Найти тему

Самое готичное кладбище Москвы – Введенское: легенды, тайны, ангелы и склепы

Оглавление

Исторически, с нами в России всегда жили душа в душу приезжие люди из западной Европы. Большинство из них были немцы лютеранского вероисповедования – культурное влияние, которое они внесли в развитие нашей страны настолько велико, что нас совершенно не удивляют немецкие фамилии среди царских губернаторов, министров, академиков, деятелей культуры и искусства, а также полководцев в учебниках по истории России. И несмотря на чрезвычайные сложности в русско-немецких отношениях, на которые был богат XX век, немцев можно назвать, культурно и исторически, самым близким нам народом в западной Европе.

Один из главных входов так и манит посетить кладбище всех заинтересованных
Один из главных входов так и манит посетить кладбище всех заинтересованных


Но, тем не менее, следуя религиозным традициям, иноверцы стремились предавать тела своих усопших соплеменников отдельно от остальных, что, впрочем, общая черта среди верующих авраамических религий и российские власти всегда шли им на встречу (тем паче, что в православии хоронить прихожан других конфессий в одном месте с православными также не приветствуется) и давали добро на создание отдельных кладбищ для представителей других религиозных взглядов. И, так как немцы селились по всей центральной России исторически, там же, что называется, «по месту проживания» и организовывались погосты. Самым известным местом захоронений иноверцев, пожалуй, стало Смоленское лютеранское кладбище города Санкт-Петербурга – оно очень атмосферное, за что полюбилось как неформалам и любителям мистики всех мастей, так и нашим кинорежиссерам – в частности, это место фигурировало в таких картинах, как «Брат» и «Господин оформитель» - в которые оно идеально вписалось как красноречивый атрибут северной столицы.

Евангелическо-лютеранский храм в честь Святой Троицы. Здание построено в 1911–12 гг., но уже в 1920-х гг. было закрыто и переоборудовано под контору администрации кладбища. Снова открылось в качестве храма только в 1999 г.
Евангелическо-лютеранский храм в честь Святой Троицы. Здание построено в 1911–12 гг., но уже в 1920-х гг. было закрыто и переоборудовано под контору администрации кладбища. Снова открылось в качестве храма только в 1999 г.

Посетив его однажды, меня заинтересовала мысль – а есть ли такое кладбище в столичном регионе, куда можно доехать буквально на метро/трамвае и погулять по музею под открытым небом? Да, интерес к старым кладбищам у меня чисто культурологический, я не являюсь ни представителем субкультур, ни даже религиозным человеком, а древние погосты часто могут порадовать любопытного человека настоящими произведениями искусства, хотя для многих людей это всего лишь мрачные надгробия и памятники. И я стал гуглить такие кладбища в Москве и нашел его – Введенское кладбище в московском районе Лефортово. Сам район на достопримечательности крайне небогат – больше половины его занимают промзоны – как разорившиеся и закрытые годы назад, так и те, которые вносят свою лепту в экономику Москвы и по сегодняшний день. А жилые его кварталы – обычные «коммиблоки», которыми заполнена вся наша страна и находясь в этом спальном районе, можно поймать себя на мысли, что ты будто и не в столице вовсе, а в тихом провинциальном городе – страшном, но на удивление притягательно-душевном.

Поэтому не удивительно, что многие жители воспринимают это кладбище как парк и на нем всегда достаточно людей – альтернатив для прогулок в этом районе не так уж и много. И это все при том, что Лефортово находится по соседству с ЦАО и имеет непосредственную границу с Таганским районом. Однако, я добрался туда не на метро или трамвае, а на верном спутнике любого жителя городов вне МКАДа – электричке. На момент моего визита туда, станция метро Лефортово еще не была достроена – строительную площадку было очень хорошо видно с погоста, который находится на холме. Сейчас же, станция расположилась аккурат напротив кладбища, поэтому, если решите его посетить самостоятельно, то сделать это теперь легко и просто, и не надо идти насквозь целый район от железнодорожной платформы.

Так выглядит пейзаж района Лефортово если идти от железнодорожной платформы Сортировочная до кладбища пешком
Так выглядит пейзаж района Лефортово если идти от железнодорожной платформы Сортировочная до кладбища пешком

Сам погост, хоть и не захватывает сходу дух своей атмосферой, что имеет место на Лютеранском кладбище в Петербурге, но и здесь есть на что посмотреть, хоть это кладбище, со временем, перестало быть как исключительно немецким (что случилось почти сразу, поскольку католиков-поляков, французов, а также англичан хоронили здесь же), так и просто иноверческим, и, в большинстве своем, теперь там обычные захоронения, сделанные в православной традиции.

