Когда все устали от тестов и даже kahoot не радует, на помощь бегут диалоговые тренажеры в виртуальной реальности. Нет, это не про фантастику, а про сегодняшние технологии.
Этот лонгрид расскажет:
- почему диалоговые тренажеры нужны в обучении;
- как создать диалог с нуля в конструкторе OnlineTestPad;
- какие моменты надо учесть, чтобы нигде ничего не лагало;
- в каких курсах и предметах можно использовать диалоги и в каком виде (даю примеры в конце статьи).
Поехали!
Почему диалоговые тренажеры?
На запрос "я хочу больше общаться по-русски" я отправляю своих иностранных студентов в группы в Fb или ВК — искать языковых партнеров для тандема. Но часто мои ученики интровертятся: "Не, мы не можем с носителями, так плохо говорим..." и т.д. и т.п.
Исходники проблемы получаются такими:
- студенты хотят развивать навыки общения на языке;
- но ещё стесняются говорить с носителями;
- а я одна — со всеми не успеваю переговорить.
Решение — виртуальные диалоги. Сначала мысль была о чат-ботах, чтобы была возможность свободного порождения речи от ученика. Однако настройка такого бота с учетом ошибок от иностранцев — та ещё головная боль.
Спасают диалоговые тренажеры. Ещё пару лет назад они выглядели как тест с облачками-репликами. Сейчас же это целые интерактивные сцены с персонажем, выбором реакций и настроений, развилками сюжета и другими настраиваемыми плюшками.
Простой в освоении тренажер придумали разработчики OnlineTestPad. Преимущества работы на этой платформе:
- русскоязычный интерфейс;
- понятные функции без многочисленных наворотов;
- симпатичные аккуратные шаблоны;
- минимальное количество зависов и багов, которые обычно решаются перезагрузкой страницы;
- статистика о прохождении диалогов в одном месте;
- бесплатное использование.
Создаем диалог шаг за шагом
Как и всегда, я не заглядывала в инструкции, а осваивала конструктор методом хаотичного тыкания по кнопкам. И теперь могу рассказать о лайфхаках и неожиданностях, которые ожидают преподавателя.
Общие настройки диалога
🟪 С чего начинается работа? После того как вы завели свой профиль, вы переходите в кабинет, нажимая значок человечка в правом верхнем углу. И перед вами вылезает вот такая страница:
В левом меню вам доступны все возможности платформы. Нас же интересуют конкретно "Диалоги". Щелкнув по строке меню, вы попадете в закладки с диалогами. Чтобы создать новый диалог, ищите кнопку"Добавить" справа вверху.
Далее вы попадаете в "Дашборд", где собрана основная информация по диалогу: дата создания, количество прошедших, количество сцен (=диалогов) в сюжете, доступ и ссылка, язык диалога.
В левом меню поменяются вкладки: каждая строка — шаг в создании диалога.
🟪 Как настроить первую входную страницу? Хотя сначала в меню идут "Настройки", я советую прежде всего настроить "Начальную страницу", чтобы не забыть о ней. Это первое, что увидят ученики, поэтому здесь должны быть вопрос про имя-фамилию ученика, инструкция про прохождению и краткое пояснение о назначении диалога.
🟪 Что надо сделать в "Настройках"? После вы переходите в "Настройки" и попадаете на такую страницу:
В "Основных настройках" вы определяете, будут ли видны баллы и очки за прохождение диалога, повлияют ли настроения персонажа на результат и сможет ли ученик в конце оставить обратную связь. Советую по началу не использовать возможность "Учитывать настроение", так как для этого придется долго считать суммы настроений и очков за каждый ответ. В общем, муторно. Однако вы можете использовать "Завершать диалог при "плохом" настроении", если в вашем разговоре будут использован стопроцентно невежливые ответы. Пусть ученики учатся контролировать речь :)
Лучше оставить возможность комментировать и оценить диалог после прохождения. Так вы сможете понять, зашел ли такой формат ученикам.
После вы можете настроить "Оформление": выбрать фон и персонажа. Вы можете использовать и свои картинки с компьютера. Главное — помните, что персонаж должен быть фигуркой на прозрачном фоне, иначе он некрасиво перекроет собой задний фон.
Если вы продумываете сложное комплексное задание, то можете продумать "Достижения". Это специальные награды (в виде любой картинки с подписью) за определенные выборы ответов. Например, если ваш студент выбирает всё время ответы из "великого и могучего", вроде "Я благодарю вас, сударь", можно поставить ему достижение "Высокая речевая культура".
В "Доступе к диалогу" рекомендую использовать функцию кодового слова. Так вы ограничите доступ к тренажеру. В "Оценке" есть только один выбор: выставлять оценку в результате или нет.
Создание сцен
Основная работа по созданию диалога происходит во вкладках "Сцены" и "Последовательность".
🟪 Как создать сцену? Когда вы открываете "Сцены", перед вами будет висеть белое окошко и кнопка "Добавить сцену". Что вы собственно и сделаете.
Важно! После создания первой сцены, вы вернетесь обратно на страницу и, вероятно, зависните, так как видимых кнопок больше не будет. Не поддавайтесь растерянности. Просто наведите мышью на белое пространство — появятся кнопки "Редактировать" и "Удалить". После создания трех сцен добавить новую сцену можно будет через синюю кнопку плюса справа внизу страницы.
Редактор сцены похож на текстовый редактор в любом конструкторе тестов. Вы заполняете строки вопроса, ответов, выставляете количество очков. По желанию можете отметить смену настроения — оно отразится в следующей сцене.
