Читая бюллетени «В защиту науки» (Российская Академия Наук. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Бюллетень «В защиту науки»), можно легко увидеть, что основной стратегией Комиссия взяла не столько собственно борьбу с лженаукой, сколько а) выплакивание финансирования у заведомо некомпетентного и не уважающего науку правительства (без комментариев); б) попытку популярной пропаганды научных достижений в ряде дисциплин (но судя по тому, что выпустили только 14 научно-популярных брошюр за 6 лет и по один-два журнала в год, бюджет банально распилили академики).
Но тем не менее, несмотря на рассуждения о том, почему в обществе низок авторитет академической науки (в основном объясняют малыми зарплатами ученых), вопрос о причинах явления не решили. А между тем, он кроется на поверхности. Или почти на поверхности.
Советское время, по сути, было господством не ВКП(б)/КПСС, не ОГПУ/НКВД/КГБ, а НАУКИ. Каждый советский человек не только был, фактически вовлечен в процесс построения своей жизни по научным принципам, но и получал от этого непосредственные, материальные блага.
Человек рождался — его пеленали не так, как бабка из деревни скажет, а так, как написано в умной книжке профессоров-педиатров, над каждой мамочкой в период особенно и развития ребенка (да что там — еще до рождения) эпизодически стояла наука в лице медсестры, которая обходила и наблюдала, по науке ли кормят/одевают/выгуливают детей. Ребенок шел в детсад — там его по науке же одевали, кормили, выгуливали, развивали, учили, по науке же с ним играли.
В школе его по науке воспитывали и учили. Дома человек хотел сготовить что-нибудь по-быстрому — открывал книгу «О вкусной и здоровой пище», которая писалась крупнейшими диетологами, ложился на диван, который разрабатывали с привлечением НИИ ортопедии, смотрел телевизор, в котором информация тщательнейше отбиралась и не было никаких попов, «колдуний», «потомственных шаманов», человечество происходило не от инопланетных рептилоидов с планеты Нибуру, а от древних гоминидов, как и положено. Человек шел на работу — его рабочее место было научно организовано и оборудовано, плановые задания были научно обоснованы (кто не в курсе, см. что такое НОТ), технологические процессы были также выработаны полностью на научной базе по четким стандартам.
Мало того — от человека на рабочем месте требовалось повышать свою квалификацию, осваивать те или иные науки, это было престижно, это поощрялось материально и нематериально. На досуге у него было мало того, что куча свободного времени, но и научно-популярные журналы, брошюры, книги, фильмы, к его услугам было советское турагентство, которое вывозило его не погреть пузо на пляже и налиться пивом в баре, где «всевключено», а на познавательные экскурсии, в музеи, театры и в походы. Ну, и само собой, больше академиков в СССР получали только патриархи РПЦ, ибо академик был максимумом по единой тарифной сетке.
И самое главное — у советского человека на виду было прямое соответствие между научными достижениями и улучшением уровня жизни. Построили атомную электростанцию — электрифицировали глухомань, отменили лимиты на электричество; изобрели нейлон — нашили населению легких рубашек, платьев и прочих скромных радостей труженика, сделали искусственный каучук — получай, страна, изделия. Достижения науки рекламировались, их реализовывали в потребительские товары (к вопросу, технологически очень качественные).
Результат — и статус науки высокий, и наука на высоте.
Сейчас
Уровень квалификации медперсонала упал — беременные 8 из 9 месяцев обсуждают, где лучше рожать, возрос процент родов на дому, причем не просто возрос, но и рекламируется невежественными знахарями и просто психически ненормальными сторонниками всяких ЗОЖ (свобода слова же, пофигу, что смертность от этой пропаганды увеличивается). Плюрализм в медицине, которому врачи поддались в той же мере, как и остальные ученые РАН, привел к тому, что единых и непротиворечивых рекомендаций по кормлению врачи дать уже не могут. Один одно скажет, другой другое, кому верить — неясно. Потому на сцену опять выходят бабки, к тому же насмотревшиеся Малаховых и колдунов по ТВ.
В детском саду работают случайные люди (педагогического образования сейчас не требуется, требуется только некая «категория»), которые кормят тем, что решит кучка депутатов или чиновников сомнительной компетенции (в Москве, например, реформы идут вовсю — детсады переходят от собственных кухонь к полуфабрикатам). Про науку речи тут не идет, все педиатры при выработке этих мудрых решений пошли лесом. В школе учат «в размере финансирования» по самым расплюралистическим учебникам, Минобраз скидывает инструкции, рядом с наукой не ночевавшие даже в одном шкафу, воспитывать школа, по этим новейшим концепциям, уже не должна — пусть дети как трава растут.
