Найти тему
История моды с Марьяной С.

Заглянем в парижскую кондитерскую?

Жанровая живопись даёт нам возможность заглянуть в жизнь людей прошлого, а порой и встретить те детали, которые не вычитаешь в литературе той поры! Так что я большая поклонница сценок из повседневной жизни. И предлагаю вам заглянуть в парижскую кондитерскую конца XIX века!

Кондитерская Глоппе была расположена на Елисейских Полях, и публика её посещала довольно изысканная.

"Кондитерская Глоппе", Жан Беро, 1889. (сс) Wikimedia Commons
"Кондитерская Глоппе", Жан Беро, 1889. (сс) Wikimedia Commons

Не могу не вспомнить роман Эмиля Золя "Западня": "После долгих колебаний Виржини решила открыть торговлю кондитерскими и колониальными товарами: конфеты, шоколад, чай, кофе. Лантье настойчиво советовал ей выбрать именно этот вид торговли; он утверждал, что на сластях можно нажить огромные деньги. Лавка была теперь выкрашена в черный цвет с желтыми полосками - самые приличные цвета. Три столяра целую неделю работали над ящиками, витринами и прилавком со стойками для ваз, как в кондитерских". Ну а перед нами куда более респектабельное место!

Больше всего мне нравится пожилой господин, который увлечённо пробует выпечку. Трость зажать под рукой, снять одну перчатку, и можно наслаждаться! Мальчишке на заднем плане ещё только предстоит выбрать, что он будет, а судя по столу на переднем плане, выбор там довольно богатый.

"Кондитерская Глоппе", Жан Беро, 1889. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Кондитерская Глоппе", Жан Беро, 1889. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Балуют себя и молодые дамы. Обратите внимание на их шляпки - во второй половине 1880-х отделка на них стремилась ввысь, из-за чего было даже забавное прозвище "три этажа и подвал". Отделка на таких шляпках и в самом деле была многоэтажной.

Картина написана в 1889, но, возможно, художник начал писать её раньше - на дамах ещё весьма заметные турнюры, специальные накладки, которые крепились сзади в районе пятой точки, чтобы сделать юбку сзади пышной. К 1889 дамы либо совсем от них отказались, либо делали совсем маленькими. Да и высота шляпок понемногу уменьшалась.

А ещё обратите внимание на девушку за прилавком - чёрное скромное платье, белый воротничок, передник и нарукавники. Опрятно и симпатично. С тех пор не так уж много и изменилось...

"Кондитерская Глоппе", Жан Беро, 1889. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Кондитерская Глоппе", Жан Беро, 1889. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Две приятельницы решили ни в чём себе не отказывать. И к ассорти можно добавить рюмочку... чего, интересно? Подозреваю, хереса. В который, сейчас, возможно, станут обмакивать печенье.

И смотрите, одна дама сняла перчатку, другая оставила.

"Кондитерская Глоппе", Жан Беро, 1889. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Кондитерская Глоппе", Жан Беро, 1889. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Чёрный пёс явно рассчитывает на то, что и ему что-нибудь достанется. Кстати, обратите внимание - какой у него блестящий нарядный ошейник!

"Кондитерская Глоппе", Жан Беро, 1889. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Кондитерская Глоппе", Жан Беро, 1889. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Словом, я бы тоже заглянула в такое кафе. В соответствующем наряде и шляпке. И пирожных дайте, и хересу! :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory