Найти тему
ПрепON

"Поговори со мной!": как создать диалоговый тренажер в конструкторе OnlineTestPad

Оглавление

Когда все устали от тестов и даже kahoot не радует, на помощь бегут диалоговые тренажеры в виртуальной реальности. Нет, это не про фантастику, а про сегодняшние технологии.

Этот лонгрид расскажет:

  1. почему диалоговые тренажеры нужны в обучении;
  2. как создать диалог с нуля в конструкторе OnlineTestPad;
  3. какие моменты надо учесть, чтобы нигде ничего не лагало;
  4. в каких курсах и предметах можно использовать диалоги и в каком виде (даю примеры в конце статьи).

Поехали!

-2

Почему диалоговые тренажеры?

На запрос "я хочу больше общаться по-русски" я отправляю своих иностранных студентов в группы в Fb или ВК — искать языковых партнеров для тандема. Но часто мои ученики интровертятся: "Не, мы не можем с носителями, так плохо говорим..." и т.д. и т.п.

Исходники проблемы получаются такими:

  • студенты хотят развивать навыки общения на языке;
  • но ещё стесняются говорить с носителями;
  • а я одна — со всеми не успеваю переговорить.

Решение — виртуальные диалоги. Сначала мысль была о чат-ботах, чтобы была возможность свободного порождения речи от ученика. Однако настройка такого бота с учетом ошибок от иностранцев — та ещё головная боль.

Спасают диалоговые тренажеры. Ещё пару лет назад они выглядели как тест с облачками-репликами. Сейчас же это целые интерактивные сцены с персонажем, выбором реакций и настроений, развилками сюжета и другими настраиваемыми плюшками.

Простой в освоении тренажер придумали разработчики OnlineTestPad. Преимущества работы на этой платформе:

  • русскоязычный интерфейс;
  • понятные функции без многочисленных наворотов;
  • симпатичные аккуратные шаблоны;
  • минимальное количество зависов и багов, которые обычно решаются перезагрузкой страницы;
  • статистика о прохождении диалогов в одном месте;
  • бесплатное использование.
В OnlineTestPad, кроме диалогов, есть ещё конструкторы для тестов, кроссвордов, опросов и сборки в уроки.
В OnlineTestPad, кроме диалогов, есть ещё конструкторы для тестов, кроссвордов, опросов и сборки в уроки.

Создаем диалог шаг за шагом

Как и всегда, я не заглядывала в инструкции, а осваивала конструктор методом хаотичного тыкания по кнопкам. И теперь могу рассказать о лайфхаках и неожиданностях, которые ожидают преподавателя.

Общие настройки диалога

🟪 С чего начинается работа? После того как вы завели свой профиль, вы переходите в кабинет, нажимая значок человечка в правом верхнем углу. И перед вами вылезает вот такая страница:

Если вы создаете класс для учеников внутри платформы, советую заполнить профиль, в том числе загрузить фотографию. В других же случаях важно только оставить ФИ(О) и язык.
Если вы создаете класс для учеников внутри платформы, советую заполнить профиль, в том числе загрузить фотографию. В других же случаях важно только оставить ФИ(О) и язык.

В левом меню вам доступны все возможности платформы. Нас же интересуют конкретно "Диалоги". Щелкнув по строке меню, вы попадете в закладки с диалогами. Чтобы создать новый диалог, ищите кнопку"Добавить" справа вверху.

Во вкладке "Диалоги" вы увидите все созданные вами диалоги. Значок замка обозначает опубликованные диалоги, человечка — количество прошедших диалог. Если что-то не работает, спокойно пишите в техподдержку, ребята отвечают быстро.
Во вкладке "Диалоги" вы увидите все созданные вами диалоги. Значок замка обозначает опубликованные диалоги, человечка — количество прошедших диалог. Если что-то не работает, спокойно пишите в техподдержку, ребята отвечают быстро.

Далее вы попадаете в "Дашборд", где собрана основная информация по диалогу: дата создания, количество прошедших, количество сцен (=диалогов) в сюжете, доступ и ссылка, язык диалога.