Работает человек теперь не по НОТ, а как и сколько хозяин скажет. По своему опыту знаю — не только НОТ, но и ТБ соблюдаются хорошо, если в 1 случае из 10. Образование при этом котируется только формально, от уровня образования доход не зависит — дворники, грузчики, клерки с высшим образованием тому подтверждение. Если при единой тарифной сетке в плановой экономике присвоение другого разряда автоматически значило и получение другого дохода, то сейчас зарплата определяется рынком труда. Можно стать доктором наук, но работодатель заплатит ровно столько же, сколько студенту, ибо за воротами безработные доктора наук толпятся.
В силу деиндустриализации значительная часть производств в РФ кустарные и полукустарные, их владельцы/менеджеры/технологи понятия не имеют, как они работают, не то чтобы развивать инновации на научной базе. Повсеместно строят владельцы фирм с кругозором прораба в лучшем случае (а то и каменщика), металлоконструкции ваяют фирмы под руководством бывших сварщиков, транспортные услуги осуществляют фирмы под руководством бывших диспетчеров (а то и вообще бухгалтеров), неспособные решить систему простых уравнений с несколькими неизвестными и пасующие перед тригонометрией (реальный случай — пытался мне один владелец транспорта доказать, что груз влезет в кузов «наискосок», понятия синус и косинус ему были в упор непонятны, решение геометрической задачи на определение длины гипотенузы по длине катета и острому углу он банально не понял).
Стихийность рыночного производства к управлению производством систематически приводит некомпетентных людей и заодно фактически консервирует кустарное производство в виде «мелкого бизнеса» — этакой «рыбы-прилипалы» акул-монополий. Одним словом, науки на работе человек тоже не видит. В телевизоре — малаховы, млечины и петрики. В книжных — развалы макулатуры, в которой можно найти все на свете — от рецептов вечной жизни до советов по построению вечного двигателя на дачном участке. Раз продается, то кто же запретит — ибо рынок. Научно-популярной литературы — я уже озвучивал, 14 изданий за 6 лет. Ну, и отдельные издательства постарались, но тут вообще смех. «Эволюция человека» Маркова имеет офигенный тираж для научной литературы — 5000 экз. И это неплохо по нынешним временам. Потому что книга «Русская социология 19 века» — 300 экз.
Турагентства сами не знают, что такое Парфенон (реальный случай, девица вообще не знала, где это), не то чтобы экскурсии. Шоп-туры и «всевключено». Ну, еще на горных лыжах покататься. Смотрю фотки — сестра на фоне ряженых римских легионеров. Спрашиваю — кого изображают мускулистые дяди в сандалиях с копьями? Не знает. Оказывается, никто не рассказывал, ни кем крепость построена, ни кого актеры изображают. Привезли — щелкайте фотоаппаратами, это ж не Интурист какой-нибудь, а «Хот-тур», «горячие путевки». Зарплаты ученых — это уже даже не смешно.
Улучшает ли жизнь современного пролетария наука?
Хрен с два, нет тут прямой зависимости. Построят термоядерную электростанцию — станет ли дешевле свет и отопление для населения? Нет, просто Чубайс станет богаче. Разработают дешевый метод добычи нефти из суперглубоких месторождений — подешевеет ли бензин? Все знают, кто на этом обогатится, но это будем не мы. Да банально — пролетарий изобретает что-нибудь на производстве, к чему это обычно ведет? К премии, поощрениям, повышению зарплаты? Хренушки, в лучшем случае лишь облегчит свой труд и получит относительно небольшую копеечку, а обычно хозяин просто похвалит и обогатится еще больше. А доступ к потребтоварам ограничен зарплатой. Что мне толку в айфоне, когда я его купить не могу?
Спрашивается, в такой обстановке будет человек уважать науку? Нет.
Ну так вот весь этот комплекс причин невозможно победить, механически увеличив субсидирование научных исследований и повышением зарплат, как предлагают заседающие в комиссии академики. Необходимо уничтожать систему рыночных отношений — т.е. переводить на научную основу экономику, и тогда, только тогда будет работать положительная связь между достижениями науки и уровнем жизни населения, тогда, и только тогда статус ученого будет высок, а авторитет науки цениться. Не петрики и Рен-ТВ убили авторитет науки, а рыночные отношения, которые разрушили взаимосвязь между наукой и экономикой.