Сейчас очень принято гордиться мотоциклом УРАЛ, особенно фанатеют от него иностранные пенсионеры. Когда то, это была отличная альтернатива автомобилю для сельских жителей, но сейчас дешевле купить "Ниву". В основе конструкции первых советских ИМЗ М-72 использовали модель BMW R71, который появился в 1938 году. В СССР немецкий мотоцикл бесконечно модернизировали, но суть конструкции оставалась неизменной. Оппозитный двигатель, карданная передача, возможность подключения привода на коляску.
У многих может сложиться впечатление, что советский мотопром просто паразитировал на немецкой технологии. Но это не так. В СССР разрабатывали собственные оппозитные мотодвигатели. Особенно продвинулись в этой теме советские инженеры построившие ИЖ-500. Мотоцикл, который так и не встал на конвейер. Разработка не понравилась крупным чиновникам, курировавшим промышленность. Проект был закрыт.
Однако некоторым предсерийным экземплярам удалось дожить до наших дней. Главная фишка ИЖ-500, это совершенно новый оппозитный, 4-тактный мотор. Вместе с мотором была интегрирована новая 5-ступенчатая коробка. Естественно никакого цепного привода, только карданная передача. Что интересно, у УРАЛа кардан шел справа, у ИЖ-500 его разместили слева.
Спереди на ИЖ-500 с оппозитным мотором ставили дисковые тормоза, поскольку после первых же ходовых испытаний выяснилось, что мотоцикл получился весьма мощный и динамичный. Эффективную остановку прототипа барабанные тормоза обеспечить не могли. Поэтому пришлось конструировать дисковый вариант с гидравлическим приводом. Не забываем, что это начало 80-ых годов.
Мне недавно удалось разглядеть уцелевший вариант ИЖ-500 поближе. Даже снял небольшое видео. Наверняка любители советской мото техники увидят для себя, что то интересное.
"Живой" оппозитный ИЖ-500 сейчас стоит в Подмосковье, в Музее техники Вадима Задорожного.