«Я скучаю по такой редкой сегодня и такой увлекательной прозе про жизнь», - пишет Марина Замотина в своей книге о прозе Марка Казарновского.
Марина Замотина – литератор и журналист, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры, автор многих книг, литературный критик и общественный леятель. В 2005 году по инициативе М.А. Замотиной и члена Правления С.Н. Лебедева был создан Совет по публицистике, науке, культуре, творчеству, успешно работающий по настоящее время. А в 2009 году по инициативе М.А. Замотиной и писателя В.Ф. Дружинина в Центральном доме литераторов стали проводиться «Круглые столы» под общим названием «Философские диалоги». По итогам этих встреч был подготовлен сборник статей. В 2012 году она начала публиковаться в альманахе «Путешествия по России». Ее статьи и обзоры, в первую очередь посвященные истории Москвы и путешествиям по российской глубинке, пользуются популярностью среди читателей.
А еще Марина Замотина не понаслышке знает про писательский труд. Она сама автор блестящего пересказа доя детей "Повести Временных лет".
Главное качество М.А. Замотиной – абсолютное чувство меры в словах, отношениях, поступках. М.А. Замотиной неоднократно отмечалась дипломами и грамотами различных общественных организаций, а также орденами и медалями писательских объединений, в том числе медалью А.С.Пушкина, медалью Н.С.Гумилева.
Одна из последних книг Марины Замотиной - «Миражи и были Марка Казарновского» - посвящена творчеству коллеги. Творчество Марка Казарновского известно далеко не всем, что несправедливо, как пишет Марина. Его книги невероятные и уникальные, но вместе с тем в них есть документальность: «это и жизнь еврейских местечек, и история военных летчиков 20-30-х годов 20 века, и неизвестные страницы Великой ответственной войны".
Марина Замотина в самом начале книги делает очень красивый ход: определяет жизнь и творчество своего героя цитатой другого писателя - Евгения Богданова: "Сердце писателя - это точка, в которой сходятся все конфликты жизни. Ибо через одну точку можно провести бесчисленное количество прямых".
В книги рассказывается далеко не все произведениях Казарновского. Его библиография обширна, а Марина Замотина берет для анализа 14 книг, о которых ранее не писалось ничего. Эти книги выпущены с 2002 по 2018.
Марк Казарновский – человек, в котором с лёгкостью уживается кандидат биологических наук и хулиган-романтик. Как пишет во вступление автор: «он ироничен, но не зол. Наблюдателен, но не чванлив». А «для прозы Марка Казарновского характерно емкое сравнение, очень точное и немногословное».
И начать Марине хочется с самого начала, с «первенца» писателя, с книги «нечаянные записки». Здесь только "исток", поскольку книга самим автором считается просто записками и воспоминаниями о друзьях и близких. И то Марк Казарновский иронизирует по этому поводу и говорит, что поддался уговорам. Но вместе с тем, он задается вопросом, столь важным доя каждого писателя: "А будут ли его читать?" Марина Замотина на этот вопрос отвечает сразу же: «Будут. Если книжки найдут». Не просто же так автор «нечаянных записок» вспоминает поговорку: «Любое произведение литературы, как и любая водка, своего потребителя найдут».
Из всей книги Марине Замотиной больше всего приглянулся последний рассказ «Когда приходит успех, или Сон в летнюю ночь» - из-за того, что близок он больше всех автору рассказов, да и «хорошо иллюстрирует стилистические изыски».
После «нечаянных заметок» появилось два сборника рассказов, но небыстро они писались. Один сборник был написан за четыре года (2001 - 2005), а второй - за два (2006 - 2007). И в своей прозе придерживается, как замечает Марины Замотина, формулы Юрия Полякова: «Мой личный опыт соотноситься с моей прозой, как танец танцора соотноситься с танцем, который он исполняет».
При этом критик делает упор на то, что «многие рассказы Марка Казарновского кажутся абсолютно автобиографичными».
Особняком же в творчестве Марка Казарновского стоит книга, выпущенная в 2008 году, «Академик Владимир Дмитриевич Кузнецов». Она написана по его запискам «Мой путь в науку», и повествуется, как считает автор от лица, самого академика, а вклад Марка Казарновского « компилятивен и невелик». Но даже эта неполная биография поможет молодым ученым любых направлений, считает автор. Ведь «Владимир Дмитриевич Кузнецов продолжает жить в трудах своих учеников и последующих поколений".
