Найти тему
Справочник кинопижона

Лучшие фильмы 2020 года. Субъективный топ-10

Оглавление

Непросто подводить киноитоги 2020 года на позитивной ноте. Уходящий год был самым "черным" в 21 веке. Трудно вспомнить другой год, когда так резко ухудшились бы практически все сферы жизни.

Для мира кино 2020-й стал поворотным: в течение нескольких месяцев с начала пандемии рухнули существующие десятилетиями конвенции: Голливуд начал экстренно продавать фильмы стримингам, один за одним кинофестивали отменялись, уходили в онлайн, съемки новых фильмов стали заметно сложнее и дороже, что особенно сильно ударило по независимому кино. Истинные последствия локдауна для кино удастся осмыслить в лучшем случае через 2-3 года.

В 2020-м на экраны вышло около 25-30% фильмов, которые могли выйти в нормальный киногод. Это касается не только Голливуда, но и Европы. В Азии (Южная Корея, Япония, Китай) дела были немного лучше - вышло около 50-60% запланированных в начале года премьер. Но при снижении количества снизилось и качество - в целом десятка получилась слабее, чем в 2018 и 2019.

10 лучших фильмов 2020-го по версии "Справочника кинопижона"

10 место: Безумный самурай Мусаси (Crazy Samurai Musashi), режиссер - Юдзи Симамура

Экспериментальный самурайский экшн "Безумный самурай Мусаси" трудно назвать хорошим фильмом в традиционном смысле этого слова, но внимания он определенно заслуживает. Весь фильм представляет собой одну большую экшн-сцену + эпилог (экшн-сцена немного короче), в ходе которой Так Сакагути рубит то ли 400, то ли 588 противников.

9 место: Избави нас от лукавого (Daman akeseo guhasoseo), режиссер - Хон Вон-чхан

-2

В июле-сентябре открылись южнокорейские кинотеатры, правда, уже в октябре новая волна пандемии привела к их частичному закрытию. За это время успело выйти несколько любопытных проектов. Любителям экшна стоит обратить самое внимание на фильм "Избави нас от лукавого". Избитая история упакована в динамичный и зрелищный боевик, не боящийся цитировать лучшие образцы жанра. Одна сцена взята прямиком из первого "Терминатора", а следующая за ней сцена погони вдохновлена сценой из "Терминатора 2".

8 место: Свистуны (La Gomera), режиссер - Корнелиу Порумбою

-3

Один из трех самых важных режиссеров румынской новой волны берется снять криминальную комедию, сюжет которой больше подходит Гаю Ричи или Виндингу Рефну двадцатилетней давности. У фильма есть ощутимые проблемы с динамикой и юмором, однако нестандартный взгляд на тему перевешивает недостатки.

7 место: О бесконечности (Om det oändliga), режиссер - Рой Андерссон

-4

Последний по времени и возможно последний в карьере, человеку все-таки исполнилось в этом году 80 лет, фильм главного после Бергмана шведского режиссера. Здесь нет ничего нового в сравнении с прошлыми фильмами режиссера - всё та же эпизодическая структура, шикарно выстроенные мизансцены, интуитивно складывающиеся в фильм. С другой стороны, фильм получился хоть и вторичным, но самым красивым и легким для восприятия среди всех работ Андерссона.

6 место: Лабиринты кинематографа (Umibe no eigakan - kinema no tamatebako), режиссер - Нобухико Обаяси

-5

2020 - самый черный год в истории кино. Кроме переноса значительной части фильмов на будущий год он запомнился рекордным количеством ушедших в мир иной мастеров в кино. От количества некрологов в книгоизданиях ближе к осени стало дурно, к концу года - физиологически плохо. Особенно они бросались в глаза на фоне дефицита хороших новостей. Нобухико Обаяси не стало в апреле, но перед уходом он успел завершить "Лабиринты кинематографа" - признание в любви к кино и размышление о японской истории прошлого века.

5 место: Фукуока (Fukuoka), режиссер - Чжан Лу

-6

Корейский режиссер китайского происхождения Чжан Лу первую часть своей карьеры снимал депрессивное социальное кино а-ля Звягинцев. Всё изменилось в 2015-м с фильма "Любовь в эпоху чёрно-белого кино". С тех пор каждый его новый фильм - маленькая жемчужина, в которой можно разглядеть поэтику Джима Джармуша, Вуди Аллена и Хон Сан-су одновременно. "Фукуока" - грустное и вместе с тем на удивление забавное высказывание на тему субъективной памяти и тоски по ушедшей молодости.

4 место: Думаю, как всё закончить (I'm Thinking of Ending Things), режиссер - Чарли Кауфман

-7

Единственный американский фильм года, с которым стоит непременно ознакомиться. 2020 стал самым продуктивным годом для самого необычного голливудского режиссера и сценариста. Кроме фильма "Думаю, как всё закончить" вышел дебютный роман Кауфман "Муравечество", с которым уже можно ознакомиться на русском. "Думаю, как всё закончить" - настоящий фильм ужасов, снятый в логике кошмарного сна. Начинается с легкой тревоги, ближе к финалу проваливается в настоящие бездны экзистенционального ужаса.

3 место: Красный почтовый ящик на улице Эшер (Escher dori no akai posuto), режиссер - Сион Соно

-8

В этом году Сион Соно должен был поразить мир самым безумным фильмом, в котором снимался Николас Кейдж, но из-за производственных перипетий премьера "Узников страны призраков" съехала на 31 января 2021-го (кинофестиваль в Санденсе). Вместо на экраны вышел другой фильм Соно, и он оказался хорош. "Красный почтовый ящик на улице Эшер" - снова кино и кино, жанр в котором Соно снял свой возможно лучший фильм: "Почему ты не играешь в Аду?". До последнего новая работа не дотягивает, но сама по себе более чем достойна.

2 место: 20-й век (The 20th Century), режиссер - Мэтью Ранкин

-9

Гай Мэддин встречает "Монти Пайтонов". Полнометражный дебют канадца Ранкина оказался одним из самых смешных, неполиткорректных, едких и визуально изощренных фильмов последних лет. Режиссер черпает вдохновение почти отовсюду, тем поразительней, что результат получился таким самобытным.

1 место: Виталина Варела (Vitalina Varela), режиссер - Педру Кошта

-10

Португалец Педру Кошта - один из последних старорежимных режиссеров, снимающиq одновременно остросоциальное и 100% авторское кино, для которого этические и эстетические вопросы неразрывно связаны. Если в 60-е и 70-е такой подход был общим местом, то сейчас Кошта выглядит последним из Могикан. "Виталина Варела" - бескомпромиссное медленное кино, снятое человеком, который давно перестал ориентироваться на вкусы как зрителей, так и критиков.