Историю возникновения я оставлю за пределами этой статьи – Википедия объяснит это быстрее и доступнее, чем могу сделать это я. Дальше же, непосредственно, интересные истории и фотографии из этого места.

Интересные объекты: надгробия, памятники, ангелы

Скорбящие ангелы расположены по кладбищу то тут, то там. То, что запечатлел я – даже не 10% всех скульптур. Обойти их все за один световой день, да еще и зимой не представляется возможным. Зато они привлекают внимание к могилам людей, казалось бы, никому не известных, что дает повод их помянуть – в христианстве это ценится.

Ангел сторожит покой усопшего в любую погоду. Увы, окружающая среда медленно, но верно разрушает произведение искусства. Могила заброшена и никому до скульптуры нет дела
Ангел сторожит покой усопшего в любую погоду. Увы, окружающая среда медленно, но верно разрушает произведение искусства. Могила заброшена и никому до скульптуры нет дела
Казалось бы, обычный гранитный памятник, но начертанный шрифт выделяет его из десятка соседних – здесь покоится советский скульптор и художник Альберто Санчес
Казалось бы, обычный гранитный памятник, но начертанный шрифт выделяет его из десятка соседних – здесь покоится советский скульптор и художник Альберто Санчес

Создатель всеми любимого салата найден

Среди соседних памятников, потрепанных течением вечности, выделяется могила Люсьена Оливье – российского ресторатора французского происхождения, кто считается создателем популярного в России и всеми любимого «зимнего» салата, названного в его честь. Тем не менее, рецепт того самого салата он унес с собой в введеновскую землю, а то, что мы готовим на новогодние праздники – не более чем блюдо «по мотивам». Зима на кладбищах имеет интересную особенность – легко понять, чью могилу чаще посещают и самый притоптанный снег был именно у надгробия Люсьена (есть мнение, выдвинутое А. Алексеевым в этой статье, что настоящее имя ресторатора – Николай, а сменил он имя на Люсьен по маркетинговым соображениям, ради большей «французскости»). Это объясняется тем, что могилу Оливье посещают студенты кулинарных учебных заведений в канун экзаменов, что называется «на удачу», а иногда даже можно встретить уже обученных поваров, которые черпают здесь свое вдохновение. Да чего там говорить, порой сюда приходят с уже готовым салатом, чтобы он получился вкуснее. Вообще, паломничества на Введенское с просьбами к усопшим – вещь популярная, но об этом ниже.

Могила Люсьена Оливье
Могила Люсьена Оливье

Легендарная «Вампирка» и Черный Иисус

Самое же известное, как минимум среди неформалов, называющих себя сатанистами, строение Введенского – «Дом на песке». Это усыпальница семейства Кноп с оградой, внутри которой предполагалось хоронить членов семьи барона и текстильного промышленника Иоганна Людвига Кнопа. Под самим сооружением находится подземное помещение, где размещён погребальный зал с камерами для захоронений. Но быть похороненными в этом склепе членам семейства Кнопов было не суждено – после революции они эмигрировали и умерли за границей, а в их семейной усыпальнице были захоронены совершенно другие люди. Кроме того, в 1960-е годы, решением советских властей территория усыпальницы внутри ограды была передана под новые захоронения и на сегодняшний день там обрели покой 36 человек. Из-за того, что никто не следит за состоянием сооружения, оно имеет запустелый вид. Это строение выполнено в стилистике увядающего от времени здания, призванной показать то, что всё на этом свете имеет свой конец, и оно оказалось действительно со временем заброшено, и в самом деле активно разрушается. Московские власти уже несколько раз собирались заняться восстановлением из обычных руин обратно в руины художественные, даже в 2019 году приняли решение включить склеп в список объектов культурного наследия и в ближайшем будущем его обещали отреставрировать – есть соответствующая карточка на сайте Mos.ru. Но, по-прежнему, здание в таком же запушенном состоянии.

