В предыдущей статье мы остановились на известной проблеме сюцзяня - его однозарядности. Но прежде, чем мы перейдем к его потомку, решавшего эту задачу, пару слов в ответ нашим читателям, которым не очень понятно, как в Старом Китае метали из рукава эти стрелы. На самом деле, здесь нечего сложного нет, такой способ бросать, к примеру, ножи хорошо известен и на Западе:
Ну а китайская старинная одежда создает впечатление, что специально спроектирована для ношения в рукавах всякой дряни нужной полезности для выживания!
И первоначально сюцзянь метали без всяких механических приспособлений, просто рукой, предварительно вытащив из специального крепежа на руке или в рукаве. И в отличие от упоминаемого выше механического одноразового, припрятать в таких рукавах можно было не один, и не два... Даже такие варианты, как цзянь падающей звезды, где наконечник был железный, но часть древка делалась из свинца, чтобы утяжелить боевую часть и улучшить пробивающие возможности оружия.
Кроме того, активно использовали бамбуковую трубку в ту пору, когда еще не была изобретена в XV -XVI веках пружина, чтобы автоматизировать этот процесс.
Но вернемся к изначальной проблеме: любое метательное оружие - одноразового использования. Его проблемно бывает вернуть обратно. Особенно в свалке армейского боя, где, как говорил поэт:
...смешались в кучу кони люди...
А оружие скрытого ношения, в том числе и метательное, обычно было и оружием последнего шанса. Тут надо понимать, что в Старом Китае профессиональный воин с Древних Времен, собираясь на битву, вооружался оружием, учитывая разные возможные дистанции (это хорошо видно на классическом примере т.н. колесница пяти видов оружия, позволявшая использовать преимущества разного оружия, как длинного, так и короткого, в зависимости от реальной тактической ситуации, дистанции до противника и тому подобного): одна - для лука или арбалета, другая - для копья и прочего длиннодревкового оружия, третья оружия ближнего боя - меча или булавы, секиры или боевого цепа, топора или цзяня... Или чего-то еще другое, разнообразие разного вооружения за военную историю Китая просто потрясает!
И это при том, что еще аж со времен Шан Яна и царства Цинь (771 до н. э. - 221 до н. э) китайцы дошли до понимания необходимости стандартизации армейского вооружения и снаряжения. И различное оружие скрытого ношения задолго до того, как сдать средством самообороны обеспеченного человека или дополнительным вооружением охранника-бяоши, было оружием последнего шанса профессиональных воинов: и копье, и меч можно легко утратить в пылу боя, а жить-то хочется! А вдруг застрял твой меч в тушке оппонента во время душевной беседы, и нужно выиграть буквально мгновение, чтобы вернуть его или раздобыть другое оружие с тел павших вокруг. Вот тут-то сможет пригодиться оружие скрытого ношения, и непросто так его развилось сотни и сотни разнообразных видов! Мы постараемся рассказать о наиболее интересных, но сейчас вернемся к теме. Расцвет приходится на то время, когда тяжелое доспешное снаряжение ушло в закат, и для легкого атакующего оружия скрытого ношения появилось гораздо больше возможностей, и сразу пришлось решать проблему невозвратности и одноразовости такого оружия. Ну и простая жизненная ситуация: что делать с одним метательным ножом против нескольких противников с гораздо более габаритными средствами убеждения?
Решали проблему по разному: самый казалось бы простой вариант - просто увеличить количество носимого скрытого оружия, причем разного вида, что-то спрятано на поясе, сто-то в рукавах, что-то на спине и так далее... Ну, быть такой "нарядной новогодней елкой" не очень удобно, поэтому достаточно быстро придумали крепить веревку к метательному оружию, чтобы получить а) возможность возвращать, например, при промахе и б) выдергивать бойцов противника из плотного строя. Ранее уже рассказывали про один из самых распространенных в Старом Китае таких видов скрытого оружия - летающий дротик.
Такое оружие в качестве последнего убедительного довода быстро становится популярным в среде добрых молодцев-хаохань, составлявших столь любимый сейчас нами Мир Цзянху. Они жили обычной жизнью, и в отличие от профессиональных воинов на поле боя, редко таскали на себе доспех.
Развитие такого вооружения приходится на конец Династии Мин (1368 - 1644) и начало Цин (1644 - 1912), и именно тогда появляется третий вариант решения проблемы: появление многозарядных версий сюцзяня.
Что интересно, многозарядные арбалеты появились много раньше, но вот решить вопросы миниатюризации при сохранении эффективности не могли очень и очень долго.
Решение придумали следующее: в бронзовую трубку радиально размещают несколько более тонких дротиков, переключение производят дополнительным механизмом.
Называли такие образцы по разному, в зависимости от реализации многозарядности, например павлинье перо. :) Но нам ближе вариант. где используют в название цветы сливы мэйхуа. По число лепестков этого цветка, коих пять. Сюцзянь цветков сливы может быть заряжен шестью маленькими стрелами одновременно, с одной стрелкой в центре и пятью стрелками вокруг, расположенными в форме цветков сливы, этими стрелками можно стрелять непрерывно. Но такой механизм получился немного габаритнее, около 3,5 см в диаметре и около 24 см в длину.
Что интересно, цветы мэйхуа - символ несгибаемости в традиционных китайских боевых искусствах.
Напоминаю, сюцзянь крепят к предплечью, а передний конец трубки приближается к запястью и закрывается рукавом. В трубе сюзняня есть пружина, а на стволе установлен механизм, при нажатии на который стрелка в стволе будет выстреляна вперед вдоль предплечья. Сюцзянь обычный можно заряжать только одной стрелой за раз, а после выстрела необходимо заряжать снова. Сюцзянь цветков сливы обычно заряжен шестью маленькими стрелами одновременно, с одной стрелкой в центре и пятью стрелками вокруг, расположенными в форме цветков сливы, которыми можно стрелять непрерывно.
Считается, что это оружие было придуман в годы империи Мин просвещенным человеком по имени Лю Сыянь, а затем сюцзянь цветков сливы распространился по стране, особенно став популярным в провинции Шаньдун благодаря мастеру Ли Тяншоу (李天寿) по прозвищу "волшебный дротик"(神箭), потомки которого до сих пор сохраняют эту традицию для нас с вами.
Дм.Моисеев, СПб -2020
#блоги увлеченных людей