Марк Казарновский любит пококетничать, и делает это во многих книгах, как отмечает Марина Замотина, «он остается верен себе». А кокетничает он порой всю на ту же тему - «Не графоман ли я?». Вопрос этот прозвучал в самой первой книге и продолжает звучать и в «Дымке от папирос». Название взято из песни 1930-х годов, как пишет во вступление автор, говоря, что дымок все уносит, а остается после него грусть, но и радость присутствует тоже. «Ведь она продолжается, эта непонятная, суетливая, горькая и радостная – жизнь». Главный герой, как и раньше, довольно прост, но именно этой простоте поражается писатель и читатель. Писать одновременно легко и глубоко часто бывает сложно, но не Марку Казарновскому.
На примере «Избранных рассказов» с унылой обложкой Марина Замотина показывает, как легко можно обмануться: сразу думается, что какова обложка, таковы и рассказы. Но «первое впечатление оказалось не просто обманчивым, а обманчивым с точностью наоборот!» Рассказы из этого сборника увлекают и завораживают, и именно по такой прозе скучает Марина Замотина. А порой она настолько погружалась в рассказы, что ей казалось: именно она «поднимается по каменной, винтовой, довольно крутой лестнице». Все, что написано Марком Казарновским, «звучит убедительно, по-доброму».
При чтении его прозы возникает и сочувствие-сопереживание, и, конечно же, чувствуется доверие автора к читателю. И опять же, как пишет Марина Замотина во вступлении: «У Казарковского нет разницы, где живет герой», и с каждым рассказом и книгой это становится очевиднее.
Следующая книга «Там, за поворотом…» получила большой, гневно-эмоциональный «разговор». Марины Замотиной замечает острым критическим взглядом невнимательность корректора и редакторские недочеты: «Падежи, времена… Повторы!. Вроде как и пустяки, но при удивительной изящности авторской иронии это режет слух». Несуразности начинаются даже не с совершенно непонятной аннотации, а с обложки, не соответствующей содержанию.
Что де касается самой книги, как пишет автор, ее не покидало странное ощущение: на протяжении 4-х частей книги все герои как будто хотят как можно быстрее уехать и не возвращаться, ведь это «лучше подохнуть здесь, чем получить пулю где-нибудь на Гороховой». В целом «три симпатичные главы возвращают читателя в наше прошлое, которое хоть и принадлежит конкретному лицу, но ощущается как свой собственный мир».
И не первый раз подчеркивается полное доверие как и автора к читателю, так и наоборот.
Случайны ли совпадение или такого не может быть априори? Марк Казарновский уверен, что все случайно, пытается убедить в этом и читателя.
Часто прозу Марка Казарновского считают автобиографичной, ведь и вправду она «близка к документальным воспоминаниям».
И очередная книга «Еврейское счастье Арона-сапожника (сапоги для парада победы)» - снова рассказ о человеке, о его жизни, «о жизни простого человека». Но в это раз история «все-так личная», хоть герой не похож на своего автора. Здесь много искренности, эмоций и переживаний, да таких, от которых может защемить сердце. А фраза «Позвонить маме» произвела сильное впечатление на Марину Замотину еще в самом начале повествования. Отмечает критик и точную по искренности и выразительности фразу в самом конце повести о Ароне-сапожнике: «Что бы мне хотелось перед смертью? Просто хорошо заваренного горячего сладкого чая». И как и Марине Замотиной, и Марку Казарновскому, нам хочется, чтобы все было хорошо.
Есть еще в творчестве писателя особенная книга, которая не похожа ни на одну из прошлых – «Из жизни военлета. 1920-1940 годы. И другие истории». Хоть и написаны годы, книга начинается с переломного момента в нашей отечественной истории, - с 1917 года. Этот год помог героям Казарновского выбраться из провинциальных местечек и «изучить политэкономику и военное дело».
Как и у Марины Замотиной, у нас возникает вопрос, как так вышло, что автор - ученый-биолог, а «взялась история военного летчика". Ответ можно дать почти сразу, все оттуда же, из жизни, ведь автор пишет в предисловии «многое в повестях не только на фантазии автора». Кроме самой и истории летчика, нас поразят «вклейки с фотографиями из личного архива автора».
Все произведения писателя читаются легко и настолько увлекательно, что часто непонятно, описывает ли Марк Казарновский случаи из своей жизни или же не из своей. «Но ведь это не так важно?»
Марк Казарновский всегда был «честен и перед собой, и перед читателем».
Как отмечает Марина Замотина, в отличие от многих, Марк Яковлевич живет без слова «почти». И книга самой Марины Анатольевны - лучшее тому подтверждение.
(С) Ангелина Бржевская