В левом меню поменяются вкладки: каждая строка — шаг в создании диалога.

Вы всегда можете изменить язык интерфейса и диалога, выбрав новый язык в "Локации". Также вы можете вручную закрыть диалог ("Статус диалога"), когда истечет время прохождения.
Вы всегда можете изменить язык интерфейса и диалога, выбрав новый язык в "Локации". Также вы можете вручную закрыть диалог ("Статус диалога"), когда истечет время прохождения.

🟪 Как настроить первую входную страницу? Хотя сначала в меню идут "Настройки", я советую прежде всего настроить "Начальную страницу", чтобы не забыть о ней. Это первое, что увидят ученики, поэтому здесь должны быть вопрос про имя-фамилию ученика, инструкция про прохождению и краткое пояснение о назначении диалога.

Чтобы отредактировать строчку начальной страницы, просто наведите мышку на поле —  справа появится синий значок карандаша ("Редактировать"). А дальше откроется стандартный текстовый редактор.
Чтобы отредактировать строчку начальной страницы, просто наведите мышку на поле — справа появится синий значок карандаша ("Редактировать"). А дальше откроется стандартный текстовый редактор.

🟪 Что надо сделать в "Настройках"? После вы переходите в "Настройки" и попадаете на такую страницу:

Эти разделы лучше ещё раз проверить перед финальной публикацией. На всякий.
Эти разделы лучше ещё раз проверить перед финальной публикацией. На всякий.

В "Основных настройках" вы определяете, будут ли видны баллы и очки за прохождение диалога, повлияют ли настроения персонажа на результат и сможет ли ученик в конце оставить обратную связь. Советую по началу не использовать возможность "Учитывать настроение", так как для этого придется долго считать суммы настроений и очков за каждый ответ. В общем, муторно. Однако вы можете использовать "Завершать диалог при "плохом" настроении", если в вашем разговоре будут использован стопроцентно невежливые ответы. Пусть ученики учатся контролировать речь :)

Лучше оставить возможность комментировать и оценить диалог после прохождения. Так вы сможете понять, зашел ли такой формат ученикам.

После вы можете настроить "Оформление": выбрать фон и персонажа. Вы можете использовать и свои картинки с компьютера. Главное — помните, что персонаж должен быть фигуркой на прозрачном фоне, иначе он некрасиво перекроет собой задний фон.

В коллекции конструктора есть векторные персонажи с 4-5 эмоциями, которые вы можете менять в каждой сцене. "Оформление" — это только начальная настройка.
В коллекции конструктора есть векторные персонажи с 4-5 эмоциями, которые вы можете менять в каждой сцене. "Оформление" — это только начальная настройка.

Если вы продумываете сложное комплексное задание, то можете продумать "Достижения". Это специальные награды (в виде любой картинки с подписью) за определенные выборы ответов. Например, если ваш студент выбирает всё время ответы из "великого и могучего", вроде "Я благодарю вас, сударь", можно поставить ему достижение "Высокая речевая культура".

В "Доступе к диалогу" рекомендую использовать функцию кодового слова. Так вы ограничите доступ к тренажеру. В "Оценке" есть только один выбор: выставлять оценку в результате или нет.

Создание сцен

Основная работа по созданию диалога происходит во вкладках "Сцены" и "Последовательность".

🟪 Как создать сцену? Когда вы открываете "Сцены", перед вами будет висеть белое окошко и кнопка "Добавить сцену". Что вы собственно и сделаете.

Важно! После создания первой сцены, вы вернетесь обратно на страницу и, вероятно, зависните, так как видимых кнопок больше не будет. Не поддавайтесь растерянности. Просто наведите мышью на белое пространство — появятся кнопки "Редактировать" и "Удалить". После создания трех сцен добавить новую сцену можно будет через синюю кнопку плюса справа внизу страницы.
Порядок сцен на этом этапе работы неважен, но всё-таки советую создавать последовательно. Если у вас есть развилки сюжета — используйте общее начало для каждой ветки сюжета (например, "Дорога налево_Сцена 2").
Порядок сцен на этом этапе работы неважен, но всё-таки советую создавать последовательно. Если у вас есть развилки сюжета — используйте общее начало для каждой ветки сюжета (например, "Дорога налево_Сцена 2").