Интересен этот объект еще и тем, что в народе он зовется «Вампирка», потому что в нем часто собиралась неформальная молодежь (желающих пролезть внутрь склепа, охрана кладбища периодически гоняет до сих пор) вроде готов, а также ходили слухи о том, что до того, как окна строения были наглухо закрыты стальными листами, внутри проводили свои обряды сатанисты, с жертвоприношениями и прочим фан-сервисом. Я даже слышал историю о том, что как-то на утро посетители кладбища обнаружили склеп до самой крыши заляпанным козьей кровью. Но, судя по тому, что никаких фотографий в сети об этом инциденте не всплывало и тела мертвых животных внутри и рядом не находили, посиделки сатанистов не более чем жутковатая городская легенда. Как и потрепанная временем история о том, как один неформал забрался ночью внутрь склепа, таким незамысловатым способом доказывая себе и окружающим свое мужество, но наткнувшись на истлевшую руку, торчащую из земли, бежал с кладбища быстрее, чем закончился легендарный 2007 год. История довольно наивная, поскольку рука никак не могла оказаться в том месте, ведь захоронения в склепах, как правило, размещаются в каменных гробах на подземном этаже, зачастую замурованные в землю.

А уже правдивая история, что есть про «Дом на песке», заключается в некогда имевшим место паломничестве к этому склепу. Вскоре после постройки, архитектор, заканчивая свой проект, установил бронзовую статую Иисуса с вытянутой ладонью, направленной вниз, прямо перед входом в склеп (работа известного итальянского скульптора Романелли, кстати). И многие верующие, а также суеверные люди посчитали, что вода, стекающая по его длани, обладает целебными свойствами, поэтому они стали туда приходить с ведрами и набирать стекающую воду. Так продолжалось до 1946 года, пока московские руководители не заметили, какая ересь происходит в самом сердце атеистического государства и не убрали скульптуру Христа от греха подальше глубоко в музейные запасники. Этот экспонат не утрачен и по сей день и его можно обнаружить в музее Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре.

Как и на стенах многих других заброшенных и не очень, склепов, на стенах «Вампирки» стали появляться надписи с самыми сокровенными пожеланиями людей. Многим непонятно, откуда пошла такая, несколько отдающая вандализмом, традиция, но новые надписи появляются на стенах усыпальницы регулярно и ниже я расскажу о том, как такое явление появилось.

Усыпальница семьи Эрлангер или «Святой Эрлангер, помоги!»

Негласным же символом и самым узнаваемым объектом Введенского является семейная усыпальница Эрлангеров, чьи стены белоснежны в любое время года. Построенная вскоре после смерти наследниками «мукомольного короля» Российской империи Антона Эрлангера (владелец около 800 автоматических мельниц по всей России, а хлеб тогда ценился не меньше нефти в наши дни, да и сегодня удорожание этого продукта вызывает нервный тик у властей многих стран и беспокойство населения) семейная усыпальница, в склепе которой покоится всего одно тело – сын промышленника Александр Эрлангер, покончивший с собой в 1914 (к слову, в год постройки самого мавзолея). Самого Антона, нашедшего покой где-то недалеко от усыпальницы. перезахоронить в мавзолее не успели – началась Первая Мировая, затем грянула революция и члены семьи разъехались кто куда, а могилы их предков, похороненных в Москве, включая место захоронения самого Антона, большевики сравняли с землей.

В советское время склеп пришел в запустение, но в 1990-е годы на кладбище поселилась подвижница по имени Тамара, которая поставила себе цель во что бы то ни стало восстановить часовню: она построила рядом с руинами шалаш, и день, и ночь жила на кладбище и очищала склеп и часовню от скопившегося мусора, а также собирала пожертвования на ремонт мавзолея. Когда страна стала жить несколько сытнее и про то, что на этом кладбище есть произведения искусства и кому попало шляться внутри после захода солнца не стоит, вспомнили чиновники, женщину с кладбища вежливо попросили милиционеры, шалаш в котором она жила сломали, а с тех пор ходит множество слухов, что Тамару видят на разных кладбищах с медной кружкой для пожертвований, висящей у нее на груди, просящей подать ей на восстановление часовен. Этот миф легко развеивается тем, что личность женщины установлена, ее звали Кронкоянс Тамара Павловна и она умерла в 2019 году, и обрела покой на том же самом Введенском кладбище – ее могила находится не так далеко от мавзолея, средства на который она так долго собирала.

Сейчас часовня действует, в ней проходят службы, а сама она стала самым известным объектом на территории кладбища. А из-за деятельности легендарной Тамары (про нее написано много очерков и даже снят документальный фильм, и вообще, почитайте о ней в интернете – там уже не разберёшь, что она действительно сделала, а какую часть её биографии просто выдумали) этой часовне стали приписывать чудодейственные свойства.

