Найти тему
Манжета театроведа

Тайны "Театрального романа". "Играть вообще ничего не может": справедлив ли был Булгаков?

«Тут дверь отворилась, и в предбанник оживленной походкой вошла дама. Вбежав, дама засмеялась переливистым смехом и воскликнула:
– Нет, нет! Неужели вы не видите? Неужели вы не видите?
– А что такое? – спросила Торопецкая.
– Да ведь солнышко, солнышко! – восклицала Людмила Сильвестровна, играя платочком и даже немного подтанцовывая. – Бабье лето! Бабье лето!
Торопецкая поглядела на Людмилу Сильвестровну загадочными глазами и сказала:
– Тут анкету нужно будет заполнить.
Веселье Людмилы Сильвестровны прекратилось сразу.
– Какую еще анкету? Ах, Боже мой! Только что я радовалась солнышку, сосредоточилась в себе, что-то только что нажила, вырастила зерно, чуть запели струны, я шла в театр, как в храм... и вот... Ах, пишите вы сами, я ничего не понимаю в этих делах!»

Н.Коляканова в роли Людмилы Сильвестровны Пряхиной. Кадр из х/ф "Театральный роман" О.Бабицкого и Ю.Гольдина
Н.Коляканова в роли Людмилы Сильвестровны Пряхиной. Кадр из х/ф "Театральный роман" О.Бабицкого и Ю.Гольдина

Исследователи, самый знаменитый из которых — Виталий Вульф, считали, что прототип этой взбалмошной дамы и слабой актрисы — Лидия Коренева, одна из любимых учениц Станиславского. Так ли это и прав ли был писатель, оценивая талант артистки?

Иногда выдвигается версия, что Пряхина — собирательный образ, частично списанный и с Марии Роксановой, первой Нины Заречной Художественного театра. Но она ушла из МХАТА еще до прихода в него Булгакова, и они вряд ли могли пересечься.

Мария Роксанова. Источник: kino-teatr.ru
Мария Роксанова. Источник: kino-teatr.ru

А вот Кореневу писатель и правда не любил. В спектакле "Мольер" по пьесе "Кабала святош" ей была отдана одна из двух главных и лучших женских ролей — Мадлены Бежар. Булгакова это неимоверно злило. Он считал, что "нельзя плохого актера заставить играть хорошо".

Елена Сергеевна Булгакова 7 апреля 1935 года записывает в дневнике, что муж «...развлекает себя и меня показом, как играет Коренева Мад­лену. Надевает мою ночную рубашку, становится на колени и бьет лбом о пол (сцена в соборе)».

Лидия Коренева в роли Мадлены. 1936 год
Лидия Коренева в роли Мадлены. 1936 год

Впоследствии Булгаков изобразит свою Пряхину прибегающей в истерике к худруку Ивану Васильевичу домой, а старенькая тетушка Ивана Васильевича будет кричать ей: «Людочка! Назад! Чужой!». И вот герой выносит безжалостный вердикт:
«А главное то, что она не может играть!
— Анну-то?
— Не Анну, а вообще ничего не может!
— Позвольте!
— Нет, позвольте! Актриса, которая хотела изобразить плач угнетенного и обиженного человека и изобразила его так, что кот спятил и изодрал занавеску, играть ничего не может.

...— Позвольте! Москвичи утверждают, что она играла прекрасно в свое время...
— Врут ваши москвичи! — вскричал я. — Она изображает плач и горе, а глаза у нее злятся! Она подтанцовывает и кричит «бабье лето!», а глаза у нее беспокойные! Она смеется, а у слушателя мурашки в спине, как будто ему нарзану за рубашку налили! Она не актриса!»

Но вот была ли Коренева и правда "не актрисой"?

