Найти в Дзене
Стрельцов Роман

The Last of Us: Part 2 — игра года по версии The Game Awards 2020. Справедливое решение или происки ЛГБТ-лобби? Мнение

Оглавление

Минувшей ночью прошла игровая церемония награждения The Game Awards. Титул игры годы достался The Last of Us: Part 2 — и это вызвало целую бурю возмущения в народных массах. Но есть ли здесь повод для негодования? Продолжение приключений Элли — это лучшее, что случалось в игровой индустрии за добрый десяток лет, и в этой статье я постараюсь вас в этом убедить. Осторожно, спойлеры!

Все любят Элли

Долгие годы я был сторонником исключительно PC-гейминга, и PlayStation 4 купил только в 2017 году. The Last of Us стала для меня первой игрой на этой консоли — и настоящим откровением. Первую часть я прошёл по меньшей мере восемь раз, и каждый заход был полон удовольствия.

За множество проведённых в игре дней я искренне полюбил персонажей: злился, но всё же принял устроенную Джоэлом кровавую баню в финале, был очарован Элли, и меня ничуть не смутили нетрадиционные наклонности, которые она впервые проявила в дополнении Left Behind. Я прошёл с героями долгий путь и, пусть временами их поступки трудно было назвать ангельскими, прикипел к ним всем сердцем.

Какими бы ни были Джоэл и Элли, они стали нашими друзьями — со всеми их внутренними противоречиями. Поэтому каждое мгновение, проведённое в сиквеле, наполняет особый смысл: ведь это же, чёрт возьми, продолжение истории любимых персонажей! И цепляет оно гораздо сильнее любой другой игры.

Геймплей

Первая часть до сих пор остаётся одной из лучших игр в истории, а продолжение лишь углубляет и расширяет её: новые враги, оружие, способы передвижения, открытые локации... Взять хоть противников: собаки кардинально меняют привычный расклад на поле боя, сталкеры превращают игру в настоящий хоррор, а столкновение с «крысиным королём» — и вовсе один из самых жутких и напряжённых моментов в игре.

-2

Под стать врагам и свежие средства борьбы с ними. Вроде мин, с которыми можно почувствовать себя настоящим Джоном Крамером, спокойно и методично загоняющим жертв в ловушки. Вот только делать это порой совсем не хочется, ведь Naughty Dog быстро даёт понять, что каждый наш враг — это живой человек: с именем, своей жизнью и семьёй, которая его любит.

«Итан! Итан… Твою мать, они убили Итана. Чёрт…». Слышать такое во время типичного столкновения довольно жутко. А уж когда мы переходим на другую сторону баррикад и, слегка переместившись в прошлое, болтаем с парой знакомых ребят, которых ещё недавно жестоко резали, играя за Элли… становится не по себе. А что уж говорить о несчастной судьбе милых собачек вроде Элис или Мишки! С ними можно даже поиграть, причём когда мы уже будем знать их трагическое будущее.

-3

Подобные моменты углубляют игровой процесс и погружают в атмосферу этого мира. В Naughty Dog вообще позаботились о реалистичности происходящего. Залезьте в чей-то заброшенный дом, который можно даже не заметить, и обратите внимание, с какими любовью и заботой оформлено это необязательное для посещения место: стены увешаны уникальными картинами, на шкафу стоят игровые фигурки, на полке — диски. Это даёт понять, что когда-то мир был нормальным, а хозяин дома увлекался привычными для нас с вами вещами.

А какие здесь анимации движения? Бегать, карабкаться, ползать и стрелять у героев получается лучше, чем у персонажей любой другой игры. Запуская после TLoU 2 любой другой проект, невольно подмечаешь, насколько дёргаными и неловкими кажутся все движения. Единственная, кто может потягаться в этом плане с творениями Naughty Dog, — это, на мой взгляд, Red Dead Redemption 2.

-4

В общем, полагаю, что если бы игроки сконцентрировали своё внимание исключительно на геймплее, то все остались бы довольны. Вот только есть в игре и более противоречивые элементы.

Сюжет

Я могу понять тех, кому не понравился сюжет The Last of Us: Part 2, но согласиться с ними — никак. Игра рассказывает монументальную философскую историю, которая и не снилась большинству голливудских блокбастеров или литературных произведений.

-5

Сначала TLoU 2 старательно надевает маску истории о мести. Элли изнутри сгорает от гнева и ненависти, разожжённых одновременно с фатальным ударом клюшки для гольфа. Пусть она знает о страшном поступке Джоэла, но вместе с ненавистью к своему, по сути, приёмному отцу продолжает любить его, пытается найти силы на прощение. Эпизод с музеем динозавров превосходно показывает отношения между героями: Элли может сколько угодно винить Джоэла, но связь между ними нерушима. Да и сам игрок, скорее всего, проделал вместе с контрабандистом длинную дорогу через всю Америку в первой части.

По этим причинам мы вместе с героиней начинаем ненавидеть Эбби. Наша цель понятна — поскорее прикончить эту тварь, а по дороге пролить кровь каждого вставшего на нашем пути ублюдка. Вот только эта вендетта сильно меняет Элли, по крайней мере в глазах игрока. Её трансформация чем-то напоминает развитие образа мистера Уайта из «Во все тяжкие», где несчастная жертва обстоятельств постепенно превращается в отъявленного мерзавца.

