Зимним днем или вечером в ожидании праздника так хочется немного волшебства. Но ведь никто не отменяет ежедневной подготовки к экзамену, особенно настолько трудному, как ЕГЭ по литературе. Так, может, стоит подобрать для подготовки темы, которые помогут создать определенное настроение. Например, образ зимы, метели в литературе.
Зима всегда пользовалась особой любовью у писателей и поэтов XIX – XX веков, в каждом произведении наполняясь новым смыслом или продолжая общую традицию. Поговорим сегодня о поэзии. В центре нашего внимания будут стихотворения П.Вяземского «Метель», А.Пушкина «Зимний вечер», М.Лермонтова «Метель шумит», Б.Пастернака «Зимняя ночь».
Общий вопрос. Кто из русских поэтов обращался к образу метели (снега) и в чем эти произведения могут быть сопоставлены?
Прежде всего, давайте вспомним структуру ответа (Более подробно об этом читай статью «Готовимся к ЕГЭ по литературе. Сквозные темы» )
1. Образ метели (снега) в русской поэзии
2. Назвать поэта, его стихотворение, найти точки соприкосновения для анализа, описать
3. Найти общее и различное в двух стихотворениях, проанализировать, как представлен образ, какие художественные средства использованы для создания образа; выяснить, какую роль играет в стихотворении образ метели или как ее воспринимает лирический герой.
4. Назвать второго поэта, его стихотворение, найти точки соприкосновения для анализа, описать
5. Найти общее и различное в двух стихотворениях, проанализировать, как представлен образ, какие художественные средства использованы для создания образа; выяснить, какую роль играет в стихотворении образ метели или как ее воспринимает лирический герой.
6. Сделать вывод
Мотив метели, снега ввел в русскую поэзию П. Вяземский, создавший стихотворение «Метель».
Прочитаем его, обратив внимание на выделенные курсивом слова.
Степь поднялася мокрым прахом
И завивается в круги.
Снег сверху бьет, снег веет снизу, Нет воздуха, небес, земли; На землю облака сошли, На день, насунув ночи ризу.
Пойдешь вперед, поищешь сбоку,
Всё глушь, всё снег, да мерзлый пар.
И божий мир стал снежный шар,
Где, как ни шаришь, всё без проку.
В метель в степи попадает путник, он оказывается не просто во власти природной стихии – приближается к собственной гибели («Где, как ни шаришь, всё без проку»), потому что метель олицетворяет бесовскую силу.
Художественные средства.
1) Смешение стилей - разговорные слова, типа «насунув», «шаришь», употребляются вместе с книжными «прахом», «ризу», «божий мир». С какой целью Вяземский это делает?
2) Гипербола при описании разгула стихии – «снег сверху бьет, снег веет снизу», «нет воздуха, небес, земли; на землю облака сошли», «всё глушь, всё снег», «и божий мир стал снежный шар».
3) Олицетворение при описании природы, природа наделяется человеческими чертами, способностью вмешиваться в нашу жизнь – «на землю облака сошли, на день, насунув ночи ризу».
Лирический герой прямо не показан, опосредованно, через восприятие бури
Возьмем для сопоставления стихотворение А. Пушкина «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Начало стихотворения – это описание вьюги, к которой прислушивается лирический герой, находящийся в это время в доме. В этом заключается главное отличие двух стихотворений: что бы ни происходило во дворе, лирический герой Пушкина в безопасности, хоть и сама лачужка «ветхая». В связи с этим образ домика, избушки приобретает здесь важную смысловую нагрузку – именно он как бы противостоит разгулу стихии.
Художественные средства.
1) аллитерация (звукопись) – повтор звука «З-С» для передачи звука бури.
2) Олицетворение представляет бурю вощим зверем то плачущим ребенком– «завоет», «заплачет», «зашумит», «застучит».
3) Сравнения подчеркивают олицетворение бури. 4) Большое количество глаголов передает разнообразные движения бури.
Лирический герой, как и в стихотворении Вяземского, введен опосредованно. У Пушкина центральный персонаж – «старушка», «добрая подружка бедной юности», которая скрадывает одиночество лирического героя, помогает переживать разгул стихии.
Метель как бесовская сила выведена Пушкиным в другом стихотворении – «Бесы».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..»
– «Нет мочи: Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы.
Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон – теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали…
«Что там в поле?»
– «Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Реальной картине поездки ямщика и путника противопоставлена потусторонняя картина разгула стихии, метели, вьюги, напоминающей разгул именно бесовских сил. Причем сами потусторонние силы становятся героями стихотворения: «закружились бесы разны», «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают», «мчатся бесы рой за роем». Автор акцентирует внимание на путниках и лошадях, подчеркивая, что странники сбились с дороги – с пути , - им страшно (отсюда и лексический повтор («страшно, страшно поневоле»). А кони – самый чуткий ориентир, по ним и определяем состояние ездоков (Проследи это по тексту стихотворения!) Не менее важен колокольчик, который как будто берет на себя охранную функцию, поэтому мы его даже слышим («динь-динь-динь»).
Художественные средства.
1) Лексический повтор – «мутное», «мутна»; «еду, еду», «страшно, страшно».
2) Олицетворение – «вьюга плачет», «вьюга злится».
3)Сравнение – «невидимкою луна», бесы «будто листья в ноябре».
4) Риторические вопросы и восклицания
Лирический герой напуган разгулом стихии, что неоднократно подчеркивается лексическими повторами, его путь к дому осложнен.
Метель как символ обреченности будет в стихотворении М. Лермонтова «Метель шумит и снег валит».
Метель шумит и снег валит,
Но сквозь шум ветра дальний звон
Порой прорвавшися гудит;
То отголосок похорон.
То звук могилы над землей,
Умершим весть, живым укор,
Цветок поблекший гробовой,
Который не пленяет взор.
Пугает сердце этот звук
И возвещает он для нас
Конец земных недолгих мук,
Но чаще новых первый час…
Достаточно мрачное стихотворение, даже выбор художественных средств передает общую безнадежность. Здесь и «отголосок похорон», и «звук могилы», и «цветок гробовой». Метель не преображает все вокруг – а губит, поэтому предвещает она не конец «земных мук», а начало новых.
Самое, пожалуй, красивое, напевное стихотворение – «Зимняя ночь» Б. Пастернака.
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.
На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
Основной принцип построения – антитеза: снежной стихии – «во все пределы» - противопоставлена ОДИНОКАЯ свеча. И света от нее хватает, чтобы выстоять, несмотря на холод и бесконечность пространства. Свеча эта становится символом надежды, любви, счастья, согревающего и озаряющего собой все вокруг.
Художественные средства.
1) Гипребола для передачи бескрайности, бесконечности – «мело, мело по всей земле, во все пределы»
2) Детали – создание «теневых элементов» - символ любви: «скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья», падали два башмачка со стуком на пол», воск «на платье капал».
3) Рефрен – «мело, мело», «свеча горела».
Композиция кольцевая, однако последняя строфа немного изменена: обращение к февралю словно знаменует собой конечность зимней бури. При этом важно то, что свеча по-прежнему горит, словно утверждает победу любви, весны над зимой, жизни над смертью.