Редактор сцены похож на текстовый редактор в любом конструкторе тестов. Вы заполняете строки вопроса, ответов, выставляете количество очков. По желанию можете отметить смену настроения — оно отразится в следующей сцене.

В "Оформлении" можно изменить фон или позу персонажа. "Просмотр" поможет вам взглянуть на результат.
В "Оформлении" можно изменить фон или позу персонажа. "Просмотр" поможет вам взглянуть на результат.

Вот так выглядит первая сцена в моем диалоге в "Просмотре":

Не знаю, почему я выбрала фоном офис автопроката и почему героиня стоит на столе. Но жизнь вообще загадочна. Обратите внимание, что справа в углу показывается шкала настроения. При желании в настройках её можно отключить.
Не знаю, почему я выбрала фоном офис автопроката и почему героиня стоит на столе. Но жизнь вообще загадочна. Обратите внимание, что справа в углу показывается шкала настроения. При желании в настройках её можно отключить.

🟪 Какие типы сцен доступны? Каждая сцена может быть оформлена в трех форматах: "Ответы", "Достижение" и "Текст". В первом случае ученик выбирает какую-то реакцию на слова персонажа. В последнем герой или героиня просто рассказывают что-то или реагируют на ответ из предыдущей сцены. "Достижение" — это также реакция на предыдущие сцены, но в сумме.

Количество ответов не ограничено, но лучше использовать не больше 4. Чтобы использовать "Достижения", сначала их надо загрузить в "Настройки".
Количество ответов не ограничено, но лучше использовать не больше 4. Чтобы использовать "Достижения", сначала их надо загрузить в "Настройки".

🟪 Как соединить сцены в единый диалог? Далее вы готовите сцену за сценой. Когда всё готово, вам останется только определить порядок во вкладке "Последовательность". Там вы увидите огромное белое полотно, по которому можно передвигаться, как в Яндекс.Картах, — зажав левой мышью поле.

Если вы видите фон вроде шахматного — вы убежали за границы рабочего полотна. Возвращайтесь.

Вы добавляете первую сцену, после этого — вторую. А дальше их надо соединить. Для этого вы один раз щелкаете по маленькому треугольничку напротив правильного ответа в первой сцене и соединяете его с треугольничком на второй сцене. Появляется такая синяя загогулина (см. иллюстрацию ниже).

Важно! Все линии-соединения синего цвета. Поэтому советую сначала добавить сцены "правильного" основного сюжета, соединить их, а уже потом прикреплять развилки от неправильных ответов. Так точно не собьетесь.

🟪 Что насчет сохранения? Побудьте параноиком: сохраняйте результат после каждого соединения. Автоматического сохранения нет, и очень обидно, если случайно отрубается интернет или кошка пробегает по клавиатуре — и ваши соединения пропадают.

Вы можете добавить новую сцену прямо в этом же окне. В меню "Добавить сцену" вам будет доступна функция "Создать новую сцену". Я обычно использую её, чтобы создать все тупиковые сцены, которые появляются после неправильных ответов студентов. Но не забывайте прикреплять такие сцены обратно к основной сцене. Иначе после одного неправильного ответа ученик просто вылетит из диалога. А хотелось бы дать ему возможность пройти тренажер до конца.
Здесь все линии нехило перепутались, но вы можете выстраивать все сцены в одну линию или в иерархическом порядке. В моем случае так не получилось, потому что я хотела показать все соединения диалога на одном поле и закручивала линии.
Здесь все линии нехило перепутались, но вы можете выстраивать все сцены в одну линию или в иерархическом порядке. В моем случае так не получилось, потому что я хотела показать все соединения диалога на одном поле и закручивала линии.

