Три года спустя технический гигант теперь пытается создать собственный автомобиль.
Когда просочилась информация о том, что Apple планирует начать производство электрического «iCar» к 2025 году, Илон Маск ответил. Сначала он поставил под сомнение тактику Apple по производству безопасных и эффективных аккумуляторов и действительно ли они давали компании конкурентное преимущество перед Tesla.
Затем он сбросил эту бомбу:
В 2017 году, возможно, в период времени, о котором говорит Маск, Тесла был недалеко от смерти. В «Axios на канале HBO» Маск сказал, что его компания «в считанные недели» завершит свертывание, поскольку они изо всех сил пытались нарастить массовое производство Model 3.
Маск также сказал, что он «лично модернизировал всю производственную линию аккумуляторных батарей и управлял ею в течение трех недель», пытаясь нарисовать картину того, насколько ужасным было положение компании.
Маск сказал, что объем работы, который он приложил для спасения компании, повредил его мозг и сердце, и что никто не должен прилагать столько усилий, сколько он сделал.
Эти размышления объясняют, почему Маск обратился к Apple. Как сказал Маск, компания теряла деньги. Хотя Tesla, вероятно, не умерла бы в 2017 году, ей пришлось бы откуда-то брать деньги.
Приобретение у такой крупной компании, как Apple, сняло бы с Маска все это напряжение. У него будет финансовая поддержка, которая сможет удержать Tesla на плаву.
В отдельном интервью в 2018 году Маск сказал, что наращивание производства Model 3 было ситуацией, когда компания «парировала» - ситуации, в которой он больше не видел Tesla.
Два года спустя Tesla стоит более 612 миллиардов долларов, что делает ее самой дорогой автомобильной компанией в мире - более ценной, чем следующие шесть автомобильных компаний вместе взятых, в основном за счет доходности фондового рынка.
Маск сказал, что Apple купила бы Tesla по цене 1/10 от ее текущей стоимости, что означает около 60 миллиардов долларов. Оглядываясь назад, можно сказать, что это 20/20, но это, очевидно, большая ошибка для Apple.
Генеральный директор Apple Тим Кук передает встречу бессмысленным. Tesla, производитель автомобилей, явно находится в совершенно другом пространстве, чем Apple со своими технологиями. Но отчасти Tesla так уникальна тем, что это тоже технологическая компания.
И, согласно отчету Reuters «iCar», две компании теперь преследуют схожие цели.
В отчете говорится, что планы Apple по выпуску новых автомобилей, именуемые «Project Titan», периодически менялись с 2014 года, когда компания изначально планировала производить автомобиль. Apple в конце концов отошла от этого плана, но возобновила его в 2018 году, повторно наняв ветерана Дуга Филда, который вернулся после работы в Tesla, чтобы возглавить проект.
После более чем года создания команды за кулисами Apple теперь чувствует себя комфортно, двигаясь вперед и создавая потребительский продукт - электрический беспилотный автомобиль.
Однако в отчете есть сомнения в том, что Apple сможет получить прибыль от производства автомобилей в разумные сроки. Tesla потребовалось 17 лет, чтобы стать прибыльной. Как обсуждалось ранее с Tesla, массовое производство этих типов транспортных средств может стать денежной ямой.
Предполагается, что Apple не начнет производство до 2025 года, что даст им достаточно времени, чтобы найти поставщиков технологий и производителей для автомобиля. К тому времени, однако, любая другая компания, занимающаяся производством электрических и автономных транспортных средств, будет на много миль впереди Apple.
«Как мы видим в случае с Tesla и унаследованными автомобильными компаниями, создание очень сложной производственной сети по всему миру не происходит в одночасье», - говорится в отчете Трип Миллер, управляющий партнер Gullane Capital Partners.
В 2020 году Маск стал вторым богатейшим человеком в мире благодаря огромному успеху Tesla на фондовом рынке, который за прошлый год принес прибыль почти на 700%.
Если бы компания была продана Apple три года назад, Маск не оказался бы в том положении, в котором он находится сейчас, и Tesla, возможно, тоже.
У Apple все в порядке с оценкой более 2,2 триллиона долларов. Однако в дальнейшем он должен попытаться найти способ конкурировать с авто-гигантом, в котором он мог бы иметь долю.