Лидия Коренева в 1908 году. Источник: wikipedia.org
Лидия Коренева в 1908 году. Источник: wikipedia.org

Дадим слово ее младшей коллеге — Софье Гиацинтовой. Совсем юной, только придя в театр, она увидела «...Кореневу — изумительную Лизу Хохлакову. Вот уж она вся была из Достоевского (я считаю, что и Татьяну Ивановну в «Селе Степанчикове» она играла лучше всех других исполнительниц), с точным попаданием в сложный характер своей героини.
...она была удивительно хороша в роли Lise. Ее острый, недобрый темперамент булавочкой колол всех вокруг. Капризная, нервная, она вертелась в своем кресле, не зная минуты покоя. И каждый мускул в лице дрожал, и глаза возбужденно горели, и голос, звавший: «Алеша, Алеша!», звучал то детски-поэтично, то настойчиво-властно, то горестно. Дитя, бесенок, мучительница, страдалица — все заключало в себе это странное и хрупкое существо».

Л.Коренева в роли Lise в "Братьях Карамазовых". Источник: maskball.ru
Л.Коренева в роли Lise в "Братьях Карамазовых". Источник: maskball.ru

Коренева была удивительно хороша собой — с юности до глубокой старости. Она одевалась у знаменитой портнихи (но сейчас о ней бы сказали — кутюрье) Ламановой, и модницы с горящими глазами ждали ее новых туалетов, чтобы скопировать их. А главное — плохой от природы актрисой Коренева быть никак не могла. Не только Гиацинтова отмечала: Лидия Коренева была идеальной "героиней Достоевского". А это говорит об актерском таланте очень много, без мощного "нутра" не сыграешь таких ролей.

Л.Коренева в роли Верочки в "Месяце в деревне". Источник: kino-teatr.ru
Л.Коренева в роли Верочки в "Месяце в деревне". Источник: kino-teatr.ru

Так в чем же причина того, что одаренная, красивая, любимая публикой актриса осталась за бортом МХАТА? После ухода она поклялась не переступать порог театра и исполнила свою клятву.

Источник: kino-teatr.ru
Источник: kino-teatr.ru

Давайте снова дадим слово Софье Владимировне: «Коренева вообще могла стать более значительной актрисой в театре. Были причины, конечно, и привходящие, но одну я вижу в ней самой. Начав блестяще (ее Верочка из «Месяца в деревне» — образ хрестоматийный), она целиком вверилась Станиславскому и Немировичу-Данченко, не утруждая себя собственными поисками или, может быть, не осмеливаясь на это. Произошел чрезвычайный парадокс: благородная преданность великим учителям не окрылила, а сковала, ограничила ее актерскую жизнь. И со временем она показалась консервативной, старомодной. Я думаю, она и из театра ушла гораздо раньше положенного ей актерского срока потому, что не стало руководителей, без которых она не могла ни работать, ни отстоять свое место. А едва ли не самое важное в их учении — доверившись ему, постигнув, уметь развивать и утверждать его собственной актерской индивидуальностью и творческой активностью. Этого не было дано Лидии Михайловне».

-8

Да, вероятно, профессиональное безоглядное доверие учителю подвело актрису в ее сценической жизни. Она вообще была "однолюбом", как в профессии, так и в отношениях с людьми: полюбив в юности великого Качалова, осталась верна своему кумиру и, красавица, встретила старость в одиночестве.

Кстати, та тесная дружба с семьей Станиславского (романного "Ивана Васильевича"), которую так желчно изображает Булгаков, не сводилась к слепому обожанию и жалобам на обидчиков. В годы Великой Отечественной, когда жена режиссера, Мария Петровна Лилина, тяжело заболела, Коренева самоотверженно ухаживала за нею, отказавшись ради этого эвакуироваться из Москвы.

Так что, прослеживая прототипы героев романа, надо помнить: писатель не бог и не всегда видит и изображает жизнь в ее полноте. Особенно когда его зрение затуманено обидой. И Людмилу Сильвестровну Пряхину лучше воспринимать как блестяще написанную карикатуру — но не стоит слепо переносить ее черты на реальную, сложную и трагичную фигуру Лидии Михайловны Кореневой.
--
Предыдущий пост о "Театральном романе" .

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

На сегодня все! Спасибо, что читаете мои статьи. Удобный путеводитель по моим публикациям здесь . Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре.