Найти в Дзене
ВТБ Страна

Кем был Павел Федотов? Попытка осмыслить наследие художника, которого называли «Гоголем в живописи»

Художнику Павлу Федотову (1815—1852), жившему, работавшему и умершему в первой половине — середине XIX века, не везло с репрезентацией. В позапрошлом веке лучшие позиции в истории русского искусства достались передвижникам: их работы нам хорошо знакомы с детства по урокам русского языка и литературы, коробкам шоколадных конфет и бесконечным альбомам с репродукциями. Передвижников воспринимают живописным аналогом золотого века русской литературы. Разница, правда, в том, что наши живописцы-реалисты велики скорее на национальном ландшафте, а литература не столько «великая русская», сколько просто «великая» — в мировом масштабе.

«Сватовство майора», 1848 год
«Сватовство майора», 1848 год

За мощью золотого века то, что было до середины XIX столетия в живописи, как будто осталось на втором-третьем плане. «Нищета и забвение в середине века (XIX. — Прим. ред.) — удел многих русских живописцев, сложившихся в 1830-е годы», — писал в статье о художнике для каталога выставки Павла Федотова в Русском музее в 2015/16 году заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Григорий Голдовский. Федотов, начинавший писать маслом в духе «малых голландцев» и закончивший не ко времени экспрессивными вещами, за свою достаточно короткую жизнь прошел путь от полкового рисовальщика до художника с глубинной, но оставшейся неприкаянной экспрессией. Где-то в середине его короткого, в восемь лет, творчества, случился хрупкий баланс и симпатии критиков и публики. Он написал «Свежего кавалера» (1846), «Сватовство майора» (1848, вариант 1850/52), «Завтрак аристократа» (1849/50).

Современники сочли его проводником идей «натуральной школы», кивая на «поворот», произошедший в литературе, и будто подгоняя не такую сознательную русскую живопись. А в XX веке Федотов и вовсе стал «обличителем пороков», предвестником более основательно раскрывшегося Василия Перова (1833—1882). Даже сегодня мы по инерции продолжаем видеть в Федотове жанровую сторону — то есть «литературщину», композиционную перегруженность, «тонкую» живопись по аналогии с «малыми голландцами» и эффект подглядывания.

«Завтрак аристократа», 1849—1850 годы
«Завтрак аристократа», 1849—1850 годы

Как и Василий Перов, и Илья Репин, и многие русские художники, с подачи исследователей он нес этот крест «гражданского долга» и социальной осознанности. Федотова, с легкой руки критика Валериана Майкова, назвали «Гоголем в живописи». И это меткое сравнение, ведь их и правда роднит мастерство гротеска, смеси реального и магического. Гоголю, правда, повезло больше — мистический слой его творчества так же очевиден, как реалистический. Живописцу в этой многослойности почему-то отказывают.

Если возвращаться к комическому — тому, что у нас списывают на критический реализм, — то у Федотова есть эмпатия, почти нежность к героям. Их перекрывает гротеск — и даже самому автору будто жаль своей изначальной человечности. Причем эмпатия адресована конкретным персонажам, а сарказм — скорее к обществу, порождающему такие трагикомедии. Эта двойственность заметна даже в «Завтраке аристократа», казалось бы, жанровой вещи «под голландцев». Но герой написан тонко, и речь не только о технике живописи: он не карикатурен, в образе есть обаяние. Зрителю легко идентифицировать себя с персонажем, и это самоирония, а не обидное кривое зеркало.

Портрет Павла Андреевича Федотова, Неизвестный художник
Портрет Павла Андреевича Федотова, Неизвестный художник

Павел Федотов

Пожалуй, стоит коротко обозначить, кем был Павел Федотов. Отставной штабс-капитан Финляндского полка, вольнослушатель Академии художеств. Рисовал портреты сослуживцев, патрона — великого князя Михаила Павловича, сценки из полковой жизни, карикатуры. Тогда было модно иметь полкового рисовальщика. В 1844 году Федотов вышел в отставку, чтобы заниматься только искусством. Получал пенсию с благословения императора. Первая же выставка в Академии в 1849 году производит фурор. О Федотове пишут как о явлении той самой «натуральной школы» в живописи, сравнивают с Гоголем, хвалят за характерность. Но успех и благополучие быстро сошли на нет: лучшие композиции он задешево отдал коллекционеру Прянишникову, денег не хватало, Федотов стал мрачным и угрюмым.