Вот так выглядит первая сцена в моем диалоге в "Просмотре":
🟪 Какие типы сцен доступны? Каждая сцена может быть оформлена в трех форматах: "Ответы", "Достижение" и "Текст". В первом случае ученик выбирает какую-то реакцию на слова персонажа. В последнем герой или героиня просто рассказывают что-то или реагируют на ответ из предыдущей сцены. "Достижение" — это также реакция на предыдущие сцены, но в сумме.
🟪 Как соединить сцены в единый диалог? Далее вы готовите сцену за сценой. Когда всё готово, вам останется только определить порядок во вкладке "Последовательность". Там вы увидите огромное белое полотно, по которому можно передвигаться, как в Яндекс.Картах, — зажав левой мышью поле.
Если вы видите фон вроде шахматного — вы убежали за границы рабочего полотна. Возвращайтесь.
Вы добавляете первую сцену, после этого — вторую. А дальше их надо соединить. Для этого вы один раз щелкаете по маленькому треугольничку напротив правильного ответа в первой сцене и соединяете его с треугольничком на второй сцене. Появляется такая синяя загогулина (см. иллюстрацию ниже).
Важно! Все линии-соединения синего цвета. Поэтому советую сначала добавить сцены "правильного" основного сюжета, соединить их, а уже потом прикреплять развилки от неправильных ответов. Так точно не собьетесь.
🟪 Что насчет сохранения? Побудьте параноиком: сохраняйте результат после каждого соединения. Автоматического сохранения нет, и очень обидно, если случайно отрубается интернет или кошка пробегает по клавиатуре — и ваши соединения пропадают.
Вы можете добавить новую сцену прямо в этом же окне. В меню "Добавить сцену" вам будет доступна функция "Создать новую сцену". Я обычно использую её, чтобы создать все тупиковые сцены, которые появляются после неправильных ответов студентов. Но не забывайте прикреплять такие сцены обратно к основной сцене. Иначе после одного неправильного ответа ученик просто вылетит из диалога. А хотелось бы дать ему возможность пройти тренажер до конца.
🟪 Как закончить диалог? Вам не надо придумывать специальную финальную сцену. Достаточно остановиться на последнем вопросе, отметить правильный вариант и в левом меню уйти во вкладку "Результат". Вот здесь вы уже настраиваете всё, что будут видеть ученики в конце диалога: персонажа, фон, прощальные слова, (не)видимость результатов, ссылка на что-нибудь.
После публикации диалога: статистика результатов
Чтобы опубликовать диалог, вы возвращаетесь в "Дашборд", меняете статус диалога на "Открыт" и отсылаете ссылку студентам. А дальше ждете ответы.
В меню есть "Статистика" — именно сюда будет сохраняться информация о прохождении вашего диалога со всеми подробностями. Вы будете знать, кто и когда, и сколько проходил_а диалог, как отвечал_а, какая картинка складывается по всей группе учеников.
🟪 Как анализировать результаты? Обычно я использую только "Таблицу результатов" и "Отдельные результаты", чтобы посмотреть на результаты каждого ученика в отдельности. Здесь можно увидеть время прохождения, количество попыток, все ответы. Но вкладка "По результатам" может рассказать вам об общих тенденциях прохождения в группе.
Пример диалога
Для этой статьи я создала отдельный диалог на основе информации о самих диалоговых тренажерах. Вы можете посмотреть, как это работает со стороны ученика по этой ссылке.
Когда в обучении можно использовать диалоговые тренажеры?
Любой тест можно переложить в формат диалога. Просто вместо безликих вопросов, будет персонжик, мило беседующий с учащимся. Но также есть активность, где диалог сам по себе играет роль.
💡 Иностранный язык. Диалог для практики реакций в определенной коммуникативной ситуации.
💡 Русский (родной) язык. Диалог-тренировка, в которой проверяется умение отвечать в определенном коммуникативном регистре. Может подойти для учеников начальной школы и для учеников в креативных кружках.
💡 Литература. Разговоры с героями произведения помогут запомнить взаимоотношения между персонажами и сюжет. Да и разговор с Достоевским о его нелегкой судьбе будет весьма интересен!
💡 География. Диалог-игра, в которой ученик должен провести какого-нибудь путешественника или первооткрывателя к его цели. Или же случайно потопить все корабли.
💡 Экология. Устройте ученика разговор с персонажем, который ни разу не слышал об экологических привычках. Пусть дети научат его правильно сортировать отходы и заботиться о природе.
💡 Критическое мышление. Диалог в виде дискуссии с оппонентом, который пытается хитрой риторикой загнать ученика в угол. А тот должен выбирать ответы так, чтобы отстоять мнение. Для такого диалога в инструкции надо указать, какую точку зрения защищает ученик. Подходит для студентов и взрослых.
💡 Разговор с учёным. Для запоминания конкретных теорий можно отправить ученика беседовать, например, с Ньютоном или Эйнштейном. Во время выполнения задания включатся эмоции и любопытство, что позволит лучше запоминать материал. Подходит для любых учащихся.
Конечно, важно, чтобы диалоги были интересными, а не переписанными из старых советских учебников. Чем живее и неожиданнее вы составляете диалог, тем больше вероятность, что ученик увлечется разговором, как реальным.
<Также смотрите по теме интерактивных заданий "Как онлайн-конструкторы помогают создавать интерактивные задания и почему формальные тесты - зло">
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Спасибо за ваш интерес и лайки💜! Канал "Преподавай Онлайн" — место для взаимообучения преподавателей, образователей и всех фанатов знаний и технологий.