🟪 Как закончить диалог? Вам не надо придумывать специальную финальную сцену. Достаточно остановиться на последнем вопросе, отметить правильный вариант и в левом меню уйти во вкладку "Результат". Вот здесь вы уже настраиваете всё, что будут видеть ученики в конце диалога: персонажа, фон, прощальные слова, (не)видимость результатов, ссылка на что-нибудь.

Если у вас не контролирующее задание, то лучше отрубить процент прохождения, чтобы не отвлекать студента от последней реплики персонажа и не смущать.
Если у вас не контролирующее задание, то лучше отрубить процент прохождения, чтобы не отвлекать студента от последней реплики персонажа и не смущать.

После публикации диалога: статистика результатов

Чтобы опубликовать диалог, вы возвращаетесь в "Дашборд", меняете статус диалога на "Открыт" и отсылаете ссылку студентам. А дальше ждете ответы.

В меню есть "Статистика" — именно сюда будет сохраняться информация о прохождении вашего диалога со всеми подробностями. Вы будете знать, кто и когда, и сколько проходил_а диалог, как отвечал_а, какая картинка складывается по всей группе учеников.

🟪 Как анализировать результаты? Обычно я использую только "Таблицу результатов" и "Отдельные результаты", чтобы посмотреть на результаты каждого ученика в отдельности. Здесь можно увидеть время прохождения, количество попыток, все ответы. Но вкладка "По результатам" может рассказать вам об общих тенденциях прохождения в группе.

Графики складываются в общую активность по прохождению диалога. Красивая штука, особенно если вам надо где-нибудь отчитываться и с умным видом показывать графики.
Графики складываются в общую активность по прохождению диалога. Красивая штука, особенно если вам надо где-нибудь отчитываться и с умным видом показывать графики.

Пример диалога

Для этой статьи я создала отдельный диалог на основе информации о самих диалоговых тренажерах. Вы можете посмотреть, как это работает со стороны ученика по этой ссылке.

Когда в обучении можно использовать диалоговые тренажеры?

Любой тест можно переложить в формат диалога. Просто вместо безликих вопросов, будет персонжик, мило беседующий с учащимся. Но также есть активность, где диалог сам по себе играет роль.

💡 Иностранный язык. Диалог для практики реакций в определенной коммуникативной ситуации.

💡 Русский (родной) язык. Диалог-тренировка, в которой проверяется умение отвечать в определенном коммуникативном регистре. Может подойти для учеников начальной школы и для учеников в креативных кружках.

💡 Литература. Разговоры с героями произведения помогут запомнить взаимоотношения между персонажами и сюжет. Да и разговор с Достоевским о его нелегкой судьбе будет весьма интересен!

💡 География. Диалог-игра, в которой ученик должен провести какого-нибудь путешественника или первооткрывателя к его цели. Или же случайно потопить все корабли.

💡 Экология. Устройте ученика разговор с персонажем, который ни разу не слышал об экологических привычках. Пусть дети научат его правильно сортировать отходы и заботиться о природе.

💡 Критическое мышление. Диалог в виде дискуссии с оппонентом, который пытается хитрой риторикой загнать ученика в угол. А тот должен выбирать ответы так, чтобы отстоять мнение. Для такого диалога в инструкции надо указать, какую точку зрения защищает ученик. Подходит для студентов и взрослых.

💡 Разговор с учёным. Для запоминания конкретных теорий можно отправить ученика беседовать, например, с Ньютоном или Эйнштейном. Во время выполнения задания включатся эмоции и любопытство, что позволит лучше запоминать материал. Подходит для любых учащихся.

Конечно, важно, чтобы диалоги были интересными, а не переписанными из старых советских учебников. Чем живее и неожиданнее вы составляете диалог, тем больше вероятность, что ученик увлечется разговором, как реальным.

<Также смотрите по теме интерактивных заданий "Как онлайн-конструкторы помогают создавать интерактивные задания и почему формальные тесты - зло">

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Спасибо за ваш интерес и лайки💜! Канал "Преподавай Онлайн" — место для взаимообучения преподавателей, образователей и всех фанатов знаний и технологий.

-17