Кен Фаулер отправляется в уникальный парусный поход, объезжая все острова Англии и Уэльса на небольшой 4-метровой парусной лодке, и попутно знакомится с интригующими историями островов.
Забавно, как маленькие идеи в жизни часто превращаются в большие дела. То, что начиналось как парусный поход вокруг одного уединенного острова в 2015 году, теперь превратилось в поход вокруг всех островов Англии и Уэльса - по последним подсчетам их более 200 островов! Так как же возникла эта #парусная одиссея и каково это - преодолевать сложности британского побережья на 4-метровой парусной лодке?
В 2015 году мне исполнилось 50, и, что более важно, это был момент, когда я прожил большую часть своей жизни без отца, чем с ним. Он умер от рака, когда мне было всего 24 года. Чтобы почтить его жизнь и отметить эту веху, я ходил на лодке Laser вокруг острова Уайт, собирая средства на #исследования рака и для хосписа Окхэвен в Лимингтоне. Во время того 72-мильного приключения я собрал более 3000 фунтов стерлингов и, что самое удивительное, оно же принесло мне номинацию на национальную награду в области парусного спорта. Хоть я и не выиграл ту награду, второе место было фантастическим достижением и, казалось, послужило катализатором для многих людей, которые обращались ко мне с вопросом: «Каким будет следующее приключение - парусный поход вокруг Британии?»
Эта идея вызвала у меня интерес, и после некоторых исследований мне действительно захотелось испытать себя в таком приключении, но из-за работы на полную ставку и семьи это было просто невозможно. Поэтому вместо того, чтобы идти вокруг Британии, я сузил свой маршрут до похода от Лэндс-Энда до Джон О Гроутс (Джон О Гроутс - деревня в 2,5 милях к северо-востоку от Канисбей, Кейтнесс, на крайнем севере Шотландии. - Прим.ред.) на своей маленькой лодке! Это 865-мильное путешествие должно было быть выполнено за 31 день, так как это все, что я смог организовать на работе. Так родилось название похода - “Race to Scotland”.
Отправление
После 18 месяцев подготовки я наконец отправился в парусный поход из Лендс-Энда 7 мая 2017 года на лодке Yoda, моей 4-метровой 30-килограммовой лодке RS Aero. Это было приключение, полное взлетов и падений, в котором погода постоянно мешала моему продвижению на север. Первые несколько дней были связаны с немалыми трудностями: несезонный северо-восточный ветер проявился в 138-мильной “парусной битве” около северного побережья Корнуолла и Девона. По мере того как путешествие продолжалось, сложности не уменьшались: то пришли туманы, то учения с атомной подводной лодкой, то гигантские водовороты, часы ручной гребли и странных #спасательных операций береговых властей RNLI! В конце концов, испытания закончились всего в 40 милях от деревни Джон О Гроутс (John O Groats). Однако, настоящая цель приключения состояла в том, чтобы попытаться собрать 50 000 фунтов стерлингов для двух благотворительных организаций. Это была колоссальная цель, и благодаря щедрости многих людей мы собрали удивительные 37 000 фунтов стерлингов.
Чтобы собрать оставшиеся 13 000 фунтов стерлингов, мне потребовалось еще одно испытание, и тогда появилось название Yodare (по имени моей лодки Yoda и «You Dare»). Испытание Yodare было вдохновлено моим первым приключением и тем фактом, что на “Race To Scotland” я прошел мимо большого количества островов. Я решил поставить перед собой задачу обогнуть как можно большее число островов. Острова западного побережья Шотландии поражали своей красотой, но их удаленность от моего дома и огромное количество - примерно 900 - означало, что обойти их все для меня было недостижимой задачей. При этом, например, все острова Англии и Уэльса насчитывали меньшее количество, и это давало надежду на достижение цели. После обширных изысканий я обнаружил, что нет четкого определения того, что такое #остров, поэтому первое, что мне нужно было сделать, это дать это определение!
Я остановился на критериях, согласно которым «”остров” должен быть постоянно виден во время прилива и иметь длину не менее 30 метров» - иначе я бы гонялся за каждым камнем в море! Определив эти критерии, я обнаружил около 183 “островов”, что намного больше, чем я предполагал, учитывая требуемые 1000 миль для успешного обхода их всех. Но цель была поставлена - стать первым, кто обойдет все острова Англии и Уэльса на парусной лодке. Как ни странно, никому другому такое в голову не приходило.
Переходы вокруг островов кажутся простыми, но это сопряжено с множеством проблем, включая поиск точек старта, приливы, мосты, дороги, а также обычные сложности переходов около береговых линий. Часто поблизости даже не находилось гавани или стапеля. Использование веб-ресурса “Google Планета Земля” помогало мне определять пляжи и бухты с доступом к дорогам. Северное побережье Корнуолла было одним из наиболее сложных районов, поскольку здесь явно не хватало безопасных гаваней.
К выходу в открытое море на 4-метровой лодке нельзя относиться легкомысленно, и безопасность всегда в центре моего внимания. Бывают дни, когда, несмотря на то, что я мог проехать сотни миль, мне приходилось отказываться от плавания из-за погодных условий. Это всегда расстраивает, потому что означает еще одно долгое путешествие, чтобы повторить попытку обхода острова в другой день. На борту Yoda у меня есть GPS-навигатор Garmin для навигации, PLB (персональный радиомаяк), УКВ-радио и электронная сигнальная ракета. Это может показаться излишним на коротких островных переходах, но никогда не знаешь, что принесет каждый день, поэтому лучше отправляться полностью экипированным.
Помимо того, что острова предлагают вызов парусному спорту, они приносят с собой интригующие истории, начиная от Острова Мертвеца в устье Медуэя, где гробы буквально всплывают на поверхность, до острова Хильбр, где спасательным шлюпкам приходилось либо перемещаться на лошадях, либо сначала добраться до спасательной станции, прежде чем начать спасение. Когда я узнаю об островах перед каждым обходом, я нередко нахожу заброшенные фортификации из прошлого или контрабандные пляжи.
Интригующие истории острова
Грейт-Мьюстоун в Девоне олицетворяет эти истории. В 1700-х годах мелкий преступник Сэм Уэйкхэм избежал отправки в Австралию и вместо этого был брошен на Грейт-Мьюстоун на семь лет, поскольку так показалось дешевле для местного совета!
Спустившись на воду с пролива Плимут и сообщив о 25 узлах на волноломе, я обогнул остров Дрейка, а затем покинул убежище в гавани в поисках Грейт-Мьюстона и острова Бург. Погрузившись в большие волны и постоянно усиливающийся ветер, я вскоре заметил возвышающуюся вершину Грейт-Мьюстоуна, уединенного дома заключенного обитателя, смотрящего на меня сквозь стены брызг. После пяти часов битвы с волнами я наконец обошел последний остров того дня, остров Бург, с его отелем в стиле ар-деко, где Агата Кристи написала несколько своих самых известных романов.
Море вокруг острова создает двойные пересекающиеся волны, когда прилив движется с обоих направлений. Когда вы спускаетесь по волне, другая волна идет прямо на вас с противоположного направления, - и это очень сбивает с толку.
Преимущество приливов
Остров Мерси в Эссексе был очень сложным островом для обхода, особенно потому, что он соединен с материком дамбой с двухполосной асфальтированной дорогой! Несмотря на это остров является местом проведения ежегодных парусных гонок, в ходе которых лодки участников во время высоких весенних приливов переносятся армией местных добровольцев через дорогу. У нас не было ни армии добровольцев, ни самого большого весеннего прилива. Когда я смотрел на канал во время отлива, все, что я мог видеть, это ручей воды, окруженный чем-то вроде участка грязи. Я просто не мог себе представить, что этот ручей действительно пригоден для плавания. Отправляясь в устье Блэкуотер, я скоро миновал единственного виндсерфера. Когда я повернул на север и запад, в пролив Пайфлит, вода отошла, и поросший тростником канал начал сужаться. Когда я приближался к дамбе, я постоянно крутил галсы, чтобы оставаться в узком канале. Он был настолько узкий, что продвижение на одном галсе дольше пяти секунд означало неминуемое приземление на всасывающую грязь. Наконец дорога была достигнута, где Ян и Джейн, моя команда поддержки в тот день, помогли поднять Yoda мимо озадаченных автомобилистов, мчащихся по дороге B1025. Еще 38 галсов на другой стороне дамбы, и, наконец, Yoda вернулась к точке в Западном Мерси, еще один остров был охвачен и еще 13 миль добавились к общей дистанции “островного” путешествия.
Уик-энд, посвященный парусному спорту в Кенте, обеспечил разнообразные испытания вокруг покрытых болотами островов в устье Медуэя и даже привело к участию в настоящей гонке вокруг острова - гонке “Isle Of Sheppey”. Острова Медуэя представляли собой сплошной лабиринт, и я никогда не был так рад тому, что GPS-навигатор Garmin помогает мне перемещаться по маршруту вокруг всех островов.
Я стартовал с самого длинного стапеля в Куинборо. Жуткие заброшенные #форты Форт-Ху и Форт-Дарнет были единственными признаками обитания на этих унылых островах, и я был рад безопасно обогнуть остров Мертвеца с таким зловещим названием! Обогнув к этому моменту девять островов и пройдя чуть более 30 миль под парусом, у меня даже не получалось отдохнуть, так как на следующий день был 27-мильный круг гонки Isle Of Sheppey.
Изюминкой стало то, что Yoda пришлось опрокинуть, чтобы пройти под автомобильным мостом Sheppey Way, который пересекает реку Суэйл! Никогда не припомню гонки с таким препятствием!
Хотя основное внимание в моей задаче уделялось прибрежным островам, я также включил острова Озёрного края. От порывистых ветров Тирлмера до лабиринта из 14 островов, которые составляют Уиндермир, на каждом из них оттачивались мои парусные навыки, и я часто радовался мелкой осадке моей лодки, протискиваясь через самые мелкие водные участки. Yoda, возможно, уже стала первой лодкой, которая обогнула все острова в Озерном крае (всего их 26), но основная задача - стать первой лодкой, которая обогнет все острова Англии и Уэльса.
В мои первоначальные планы на 2020 год входило более 100 островов, включая поездку на острова Силли. К сожалению, коронавирус внес существенные коррективы в эти планы, и недавняя поездка в Южный Уэльс, Девон и Корнуолл, чтобы обогнуть еще 16 островов, была единственным безопасным парусным переходом, который удалось осуществить в этом году.
В этом путешествии мы поднимались до восхода солнца, чтобы поймать прилив и обогнуть острова Торбей, дожидаясь прихода ветра почти 4 часа! Я понимал, что задача потребует много времени и терпения, но, поскольку 94 острова уже пройдены, я не собираюсь сдаваться в ближайшее время. Хотя будущее все еще остается неопределенным, я продолжаю строить планы и исследовать сложности навигации, которые привносит каждый остров, и ожидаю возможности претворить свои планы в жизнь.
Все больше и больше островов
Многие сложные острова все еще остаются, особенно те, которые расположены вокруг побережья Западного Пембрукшира, длинного округа Англси и самого дальнего от берега острова, Ланди. Ни один остров не бывает легким, и их разнообразные испытания улучшили мои навыки хождения под парусом, и я уверен, что буду продолжать это делать. Эта островная одиссея также привела меня в многочисленные места, о которых я даже не задумывался, и я по-прежнему восхищаюсь потрясающими пейзажами валлийского и английского берегов. Единственный недостаток лишь в том, что я, кажется, узнаю, что островов в реальности все больше и больше, и первоначальная цель из 183 островов теперь выросла до более чем 200 островов!
Следите за приключениями Yoda на yodare.co.uk. Там есть блог об островах, расписание будущих походов, и трекер, чтобы следить за лодкой в прямом эфире.
--------
Спасибо, что дочитали наш материал до конца!
Телеграм-канал Yachtsman Journal - https://t.me/YachtsmanJournalRussia