Найти в Дзене

Что должен знать, уметь и делать управляющий несетевого ресторана, кафе или бара?

Этот вопрос встаёт перед каждым собственником рано или поздно. В этой статье мы постараемся кратко ответить на этот вопрос. А подробно обязанности управляющего мы расписали в нашем варианте должностной инструкции.

Обязанности управляющего складываются из цели, к которой он должен привести предприятие. Грустный момент в том, что редкий управляющий может чётко и быстро озвучить эту цель.

Для большинства ресторанов, не стремящихся к мировой славе, эта цель будет звучать так:

«Приносить ежемесячную прибыль в размере Х рублей, при этом имея рейтинг не менее Х, пользуясь уважением жителей города и имея постоянный коллектив довольных работой у нас сотрудников».

Из цели легко выделить 3 задачи: прибыль, репутация и позитивное «сарафанное радио» и довольные постоянные сотрудники-профессионалы.

Из этих задач и складывается 5 «П» знаний, умений и навыков управляющего, способного эти задачи решить и достичь поставленной цели:

П – показатели

П - планирование

П – продукт и процесс

П – персонал

П – продвижение

Согласно этой последовательности пяти П, эффективный управляющий руководствуется таким алгоритмом:

«Чтоб решить задачу, мне нужно чётко видеть исходные данные. Что я имею в настоящий момент? (П1 – умеет получать достоверные необходимые показатели).

Антипример: управляющий уверенно отвечает на вопрос «А какой у вас средний чек?». Он говорит «1500 на гостя!» или «800 на гостя!». Нельзя взять всю выручку за месяц и поделить на число всех гостей, кто был. Потому что средний чек того, кто обедает, того, кто ужинает по будням, и того, что тусуется вечером в пятницу, это 3 очень разных показателя. Состав этих чеков очень разный. Доля выручки этих 3х аудиторий очень внушительна в составе всей выручки. Так нельзя давать ответа одной цифрой на вопрос про средний чек.

Так, что я имею, я узнал. Теперь надо понять: где слабые места, почему они появились, какое самое слабое, где самый сильный потенциал для быстрого изменения и роста. С чего начать? (П2 – умеет анализировать полученные достоверные показатели и анализировать их: почему они такие, какие должны быть, что можно сделать, чтоб эти показатели изменить, и какие начать менять в первую очередь, так как они дадут самый быстрый и чувствительный результат»).

Антипример: управляющий берёт данные, которые предоставляет ему бухгалтер (например, ОДР или ОДДС), сам своей версии отчёта на составляет. 10 м инут пробегает глазами по отчёту от бухгалтера до строки «прибыль/убытки», затем нервно говорит себе «надо что-то срочно делать, повышать продажи. О, проведём тренинги по продажам! Запустим акции! Таргет! Обновим меню!».

Самые перспективные точки роста я выявил. Какой продукт нужно создать, или как изменить имеющийся продукт, чтобы в этих точках роста пошло движение? А какие процессы приготовления, обслуживания, снабжения и т.д. необходимы для этого нового или обновлённого продукта, чтобы клиент был восхищён этим продуктом, полностью доволен им от и до?

(П3 – умеет не просто генерировать идеи, а участвует в качестве эксперта на всех этапах создания продукта и внедрения процессов: в поиске лучшего сырья для блюд, посуды, технологий приготовления; участвует в отработке, корректирует технологию приготовления и хранения п/ф, скорость выдачи, внешний вид продукта, оптимальный выход в г; организовывает фотографирование и руководит этим процессом согласно заранее спроектированному ТЗ для дизайнера и продвижения; тестирует процессы предоставления продукта до его внедрения, проектирует стандарты сервиса)

Так, продукт и процессы разработаны, протестированы, утверждены. Прежде чем с их помощью начинать влиять на показатели, я должен найти людей, способных создавать такой продукт и процессы, и научить их это делать. (П4 – понимает, какими качествами должны обладать люди, способные создавать этот продукт в имеющихся условиях. Умеет выявить их ценности. Умеет найти места, где «тусуются» эти люди. Умеет создать для них максимально привлекательную и конкурентную среду, чтобы они работали в удовольствие и как можно больше. Умеет привлечь этих людей на созданные условия и выбрать из потока кандидатов самых лучших).

Продукт есть, процессы есть, люди есть, мы готовы! Как мне теперь максимально быстро, недорого и эффективно дать знать об уникальных качествах моего продукта именно тем людям, которые это ценят, и которые способны регулярно покупать именно этот продукт и услуги по нужной мне цене, при этом считая эту цену привлекательной? (П5 – умеет определить, где находится нужная для достижения цели ЦА, предлагает эффективные стратегии привлечения гостей и продвижения продукта, умеет создавать эффективные продающие макеты, умеет отслеживать конверсию маркетинговых акций, распределяя бюджет в самые эффективные, постоянно находится на связи с гостями, знает постоянников по именам, создаёт гостевую базу и регулярно оценивает, насколько гости «прогреты», кто «остыл», разрабатывает стратегию возврата «остывших» гостей).

Антипример: управляющий считает, что если привлечь мужчин 30-35 лет, собственников бизнеса, которые любят стейки и пиво, дела пойдут на лад: «Надо-ка дать рекламу в журналах, которые эти мужчины читают. Или почаще постить в Инсаграм фото красивых девушек».

Пример чек-листа управляющего кафе, баром или рестораном на месяц
Пример чек-листа управляющего кафе, баром или рестораном на месяц

Да, объём знаний, навыков и умений кажется колоссальным. На самом деле, при желании можно всему этому научиться за 2 года, если не сидеть в офисе, а постоянно работать несколько часов в день на всех должностях, начиная от закупщика и технолога до повара, мойщицы (да! Там столько интересного вы узнаете про эффективность вашего меню) и хостес.

Хорошая новость: эта работа невероятно интересная. А процент от прибыли, который может попросить себе в дополнение к окладу эффективный управляющий, тоже очень приятный. Например, предприятие терпит средние убытки по месяцу -100 тысяч. Управляющий через полгода достигает результата +200 тысяч ежемесячной прибыли. Итого он заработал для собственника 300 тысяч ежемесячно.

Как вы думаете, что выберет собственник: платить управляющему +100 тыс ежемесячно дополнительно к окладу, тоже получая по 100 тысяч прибыли, или снова платить каждый месяц по 100 тысяч убытков?

А если управляющий не может за полгода вывести почти любое (98%) предприятие хотя бы в 0, то надо снова перечитать эту статью и срочно научиться всему, что ещё он не умеет.

Должностную инструкцию и видео для управляющего скачивайте по ссылке

Наталья и Андрей Шуманские,

Прага-Екатеринбург

natashumanska.com