Среди народа появилась молва, что все желания, написанные на стенах часовни, подлежат исполнению. Поэтому уже не первый десяток лет, белоснежные стены мавзолея покрывают надписи с пожеланиями и обращениями к богу, к Эрлангеру (которого именуют святым, хотя таковым он быть не может по определению) и его семье (напомню, единственный кто там похоронен – самоубийца, что очень иронично, учитывая как в православии относятся к подобным грехам). Когда я гулял по погосту и как раз собрался сделать пару фотографий мавзолея, передо мной появилась зрелая пара – мужчина с женщиной, которые, настороженно оглядываясь по сторонам (я сделал вид что мне этот объект не интересен и я вообще пришел посмотреть на снег под ногами), подошли к стене усыпальницы, сделали какую-то надпись и также осторожно удалились, загадочно улыбаясь. А ведь этот объект имеет статус культурного наследия и за его порчу можно и ответственность понести, но это людей не останавливает от правонарушения даже посреди солнечного дня, насколько сильна слава этого места.

По аналогии с этим мавзолеем, подобные пожелания появились на многих других склепах, что были на фотографиях выше, но они не так бросаются в глаза, как надписи на белоснежных стенах усыпальницы Эрлангеров. Пожелания довольно разнообразны: кто-то просит исцелить от тяжёлой болезни, другой просит здоровья для своих детей, есть те, кто желает встретить любимого человека, кому-то нужно получить испанскую визу или продать земельные участки, мне встретилось даже кое-что забавное и я не удивлюсь, если это кто-то написал действительно ради хохмы. Но одной из самых частых записей была просьба у высших сил хорошей работы или денег. Да, банально и просто. Лет в 18-20, на волнах юношеского максимализма, я бы их пожелания осудил, посчитав недостойными и жалкими, но сейчас я понимаю, что низкий уровень жизни у огромного количества наших сограждан, это суровая реальность и люди готовы ухватиться за любую соломинку, чтобы начать наконец жить, а не выживать. Я даже не осуждаю их за порчу исторического здания: в конце концов московский бюджет резиновый, а стены белить можно дешевле и чаще, чем класть плитку в центре столицы, а людям глядишь и легче будет, думая, что кто-то там, вне мира нашего, принял их крик о помощи, будь это бог или «святой Эрлангер».

Бойцы, что обрели вечный покой и лежат с миром

Ремарка про посещение территории Франции была не шуткой – посещая братскую могилу французских воинов наполеоновской армии, умерших в Москве в 1812 году, юридически вы находитесь на территории Французского государства. За обелиском и захоронением под ним ухаживают французские власти, в частности, сюда не редко заходят французские делегации, посещающие Россию, а также сотрудники дипмиссии. Памятник выглядит достаточно интересно из-за пушек, вкопанных в землю по периметру братской могилы и выполняющих роль столбов для ограды. Поговаривают, что пушки – настоящие.

Обелиск погибшим в Москве французам в 1812 году
Обелиск погибшим в Москве французам в 1812 году

Чуть в стороне захоронены останки (на самом деле настоящих могил там осталось только две, принадлежат они летчику, старшему лейтенанту Бруно де Фальтану и механику Сергею Астахову, которые погибли в одном самолете и родные не решились их разлучать после смерти, остальные захоронения – кенотафы, останки других французов перезахоронили на родине) «хороших» французов – летчиков французского истребительного авиационного полка Нормандия – Неман, которые входили в состав ВС СССР и погибших в воздушных боях с пилотами нацистской Германии в 1943-1945 годах.

После посещения этих могил я всем говорил, что был на выходных на французской земле и ведь не врал же.

Захоронения наших бойцов, павших во время Бородинского сражения в рамках Отечественной войны 1812 года также есть на этом кладбище. Прах покоится под обелиском в их память, находящимся на главной дорожке кладбища, куда легко дойти от любых ворот, ведущих на погост.

Обелиск в память о воинах Русской армии, погибших на Бородинском поле
Обелиск в память о воинах Русской армии, погибших на Бородинском поле

Останки бойцов перенесли в самый центр кладбища с места строительства школы на Кутузовском проспекте, где, в свое очередь, располагалось ранее Дорогомиловское кладбище, снесенное коммунистами. Куда до этого перенесли прах с самого Бородинского поля, причем хоронили в той братской могиле как русских, так и французов. Есть аргументированное мнение археологов, что останки принадлежать русским солдатам Отечественной войны и вовсе не могут, но символического значения обелиск от этого не лишается.

Также, на этом кладбище можно найти братскую могилу немцев, погибших в российском плену в Первой Мировой Войне и захоронения бойцов РККА, погибших уже в Великой Отечественной. Смерть всех примирила и сделала равными – какой, казалось бы очевидный, но такой глубокий вывод.

