Век просвещения... В Европе он наступил чуть пораньше, чем в России: в конце XVII – начале XIX вв., и явился логическим продолжением возрожденческого гуманизма и рационалистических идей нового времени. Для России это по преимуществу 2 половина XVIII века, времена Петра III, Екатерины II и Павла I, ну и "дней Александровых прекрасное начало" в самом начале XIX века. Развиваются науки и искусства, открываются библиотеки, первые российские университеты, общедоступный театр, музеи и пресса, временами более-менее независимая.
Посмотрим на лица эпохи российского Просвещения:
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова - первая женщина-директор Санкт-Петербургской Академии наук и председатель Российской Академии. Писательница, журналистка, музыкант, педагог. Оказала значительное влияние на формирование в России просвещенного абсолютизма. Княгиня Дашкова была близкой подругой Екатерины II и сыграла значительную роль в дворцовом перевороте 1762 года, приведшем Екатерину к власти.
Сама Екатерина II была просвещенной императрицей: она переписывалась с Вольтером лично и дорожила данным ей прозвищем "Философ на троне", читала французских философов-энциклопедистов. Как и подруга Дашкова, сама много писала, оставила "Записки"-воспоминания (как и е подруга Дашкова), "Наказ" для "Уложенной комиссии", писала для журналов.
Федор Григорьевич Волков создал первый общедоступный театр в России. Театр открылся в городе Ярославле. Узнав о том,императрица Елизавета Петровна вызвала Волкова в Санкт-Петербург, где в 1756 году был торжественно открыт театр, ставший родоначальником Императорских театров России. Федор Волков вначале был назначен "первым русским актером", (директором театра стал Сумароков),а в 1761 г. - директором театра. В 1762 г. ему было пожаловано дворянство (родился Ф. Волков в купеческом сословии). Так что вполне по праву Федор Волков считается основателем русского театра.
Перед нами т.наз. парадный портрет. Прокофий Демидов - сын уральского горнозаводчика Акинфия Демидова. П.А. Демидов был благотворителем и меценатом, опекуном Московского Воспитательного дома, при котором он же основал Коммерческое училище. Этот человек выступал за всеобщее образование в России, вне зависимости от сословной принадлежности человека. Достойный человек, как мы видим. На портрете показаны его увлечения.
Давно замечено, что крестьянскую жизнь художники XVIII - начала XIX веков идеализировали - как в сфере отношений между людьми, так и в сфере быта. Вряд ли в крестьянских жилищах была образцово-показательная чистота, а их одежды даже на празднике такими чистыми и выглаженными.
Умная молодая женщина. Портрет заказал другу-живописцу Рокотову ее супруг, Николай Еремеевич Струйский. К моменту знакомства с Александрой Петровной он был уже 23-летнем вдовцом,потерявшим первую семью во время пугачевского бунта и чумы.
"Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач..." - стихи Н. Заболоцкого.
Необычные портрет Пугачева. Портрет написан поверх портрета императрицы Екатерины II. Пугачев изображен "под Петра III", как известно, Емельян Иванович называл себя исключительно "государем Петром Федоровичем".
Капитан-командор - чин на российском военно-морском флоте вплоть до 1827 г.
И такие персонажи были в просвещенной России...
Но закончим на хорошей ноте.
Иван Иванович Бецкой, известный деятель русского Просвещения, был личным секретарем Екатерины II, президентом Императорской Академии художеств и инициатором создания Смольного института благородных девиц.
А вот и "смолянка":
Екатерина II очень поощряла театральные представления в Смольном институте. И даже писала Вольтеру: "Воспитанницы исполняют свои роли лучше здешних актеров". Здесь на портрете в танце - Сашенька Левшина. Ее ждет место фрейлины и замужество с достойным человеком - капитаном Измайловского полка П.А. Черкасским.
Хорошие лица.