Кьяроскуро (от ит. chiaroscuro – светотень) – техника живописи, в которой основное место занимает контрастная игра света и тени. Возникновение этой уникальной манеры письма связывают с именем известного итальянского живописца Микеланджело Караваджо. Караваджо действительно часто использовал эту технику в своей живописи для достижения большего драматизма. Но истоки её уходят корнями в Древнюю Грецию.
Приёмы, где яркий свет противопоставляется плохо освещённым, затемнённым предметам и фигурам, использовались ещё в произведениях античного искусства. Однако широкую известность данное направление получило лишь в эпоху Возрождения и во времена Барокко. Большими мастерами этой техники также считались Жорж де Латур, Питер Пауль Рубенс и Рембрандт Харменс ван Рейн.
В отличие от художников, отдавших в то время своё предпочтение технике сфумато, мастера кьяроскуро избегали плавных переходов и размытых цветовых границ. Главной особенностью их творчества была чётко очерченная грань света и тени. Центральные элементы композиции, как правило, были наиболее ярко освещены. Автор таким образом нарочно делал акцент на самом важном. Оно представало перед зрителем будто бы под светом фонаря. При этом всё остающееся в тени требовало ничуть не меньше внимания. Ведь чтобы хорошо разглядеть в коричневых и чёрных тонах угадывающиеся силуэты, нужно напрячь зрение и подключить воображение.