В третьем чтении Госдума приняла законопроект, предусматривающий исключение необоснованного применения банками права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций.
Законопроект, который ожидает одобрения Совфедом и Президентом, обяжет банки до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также содержит перечень сведений, который необходимо установить в отношении физических и юридических лиц.
Документ предусматривает основания документального фиксирования информации решения клиента об отказе от установления отношений с банком, или о прекращении отношений, если у работников возникают подозрения в том, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля.
Банк должен направлять информацию о принятом решении о документальном фиксировании по соответствующему основанию в уполномоченный орган в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия решения.
В случае непроведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в соответствии с установленными требованиями банк должен отказать клиенту в приеме на обслуживание.
Отказ в приеме на обслуживание не распространяется на случаи, когда идентификация не проводится.
Запрет заключать договор банковского счета с клиентом в случае непредставления клиентом документов и сведений, необходимых для идентификации, признается утратившим силу.
Основание для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении исходящей операции за непредставление документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с законом 115-ФЗ, исключается из закона.
То есть реализовать право отказа в совершении исходящей операции кредитные организации смогут только в случае возникновения подозрения в том, что такая операция осуществляется в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма.
Опять размытые формулировки… подозрения… что это?
Решение об отказе в выполнении в выполнении операции теперь принимается руководителем или специально уполномоченным им лицом.
При направлении клиенту отказа банк должен указать аргументированные разъяснения о причинах принятия решения об отказе.
Банк должен будет информировать клиента о времени и причинах принятия решения об отказе и такая информация должна быть предоставлена клиенту в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения об отказе.
Таки что изменилось?
Действующие в настоящий момент требования позволяют банкам самостоятельно определять, какие сведения и документы должны быть предоставлены клиентом для целей исполнения банками требований по идентификации и осуществлению внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. С правоприменительной точки зрения наличие такого перечня должно обуздать свободу действий банков.
Фиксация решения клиента отказаться от дальнейшего обслуживания в банке позволит рассмотреть конкретное обстоятельство в качестве дающего основание полагать, что сделка совершается в целях отмыва денег и, следовательно, направить сообщение в РФМ и ЦБ.
Хотя многие банки и до принятия этих поправок к 115-ФЗ рассматривали соответствующее поведение клиента в качестве подозрительного и связанного с попыткой ухода от процедур внутреннего контроля.
И главное: право отказа в совершении операции кредитные организации смогут реализовать только в случае возникновения подозрения в том, что исходящая операция осуществляется в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма. Однако критерии, на основании которых может возникнуть соответствующее подозрение, устанавливаются банком самостоятельно. Увы, законопроект не поднимает вопрос возможности запроса документов у клиента с целью выяснения экономического смысла проводимой операции.
Про обязанность информировать клиента о причинах принятия решения об отказе: фактически теперь процедуру реабилитации «отказников» закрепили законодательно. Клиент обращался в банк с запросом, ему выдавали отказ в осуществлении операции, он шел в МВК «обеляться». Новая норма устанавливает обязанность информировать клиента о причинах принятия решения об отказе вне зависимости от того, обращался ли клиент с соответствующей просьбой или нет.