЕКЕ в России

Оглавление

Век просвещения... В Европе он наступил чуть пораньше, чем в России: в конце XVII – начале XIX вв., и явился логическим продолжением возрожденческого гуманизма и рационалистических идей нового времени. Для России это по преимуществу 2 половина XVIII века, времена Петра III, Екатерины II и Павла I, ну и "дней Александровых прекрасное начало" в самом начале XIX века. Развиваются науки и искусства, открываются библиотеки, первые российские университеты, общедоступный театр, музеи и пресса, временами более-менее независимая.

Посмотрим на лица эпохи российского Просвещения:

Д.Г. Левицкий. "Портрет Екатерины Романовны Дашковой". Ок. 1784 г. (здесь и далее изображения из открытых источников)
Д.Г. Левицкий. "Портрет Екатерины Романовны Дашковой". Ок. 1784 г. (здесь и далее изображения из открытых источников)

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова - первая женщина-директор Санкт-Петербургской Академии наук и председатель Российской Академии. Писательница, журналистка, музыкант, педагог. Оказала значительное влияние на формирование в России просвещенного абсолютизма. Княгиня Дашкова была близкой подругой Екатерины II и сыграла значительную роль в дворцовом перевороте 1762 года, приведшем Екатерину к власти.

Д.Г. Левицкий. "Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия". 1783 г.
Д.Г. Левицкий. "Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия". 1783 г.

Сама Екатерина II была просвещенной императрицей: она переписывалась с Вольтером лично и дорожила данным ей прозвищем "Философ на троне", читала французских философов-энциклопедистов. Как и подруга Дашкова, сама много писала, оставила "Записки"-воспоминания (как и е подруга Дашкова), "Наказ" для "Уложенной комиссии", писала для журналов.

А.П. Лосенко. "Портрет актера Федора Григорьевича Волкова". 1763 г.
А.П. Лосенко. "Портрет актера Федора Григорьевича Волкова". 1763 г.

Федор Григорьевич Волков создал первый общедоступный театр в России. Театр открылся в городе Ярославле. Узнав о том,императрица Елизавета Петровна вызвала Волкова в Санкт-Петербург, где в 1756 году был торжественно открыт театр, ставший родоначальником Императорских театров России. Федор Волков вначале был назначен "первым русским актером", (директором театра стал Сумароков),а в 1761 г. - директором театра. В 1762 г. ему было пожаловано дворянство (родился Ф. Волков в купеческом сословии). Так что вполне по праву Федор Волков считается основателем русского театра.

Д.Г. Левицкий. "Портрет П.А. Демидова". 1773 г.
Д.Г. Левицкий. "Портрет П.А. Демидова". 1773 г.

Перед нами т.наз. парадный портрет. Прокофий Демидов - сын уральского горнозаводчика Акинфия Демидова. П.А. Демидов был благотворителем и меценатом, опекуном Московского Воспитательного дома, при котором он же основал Коммерческое училище. Этот человек выступал за всеобщее образование в России, вне зависимости от сословной принадлежности человека. Достойный человек, как мы видим. На портрете показаны его увлечения.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной. В.Л. Боровиковский, 1797
Портрет Марии Ивановны Лопухиной. В.Л. Боровиковский, 1797

М. Шибанов. "Празднество свадебного договора". Картина 1777 г.
М. Шибанов. "Празднество свадебного договора". Картина 1777 г.

Давно замечено, что крестьянскую жизнь художники XVIII - начала XIX веков идеализировали - как в сфере отношений между людьми, так и в сфере быта. Вряд ли в крестьянских жилищах была образцово-показательная чистота, а их одежды даже на празднике такими чистыми и выглаженными.

Ф.С. Рокотов "Портрет Александры Петровны Струйской". 1772 г.
Ф.С. Рокотов "Портрет Александры Петровны Струйской". 1772 г.

Умная молодая женщина. Портрет заказал другу-живописцу Рокотову ее супруг, Николай Еремеевич Струйский. К моменту знакомства с Александрой Петровной он был уже 23-летнем вдовцом,потерявшим первую семью во время пугачевского бунта и чумы.

"Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач..." - стихи Н. Заболоцкого.

Емельян Иванович Пугачев.  Считается, что автор -   неизвестный художник XVIII века. Но искусствоведы подметили, что по манере письма портрет скорее был выполнен в ХХ веке, и даже не в 1 половине...
Емельян Иванович Пугачев. Считается, что автор - неизвестный художник XVIII века. Но искусствоведы подметили, что по манере письма портрет скорее был выполнен в ХХ веке, и даже не в 1 половине...

Необычные портрет Пугачева. Портрет написан поверх портрета императрицы Екатерины II. Пугачев изображен "под Петра III", как известно, Емельян Иванович называл себя исключительно "государем Петром Федоровичем".

Неизвестный художник. "Портрет капитан-командора М. И. Клементьева". 1770-е гг.
Неизвестный художник. "Портрет капитан-командора М. И. Клементьева". 1770-е гг.

Капитан-командор - чин на российском военно-морском флоте вплоть до 1827 г.

И.А. Ерменев. "Нищие". Картина 1770-х гг.
И.А. Ерменев. "Нищие". Картина 1770-х гг.

И такие персонажи были в просвещенной России...

Но закончим на хорошей ноте.

А. Рослин. "Портрет Ивана Ивановича Бецкого". 1770 г.
А. Рослин. "Портрет Ивана Ивановича Бецкого". 1770 г.

Иван Иванович Бецкой, известный деятель русского Просвещения, был личным секретарем Екатерины II, президентом Императорской Академии художеств и инициатором создания Смольного института благородных девиц.

А вот и "смолянка":

Д.Г. Левицкий. "Портрет А.П. Левшиной". 1775 г.
Д.Г. Левицкий. "Портрет А.П. Левшиной". 1775 г.

Екатерина II очень поощряла театральные представления в Смольном институте. И даже писала Вольтеру: "Воспитанницы исполняют свои роли лучше здешних актеров". Здесь на портрете в танце - Сашенька Левшина. Ее ждет место фрейлины и замужество с достойным человеком - капитаном Измайловского полка П.А. Черкасским.

Хорошие лица.

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе!

Читайте еще: Сколько ИМПЕРАТРИЦ было на русском троне?

Как Анна Иоанновна разорвала КОНДИЦИИ