Ко мне в комментарии приходили почитатели летчика Каманина с обвинениями, что я недостаточно почтительно пишу об одном из первых Героев Советского Союза. Непочтительность моя проявлялась в том, что я рассказал про его командирские решения во время операции по спасению челюскинцев, а эти решения, если рассматривать их подробно, могут показаться неоднозначными. Почитатели героя считают, что лучше очередной раз пропеть про подвиг, не особенно вглядываясь из чего он, собственно, состоял. Вердикт почитателей – автор, то есть я, не имеет никакого права оценивать Героя. Герой велик (а автор мелок), а еще одним из дополнительных признаков величия является то, что у него был сын, тоже Герой. Каманин-младший входит в список пионеров-героев, он был самым молодым боевым летчиком Второй мировой войны. Он защищал Родину, участвовал в боях, отличился, был награжден орденами. Наличие такого сына еще больше возвеличивает фигуру отца.
Я решил разобраться, что же происходило с боевой биографией Каманина-младшего. Лучше бы я этого не делал.
Начну издалека. На мой взгляд, и я думаю со мной согласится большая часть человечества, нормальным поведением взрослых является защита детей от войны. Детей нужно спасать в первую очередь, при первой возможности увозить из зоны боевых действий, максимально оберегать от любых проявлений войны. Детям на войне не место. Это в идеальном мире. В реальности дети, случается, участвуют в боевых действиях. Иногда из них формируют целые подразделения. Красные кхмеры в Кампучии создавали целые отряды из тринадцати-четырнадцатилетних подростков, в Африке в гражданских войнах тоже использовались детские отряды. Но это НЕ НОРМАЛЬНО. Современные международные конвенции прямо запрещают использование детей в боевых действиях.
Не буду вдаваться в излишнее морализаторство. Вторая мировая война была давно, она была кровопролитна и жестока, ситуации случались разные. Дети оставались сиротами, попадали в партизанские отряды, прибивались к действующей армии, появился термин «сын полка». Да, дети иногда воевали, так складывались обстоятельства.
Ситуация с семьей Каманиных была совершенно иной. Семья Героя Советского Союза полковника Николая Каманина в 1941 и в 1942 годах жила в Ташкенте в глубоком тылу. Николай Каманин командовал авиационными соединениями в Среднеазиатском округе и участвовал в оккупации Персии. Осенью 1942 года полковник Каманин получил назначение на пост командира авиадивизии на Калининский фронт, куда и отбыл. Семья осталась в Ташкенте. Никаких причин для сына попадать в действующую армию не было. Это первое, что мне не понравилось в этой истории.
Кстати, пора познакомиться с юным героем: Аркадий Николаевич Каманин родился 28 ноября 1928 года, ближе к концу 1942 года, когда отец отбыл на фронт, ему исполнилось 14 лет. Его официальные жизнеописания говорят, что еще в Ташкенте он постоянно пропадал в авиамастерских, в совершенстве знал авиадвигатели и мог работать авиамехаником. С детьми в 13 лет такое иногда случается. По дороге из школы они иногда заглядывают в ангары, где обслуживают летную технику, спрашивают: «Дяденьки, можно я буду ключи подавать?», - и постепенно осваивают ремонт любой сложности.
Короче говоря, героические жизнеописания пионера-героя сообщают, что когда он попал в действующую армию, он уже мог исполнять функции квалифицированного механика. Только эти саги опускают, как Аркадий оказался в армии. Это вроде как-то само произошло. К счастью, его отец описал это в своей книге «Летчики и космонавты», которая вышла в 1971 году. Я сначала было хотел привести глянцевую версию биографии, а потом написать, как это было в действительности, но лучше сразу перейду к сути.
В марте 1943 года Николай Каманин получает повышение. Его вызывают в Москву, присваивают первое генеральское звание и поручают сформировать новый авиакорпус, в который должны войти три авиадивизии. У генерала и командира корпуса возможностей больше, чем у полковника и комдива – генерал Каманин вызывает семью в Москву. Вот как он пишет в мемуарах:
В это беспокойное для меня время были и радостные дни. Особенно запомнилось 18 марта. В этот день в «Правде» был опубликован указ о присвоении мне генеральского звания…. Другое очень радостное событие в этот день: получил телеграмму о том, что моя семья вылетела из Ташкента в Москву. Кончилась пустота в московской квартире, а сама Москва для меня стала вдвое дороже и родней.
Немного иносказательно: «получил телеграмму, что семья вылетела», как будто она вылетела «сама», а не он организовал ее переезд, но все понятно. Кстати, и квартира в Москве у них есть.
Правда в другой главе своих мемуаров генерал-полковник пишет иначе: «На Калининском фронте, прилетев в штаб дивизии вместе с матерью, Аркадий дневал и ночевал на аэродроме…» Это несколько противоречит его же утверждению, что семья вылетела к нему 18 марта в Москву, когда он уже оставил дивизию и стал комкором, ну да ладно. Гораздо интересней окончание этой фразы: «…Аркадий дневал и ночевал на аэродроме и добился зачисления на должность моториста». Добился, это как? Спросил: «Папа, можно я буду механиком?" А потом добавил: "Ну, пожалуйста?» Или некие люди «на аэродроме» приняли его сами, без ведома старшего начальника?
Но, хорошо, добился. Если говорить точно, то Аркадия в апреле зачисляют в 423-ю отдельную эскадрилью связи при штабе авиакорпуса, которым командует Каманин-старший, и присваивают ему звание сержанта. С некоторым изумлением я узнал, что мама Аркадия, Мария Михайловна, тоже поступила на службу в этот же авиакорпус, делопроизводителем в штаб. Может быть не в прямое подчинение к мужу, но где-то недалеко. Мне неизвестно, какое ей было при этом присвоено звание. Таким образом, почти все семейство оказывается в одном месте, при штабе корпуса. Это очень удобно и очень патриотично. В московской квартире остается лишь один член семьи, младший сын Лев, которому на тот момент было 8 лет, и, возможно, лишь по этому обстоятельству ему не довелось встать на защиту родины.
Не будем отвлекаться от Аркадия. Итак, в апреле 1943 года, в возрасте 14 лет он вступает в ряды действующей армии на должность моториста в отдельную эскадрилью связи. Эскадрилья летала на самолетах ПО-2 (У-2). Далее карьера юного моториста начинает развиваться по неожиданной траектории. Сержант Каманин почему-то начинает летать на самолетах связи в качестве борт-механика и летчика-наблюдателя (!). Обе функции немного удивительны. Самолеты связи летали, в основном, между штабом корпуса, штабами дивизий, и аэродромами, на которых базировались авиаполки, ну может еще в дальний тыл по какой-либо надобности. Но все эти расстояния не очень далекие. Аэроплан У-2 машина не самая сложная. Для чего в этих полетах нужен бортмеханик, не совсем понятно. Ну да ладно. Большее недоумение вызывает вторая профессия. Летчик-наблюдатель в терминологии тех лет, это, вообще-то, штурман, а не человек, который «летит и наблюдает». Это особая специальность, которая требует обучения и знания математики, а наш герой закончил всего шесть классов и на этом прервал свое образование. Но наш пионер-герой очень способный, он быстро осваивает новые и новые профессии. У-2 считался учебным самолетом, органы управления в нем были задублированы на два места. Во время полетов, если сержант-моторист-наблюдатель Каманин был свободен от забот о моторах и вычислениях курса, летчики давали ему немного порулить. Таким образом он постепенно осваивает пилотирование. Такова официальная версия.
В следующей статье посмотрим, в какой обстановке проходило его обучение на самом деле.
Список всех публикаций на тему находится здесь...
Продолжение: Пионер-герой и его папа-генерал - часть вторая