Найти в Дзене
Автомобильная Россия

Мотоцикл ИЖ 500 - забытая разработка советских инженеров (фото + видео)

Сейчас очень принято гордиться мотоциклом УРАЛ, особенно фанатеют от него иностранные пенсионеры. Когда то, это была отличная альтернатива автомобилю для сельских жителей, но сейчас дешевле купить "Ниву". В основе конструкции первых советских ИМЗ М-72 использовали модель BMW R71, который появился в 1938 году. В СССР немецкий мотоцикл бесконечно модернизировали, но суть конструкции оставалась

Сейчас очень принято гордиться мотоциклом УРАЛ, особенно фанатеют от него иностранные пенсионеры. Когда то, это была отличная альтернатива автомобилю для сельских жителей, но сейчас дешевле купить "Ниву". В основе конструкции первых советских ИМЗ М-72 использовали модель BMW R71, который появился в 1938 году. В СССР немецкий мотоцикл бесконечно модернизировали, но суть конструкции оставалась неизменной. Оппозитный двигатель, карданная передача, возможность подключения привода на коляску.

У многих может сложиться впечатление, что советский мотопром просто паразитировал на немецкой технологии. Но это не так. В СССР разрабатывали собственные оппозитные мотодвигатели. Особенно продвинулись в этой теме советские инженеры построившие ИЖ-500. Мотоцикл, который так и не встал на конвейер. Разработка не понравилась крупным чиновникам, курировавшим промышленность. Проект был закрыт.

Оппозитный движок ИЖ-500 собственные фото.
Оппозитный движок ИЖ-500 собственные фото.
Вид движка спереди. Где то под этими крышками зажигание.
Вид движка спереди. Где то под этими крышками зажигание.
5-ступенчатая коробка стоит под движком.
5-ступенчатая коробка стоит под движком.

Однако некоторым предсерийным экземплярам удалось дожить до наших дней. Главная фишка ИЖ-500, это совершенно новый оппозитный, 4-тактный мотор. Вместе с мотором была интегрирована новая 5-ступенчатая коробка. Естественно никакого цепного привода, только карданная передача. Что интересно, у УРАЛа кардан шел справа, у ИЖ-500 его разместили слева.

Никакой цепи нет, только карданная передача на задний редуктор колеса.
Никакой цепи нет, только карданная передача на задний редуктор колеса.
Кстати на мотоцикле стоит 2 карбюратора.
Кстати на мотоцикле стоит 2 карбюратора.

Спереди на ИЖ-500 с оппозитным мотором ставили дисковые тормоза, поскольку после первых же ходовых испытаний выяснилось, что мотоцикл получился весьма мощный и динамичный. Эффективную остановку прототипа барабанные тормоза обеспечить не могли. Поэтому пришлось конструировать дисковый вариант с гидравлическим приводом. Не забываем, что это начало 80-ых годов.

Дисковые тормоза ИЖ-500.
Дисковые тормоза ИЖ-500.
Гидравлический тормозной суппорт.
Гидравлический тормозной суппорт.

Мне недавно удалось разглядеть уцелевший вариант ИЖ-500 поближе. Даже снял небольшое видео. Наверняка любители советской мото техники увидят для себя, что то интересное.

"Живой" оппозитный ИЖ-500 сейчас стоит в Подмосковье, в Музее техники Вадима Задорожного.

Ну как вам техника?