«Остров мертвых»

Любители готики не смогут пройти мимо такой красоты. Под этим памятником находятся могилы Джорджа Лайена и его русской родственницы. Не могу блеснуть эрудицией, даже несмотря на Google под рукой – понятия не имею, кто это такие. Но колонны с картиной посередине выглядят очень красиво и даже романтично – какие-либо мысли о вечном сразу отходят на второй план. Хотя где-то я что-то подобное уже видел. Не на Лютеранском ли кладбище в Петербурге? И еще удалось запечатлеть это строение с почти таким же оттенком неба, который мы наблюдаем на картине. Да, на ней цвета насыщенней, но на то это и произведение искусства. Картина, которая изображена в центре арки – «Остров мертвых», один из пяти вариантов написанных Арнольдом Бёклиным, известным швейцарским художником. И не зря эта картина порождает ощущение дежавю – это очень популярный сюжет «загробной» тематики и часто встречается на европейских кладбищах.

Самая мрачная история Введенского кладбища, которая на самом деле вызывает не страх, а грусть

Эта композиция по-своему привлекательна, даже не смотря на то, что увековечила память об усопшей семье. Но от легенды, повествующей о том, как погибли эти влюбленные, кровь стынет в жилах. По традиции, сложившейся в этой статье, сначала изложу миф, а затем не очень интересную, но обыкновенную правду.

В этом месте похоронена семейная пара, «швейцарские москвичи» Леон и Софи Пло. Он торговал металлами и сильно поднялся на строительстве железных дорог, а у нее был свой перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Леон был куда богаче своей супруги, а Софи была известной на всю Москву красавицей и старалась не пропускать ни одного светского мероприятия. Ходили слухи, что Леону регулярно приходилось примерять рога в результате активных похождений его супруги. И, в какой-то момент, супруг тронулся головой и однажды пришел к резчику по камню с хорошим по деньгам заказом – Леон просил вырезать композицию, изображающую фигуру молодой девушки, спешащей на свидание к любовнику и держащую в руках розу, с которой сыплются лепестки (та самая скульптура, что на фото). Спустя какое-то время, когда заказ был исполнен, Леон с особой жестокостью убил Софи и не в силах выдержать тяжести того, что он сделал и не желав жить с этим грузом, он убил себя, инсценировав смерть так, что нашедшие тела люди, а также правоохранители решили, что пара скончалась по естественным причинам. Похоронили их в один день на Введенском кладбище и оставшуюся композицию решили воздвигнуть над их захоронением.

Официальная версия выглядит куда проще и достаточно актуальнее в наши ковидные времена. Леон подхватил грипп и получил серьезные осложнения, а Софи, хоть и была, по слухам, неверной супругой, все же любила своего мужа и сидела у его постели круглосуточно, поднося ему пить, есть и отгоняя домашнюю прислугу. Это привело к тому, что она сама заразилась гриппом и умерла следом за своим супругом. А заказали и установили композицию их безутешные дети.

Есть еще версия, которая не является официальной, но и не настолько фантастичная, как первая, которая сообщает о том, что они умерли от «испанки» – предыдущей массовой вирусной пандемии, только года совершенно не сходятся. Супруги покинули этот свет в 1905, судя по цифрам, выбитым на надгробии, а пандемия Испанского гриппа вспыхнула в 1918 году.

Тем не менее, композиция очень романтична и никогда не скажешь, что у возлюбленных могли быть какие-то проблемы в семейной жизни, однако даже по состоянию на год написания этой статьи, мы продолжаем цитировать сплетни ушедших лет. К слову, когда-то давно розу у статуи девушки спилили и унесли в неизвестном направлении, но посетители кладбища регулярно вставляют ей в руку живую розу и следят, чтобы она не успевала увядать.

А вот такие ворота находятся с обратной стороны кладбища и встречают/провожают посетителей. Я бы назвал это направление из-за выбора цветовой гаммы «нежной готикой».

Несмотря на то, что это кладбище одно из самых малых по площади на территории Москвы, обойти его за один день невозможно. Но при этом на нем огромное количество разных произведений искусства, характерных для западной Европы: от каменных ангелов, до готических склепов и если вы любите архитектуру, а в особенности готику, историю и пешие прогулки, то этот погост крайне рекомендуется к посещению, тем более, что он теперь в хорошей транспортная доступности, благодаря открытию станции метро «Лефортово».