-6

Мне было не так страшно уничтожать «крысиного короля» или пробираться через логово сталкеров, как жать на «квадратик» в больнице, чтобы выпытать местонахождение противника Эбби. Путь мести сводит с ума и приводит лишь к новым потерям. Вот только в какой-то момент история делает резкий поворот, чётко давая понять: TLoU 2 вовсе не об этом.

Эбби

С той самой сцены нам представляют Эбби как жестокого человека, смерть которого сделает мир только лучше. Вот только The Last of Us: Part 2 из тех редких вещей, которые не делят мир на добро и зло. Игры, кинематограф и даже литература приучили нас к весьма посредственным злодеям. Чаще всего злодей злой просто потому, что злой, и его мотивы примитивны, как у одноклеточного: власть, деньги, всё та же месть. Редко нам дают действительно хорошего врага. Из последних удачных примеров можно вспомнить разве что стопроцентных подлецов Рамси Болтона и Джоффри Баратеона из «Игры престолов», да неоднозначного Таноса из «Войны бесконечности».

-7

Вот только произведение Нила Дракмана (Neil Druckmann) заходит ещё дальше, ведь вторую половину игры нам дают посмотреть на ситуацию совсем с другой стороны, передавая управление антагонистом в руки игрока. И тут понимаешь, что «Псы» не так плохи, причины их агрессии понятны, а Эбби за прохождение творит куда меньше жестокости и уж точно совершает больше добрых поступков, чем Элли.

Легко понять, почему бывшие цикады были так злы на Джоэла, ведь у всего мира он отобрал надежду на спасение, а конкретно у Эбби — ещё и любимого отца. Если Элли до финала игры будет гнуть линию мести, то мотивация подкачанной дамы более благородна: помочь другу и спасти детей.

-8

С каждой минутой игры за Эбби геймер должен проникаться мыслью, что мир не делится на чёрное и белое, что есть лишь оттенки серого. Каждую сторону можно понять: даже у «Шрамов» есть мотивация, а они могут быть человечными. Любой драки можно было бы избежать, просто попытавшись понять противника, встав на его сторону, посмотрев на мир его глазами.

Во вселенной The Last of Us, как и в нашем мире, большинство бед происходит как раз из-за фанатичных любителей делить всё на плохое и хорошее, и совсем уж конченые негодяи встречаются не так часто. Взгляд со стороны Эбби доказывает это.

-9

Завершаются все сюжетные арки красиво и логично. Месть выжигает Элли почти дотла, лишая её всего по-настоящему ценного: любви, друга, дома и даже музыки. Однако, увидев в финале побитую жизнью, но всё же защищающую ребёнка Эбби, пусть и после яростной драки, Элли находит силы на прощение. Финал игры приводит к катарсису, хоть и посреди пепелища. У этой истории нет хэппи-энда, в подобной игре он смотрелся бы нелепо, но всё же завершение оставляет нам надежду и желание узнать о дальнейшей судьбе героев.

-10

Лично у меня нет проблем ни с Эбби, ни с сюжетом игры. Меня не беспокоит, что в мире, где на каждом углу поджидает смертельная опасность, как от рук заражённых, так и обычных людей, героиня решила стать сильнее. Логично, что в первую очередь в такой ситуации стоит думать о выживании.

Однако всё же не мускулатура Эбби и не вторая половина игры стали, по версии многих игроков как минимум в России, главной проблемой TLoU 2. Переходим к самой острой теме.

Толерантность

Я убеждён, что вопросы о том, кого можно любить, а кого нельзя, кем можно себя считать, а кем — нет, каждый должен решать для себя сам. Если милая Эллен просит называть себя Эллиотом, то на здоровье. Это не моё дело, я просто прошу не слишком сильно ко мне с этим лезть. И, как бы громко об этом ни кричали, The Last of Us: Part 2 никому не тычет толерантностью в лицо.

Да, Элли лесбиянка, и мы узнали об этом ещё из дополнения к первой части игры. Да, в игре есть угнетаемый трансгендер. Однако этим темам уделено столь незначительное по сравнению с остальными сюжетными линиями внимание, что я удивляюсь, как в чьих-то глазах они стали чуть ли не основой игры.

-11

Моё прохождение заняло примерно двадцать пять часов, и в этом немалом хронометраже, быть может, час посвящён открытым чувствам Элли к Дине, а ещё минут пятнадцать обсуждаются проблемы трансгендеров в условиях постапокалипсиса. Всё остальное время мы занимаемся совсем другими делами, которые не имеют к толерантности никакого отношения. Критиковать или, ещё хуже, пропускать игру из-за столь незначительного аспекта, значит, лишить себя поистине потрясающего произведения по вине глупых предрассудков.

-12

У Нила Дракмана получились очень живые и противоречивые персонажи, которых сложно отнести к светлой или тёмной стороне силы. Они настоящие, сложные, и нетрадиционные вкусы не делают их хуже. В конце концов, многие считают геем Чайковского, значит ли это, что он был плохим человеком? Или что «Лебединое озеро» стало от этого хуже? Решайте, впрочем, сами.

***

Эта статья выражает исключительно мнение автора. Я считаю, что The Last of Us: Part 2 заслуженно стала «Игрой года» и более того — одним из лучших произведений за всю историю геймдева. Если вы ещё не окунулись в этот невероятный мир, то настойчиво рекомендую это сделать. Но если вы прошли игру, и у вас сложилась о ней другая точка зрения, то добро пожаловать в комментарии. Будем спорить