Найти в Дзене
Про Баку

Русские монархи в азербайджанском музее

Оглавление

Число шедевров, хранящихся в Азербайджанском Национальном музее искусств, превышает 17 тысяч. Среди них немало интересных портретов исторических деятелей, в том числе и представителей русских монарших семейств. Некоторые из них спаслись лишь благодаря тому, что были своевременно перевезены в Баку.

Начнем в хронологическом порядке.

Азербайджанский Национальный музей искусств
Азербайджанский Национальный музей искусств

Пётр Первый

Выдающийся российский скульптор Марк Антокольский (1842-1902) создал немало царских монументов. Среди них — памятники императору Петру Первому в Таганроге (оригинал, установленный к 200-летию Таганрога), Петергофе, Архангельске.

Уменьшенная аналогичная скульптура стоит и в Баку.

Одна из французских, а равно и русских, легенд рассказывает о том, как во время Великого посольства молодой император Петр в Париже встретился с юным королем Франции Людовиком XV. Вопреки правилам протокола, здоровенный Пётр просто подхватил 7-летнего короля на руки. «Всю Францию на себе несу», — сказал он. Но Людовик не испугался, а сохранил монаршее достоинство.

Этот эпизод стал темой для многих живописных, графических и скульптурных произведений.

Одно из самых известных хранится в бакинском музее. Кто автор этой картины, для меня пока загадка. Под картиной подпись «Базиль». В интернете ее аттрибутируют как работу некоего Луи Эрнана. Ни о том, ни о другом художнике данных я пока не нашел.

Екатерина Вторая

Екатерина Великая считала себя наследницей первого русского императора. И в бакинском музее ее скульптура зачастую находится недалеко от Петра. Автор скульптуры знаменитый Александр Опекушин (1838-1923), тот самый, который создал московский памятник Пушкина, что сейчас стоит на Пушкинской площади.

Мать двух императоров

Сын Екатерины Великой Павел Первый не попал в нашу экспозицию. Зато можно в бакинском музее можно увидеть любопытный портрет его второй супруги — Марии Федоровны.

В девичестве она была прусской принцессой Софией Марией Доротеей Августой Луизой Вюртембергской. А стала русской царицей и матерью двух российских императоров — Александра I и Николая I.

Овдовев, царица занималась благотворительностью и рукоделием. Научилась даже работать на токарном станке.

Автор портрета — австрийский живописец Иоганн Баптист Ла́мпи Старший.

Иоганн Баптист Лампи (1751-1830) Портрет Марии Федоровны. Азербайджанский Национальный музей искусств
Иоганн Баптист Лампи (1751-1830) Портрет Марии Федоровны. Азербайджанский Национальный музей искусств

Несчастная царевна

У Царя Павла I и Марии Федоровны родилось 10 детей. Из четырех сыновей два стали русскими царями, а один (Константин) от этого титула отказался. Старшая дочь Александра Павловна не была любимой внучкой царственной бабки Екатерины. После долгих хлопот Александру выдали замуж за австрийского эрцгерцога Иосифа. Спустя два года Александра умерла в возрасте 18 лет после неудачных родов.

Автор самого знаменитого портрета Александры Павловны — знаменитый русский портретист Владимир Лукич Боровиковский. Он написал аж четыре варианта портрета несчастной принцессы. Все они немного отличаются друг от друга. Один вариант имеется в Третьяковской галерее, другой — в Баку.

Загадочные портреты

Очень интересны следующие три портрета.

В 1935 году Третьяковская галерея передала бакинскому музею три полотна, обозначенные просто как женские портреты. Спустя годы эти портреты были атрибутированы как изображения императрицы Александры — последней русской царицы, жены Николая II.

Однако и на этом «дело о женских портретах» не закончилось. главный хранитель музея Наиля Оруджева, историк по образованию, задумалась, почему на портретах царицы нет царских регалий. А порой женщина и вовсе изображена с розой — романтическим символом, а ведь это императрице не к лицу! И Наиля-ханум пришла к выводу, что на портретах — сестра Александры Федоровны, великая княгиня Елизавета Федоровна, женщина потрясающей и трагической судьбы, причисленная церковью к лику святых...

Впрочем некоторые искусствоведы с этим не согласны, так что «Дело о портретах императрицы» не закрыто. А вы как думаете?

Ещё о русском искусстве в Азербайджанском Национальном музее искусств я рассказывал здесь.

Подписывайтесь на мой канал! То ли еще будет!