Иногда приходится слышать от автолюбителей предостережения о том, что заливать масло после длительного хранения во вскрытом состоянии нельзя. Дескать, окисляется оно на воздухе и теряет свои свойства. Некоторые считают необходимым менять масло каждые пару месяцев даже при минимальных пробегах по той же причине. Правы они или нет?
Правы, но лишь отчасти, а именно в том, что масло в принципе способно окисляться. Разберемся подробнее в том, как вообще происходит процесс окисления масла.
Основу любого минерального (базовые масла группы I и II по классификации API) и синтетического (база III или IV группы) масла составляют углеводороды - вещества, состоящие из атомов углерода и водорода. Наиболее яркими их представителями в повседневной жизни являются различные продукты перегонки нефти (бензин, дизель, керосин и т.д.) и свечной парафин.
Как мы прекрасно знаем, эти вещества способны к взаимодействию с кислородом (окисление), что наблюдается в процессе горения. Мы также знаем, что для запуска этого процесса требуется значительное нагревание (бензин сам по себе на воздухе не загорается, нужен огонь или искра). Иными словами, скорость реакции окисления углеводородов при комнатной температуре пренебрежимо мала, поэтому хранение точно не приведет к окислению.
Для иллюстрации того, что действительно приводит к окислению масла, рассмотрим такое суровое испытание как окислительный тест CEC-L-109, участвующий во всех современных спецификациях ACEA. Образец масла разбавляют 5% биодизеля, помещают в колбу и нагревают до 150 градусов по Цельсию, а затем выдерживают 168 часов (7 суток).
При этом вязкость не должна вырасти более чем на 60% (для масел категории ACEA А5/В5), то есть оно по сути остается в своем классе по вязкости и способно выполнять свои функции даже после таких издевательств. Для сравнения, в двигателе средняя температура масла колеблется в пределах 80-110 градусов (только возле первого кольца поршня может доходить до 250, но только в момент воспламенения и на крайне короткое время), а рекомендуемый срок работы масла составляет 250-300 моточасов.
Таким образом, все разговоры об окислении моторного масла на воздухе при комнатной температуре являются страшилками, которыми только детей пугать можно. Поэтому не бойтесь, что масло окислится в канистре - оно рассчитано на намного более серьезные условия, чем вы думаете.
P.S. Стоит, однако, отметить, что хранение в неплотно закрытой таре с высокой вероятностью приведет к ухудшению защитных свойств из-за попадания влаги, поэтому хранить масло можно, но желательно плотно закрытым.