«Зимний день», 1850—1851 годы
«Зимний день», 1850—1851 годы

Художник жил на 21-й линии Васильевского острова, которая тогда была неуютной, продуваемой окраиной. Весной 1852 года Федотова настигло острое психическое расстройство, его устроили в больницу для душевнобольных. Осенью того же года перевели в больницу «Всех скорбящих», где он и умер в ноябре. Это короткая и, как принято говорить, скорбная история. В ней угадывается нервное перенапряжение, кипучая работа ума, следы которой стоит поискать в живописи. Посмотрите на «Зимний день» (1850/51) — единственный известный пейзаж Федотова — тут есть и романтика, и экзистенциальные нотки. Хотя по формальным признакам проще всего записать пейзаж в реалистический.

«Надежда Петровна Жданович (Вернер) за фортепиано» (фрагмент), 1849 год
«Надежда Петровна Жданович (Вернер) за фортепиано» (фрагмент), 1849 год

По следам первых выставок Федотову отвели роль «родоначальника русского критического реализма». Но если посмотреть на его работы чуть дольше и пристальнее, то становится виден совсем другой содержательный пласт.

Это, с одной стороны, чувствительность, которая накладывается на невышколенность, неакадемичность (все-таки Федотов был любителем, хотя и получил звание академика). Чувствительности художник дает выход в хрупкости, кристальной нежности портретов. Им традиционно достается не столько внимания, но это ювелирная работа — в первую очередь из-за внимания к характерам. Портреты офицеров Финляндского полка, их жен, чиновников — вокруг всех них много воздуха, как будто для Федотова существовало одно большое чистое пространство. Наверное, в таком подходе есть что-то вермееровское, но и непрофессиональность художника скорее в пользу зрителя. В «Портрете Н.П. Жданович за фортепиано» (1849) заметна перспективная помарка, мы видим фортепиано будто под смещенным углом — но какая естественная, далекая от академических шаблонов героиня.

«Игроки», 1852 год
«Игроки», 1852 год

А в поздних вещах нарастает мистическая, даже экзистенциальная плотность, экспрессия, предвещающая безумие, — то, что в Федотове нечасто замечают. Его последнее полотно «Анкор, ещё анкор!» (1851/52) сочетает привычный комнатный интерьер с будто разрушенным сюжетом. Здесь нет узнаваемых персонажей, нет улыбки — это существование в некой душной избе с крошечным окном. И мистика, и экспрессия уже далеки от реализма. Такая парадоксальность, наверное, была возможна в момент формирования стиля, когда к нему приходило интуитивно романтическое сознание. Но поскольку реализму суждено было стать нашим главным «большим стилем», то другого, чувствительного, сходящего с ума, трагически-романтического Федотова не многим удается считать.

«Анкор, ещё анкор!», неоконченная картина Павла Федотова, 1851—1852 годы
«Анкор, ещё анкор!», неоконченная картина Павла Федотова, 1851—1852 годы

«Анкор» — еще и о том, что Федотов чувствовал цвет, свет, хотя его и называли «рисовальщиком». Посмотрите на рыже-красные всполохи краски — это самая стихийная вещь художника. Может, из-за того что он проработал в Петербурге, его живописное чутье не разгулялось, ведь профессиональные художники и академики ездили работать в Италию — смотреть и писать солнечный свет, южные цвета и фактуры. У Федотова же свет так и остался серым, как ветер, или теплым, но бедным огоньком. Хотя по «Сватовству», «Вдовушке» и «Завтраку…» заметно, какой он меткий колорист, и это интуитивное понимание стихии — такая же часть федотовского стиля, как и «литературность».

Сегодня о Федотове-человеке говорят нечасто. Кажется, что автор взялся за реальность и отравился ею. В каталоге выставки «Павел Федотов. 1815—1852», которая прошла в Русском музее в 2015 году, Григорий Голдовский замечает, что после всплеска успеха у Федотова началась «тяжелая депрессия». Весной 1852 года друзья поместили художника в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных (Николай I пожаловал на его содержание 500 рублей), где тот и провел последние дни своей жизни.

Увидеть вживую картины Павла Федотова вы можете в основной экспозиции Русского музея, другом и партнером которого уже не первое десятилетие является банк ВТБ.

Материалы по теме: